АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2024 года Дело № А33-21102/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2024 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Кушнаревой Н.П.,

судей Белоглазовой Е.В., Качукова С.Б.,

при участии в судебном заседании представителя Правительства Красноярского края Сирота И.А. (доверенность от 11.01.2022, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промстройресурс" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 января 2024 года по делу № А33-21102/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2024 года по тому же делу,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Промстройресурс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Красноярского края о признании недействительным распоряжения от 21.06.2023 № 443-р "Об отказе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0290204:333, 24:11:0290204:334 из одной категории в другую"; о возложении обязанности повторно рассмотреть ходатайство о переводе земельных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" с видом разрешенного использования добыча полезных ископаемых.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, Служба по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края, Администрация Емельяновского района (далее- администрация).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 января 2024, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В кассационной жалобе приведены доводы о неверном применении судами положений статей 4 и 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и ошибочности их выводов об отсутствии оснований для перевода земельного участка в другую категорию. Судами не проверены причины не утверждения генерального плана сельского поселения. К участию в деле необходимо было привлечь министерство лесного хозяйства Красноярского края.

В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Присутствующий в судебном заседании представитель Правительства Красноярского края поддержал доводы отзыва.

Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 02.03.2015 № 1/130-од обществу предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийных пород на карьере 4 Кубековского участка месторождения Песчанка Емельяновского района Красноярского края на срок до 30.02.2025.

05.03.2015 обществу выдана лицензия на пользование недрами ЕМЛ 0524 ТЭ с целью разведки и добычи песчано-гравийных пород на указанном карьере на срок до 30.02.2025.

Постановлениями администрации Емельяновского района Красноярского края от 08.10.2020 № 1534 и № 1535 утверждены проекты рекультивации нарушенных земель месторождения песчано-гравийного материала на земельных участках с кадастровыми номерами 24:11:0290204:333, 24:11:0290204:334.

22.12.2022 постановлениями администрации № 2854 и № 2853 дано согласие на перевод указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для добычи полезных ископаемых.

01.12.2022 между администрацией и обществом заключены договоры аренды, по условиям которых обществу во временное владение и пользование сроком до 27.02.2027 переданы указанные земельные участки.

05.04.2023 общество обратилось в Правительство Красноярского края с заявлением о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0290204:333 и 24:11:0290204:334 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Распоряжением от 21.06.2023 № 443-р Правительство Красноярского края отказало в переводе указанных участков в другую категорию земель.

Не согласившись с указанным распоряжением, общество обратилось в арбитражный суд с названными выше требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями статей 4, 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статей 9, 14, 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации и исходили из того, что оспариваемое распоряжение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, правильность применения судами норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

На основании пункта 8 части 1 статьи 7 данного Федерального закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

По смыслу положений статей 7, 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр вместе с получением соответствующей лицензии приобретает с соблюдением установленных законодательством процедур право пользования земельным участком в границах геологического отвода и (или) горного отвода.

В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" одним из оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую является установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования относятся документы территориального планирования субъекта Российской Федерации - схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к иным областям в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации (статья 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.

Перечень видов землеустроительной документации приведен в статье 19 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве".

Согласно части 4 статьи 2 Закона Красноярского края от 03.06.2015 № 8-3494 "О составе и порядке подготовки проектов схем территориального планирования Красноярского края, а также о порядке внесения изменений в схемы территориального планирования Красноярского края" на картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются по видам участки недр местного значения.

К участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые (статья 2.3 Закона о недрах).

Статьей 4 Закона о недрах установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится, в том числе, подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Таким образом, участки недр местного значения, подлежащие освоению, должны быть отражены на схемах территориального планирования соответствующей территории либо в документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Отказывая в переводе спорных земельных участков в иную категорию, Правительство Красноярского края исходило из того, что испрашиваемое целевое назначение земельных участков не соответствует утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Признавая оспариваемое распоряжение законным, суды согласились с позицией ответчика.

Выводы судов являются обоснованными, соответствующими указанным выше нормам права.

Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 № 449-п утверждена схема территориального планирования Красноярского края. Однако как установлено судами ни в графической части (в схемах), ни в текстовой части в ней не содержится сведений о возможности использования указанных выше земельных участков для разработки участков недр местного значения. Иные документы территориального планирования также не содержат данных сведений, равно как и документация по планировке территории, землеустроительная документация.

В этой связи суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для перевода указанных участков из земель сельскохозяйственного назначения в категорию промышленности ввиду прямого запрета, установленного частью 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", поскольку документы территориального планирования, иные документы не содержат оснований для признания испрашиваемого целевого назначения рассматриваемых земельных участков соответствующим данным документам.

При этом общество в порядке части 5 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в схему территориального планирования субъекта Российской Федерации в целях приведения в соответствие документов, необходимых для принятия решения о таком переводе земельных участков.

Содержащиеся в кассационной жалобе ссылки на неправильное применение положений статей 4 и 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и приоритете последней нормы, являются ошибочными, основанными на неверном толковании действующего законодательства.

В рассматриваемом случае факт предоставления земельного участка для добычи полезных ископаемых, наличие лицензии не являются достаточными для перевода земель из одной категории в другую при наличии препятствий, приведенных в статье 4 названного Федерального закона.

Исходя из существа заявленных требований, вопрос о причинах не утверждения генерального плана сельского поселения не подлежал включению в предмет доказывания по делу.

Оснований для привлечения к участию в деле министерства лесного хозяйства Красноярского края не имелось, поскольку его права и обязанности принятыми по делу судебными актами не затрагивались.

Иные приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства в судах двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Руководствуясь статьями 274, 286-288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 января 2024 года по делу № А33-21102/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Н.П. Кушнарева

Е.В. Белоглазова

С.Б. Качуков


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка