ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2024 года Дело № А44-1325/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2024 года.

В полном объёме постановление изготовлено 09 октября 2024 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,

при участии от крестьянского (фермерского) хозяйства "Русский нетель" Романова А.С. по доверенности от 25.03.2024 № 2, от общества с ограниченной ответственностью "Лентелефонстрой-Любытино" Решетова М.В. по доверенности от 28.03.2024,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Лентелефонстрой-Любытино" и администрации Любытинского муниципального района на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 апреля 2024 года по делу № А44-1325/2024,

установил:

крестьянское (фермерское) хозяйство "Русский нетель" (ОГРН 1234700004472, ИНН 4705099821; адрес: 188353, Ленинградская область, Гатчинский район, деревня Горки, переулок Солнечный, дом 2; далее - КФХ, хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к администрации Любытинского муниципального района (ОГРН 1025301988502, ИНН 5306000656; адрес: 174760, Новгородская область, Любытинский район, рабочий поселок Любытино, улица Советов, дом 29; далее - администрация) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявлений КФХ на участие в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков, выраженного в письме от 26.12.2023 № М06-6343-И, и о возложении на администрацию обязанности допустить КФХ к аукциону на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 53:07:0062601:131, 53:07:0062601:132, 53:07:0062601:134, 53:07:0062601:136, 53:07:0062601:138, 53:07:0062601:139, 53:07:0000000:3958, 53:07:0000000:3963, 53:07:0000000:3964, 53:07:0113001:9, 53:07:0113001:122, 53:07:0113001:123, 53:07:0113001:124, 53:07:0113001:125, 53:07:0113001:126.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лентелефонстрой-Любытино" (ОГРН 1235300004400, ИНН 5300011436; адрес: 174750, Новгородская область, Любытинский район, деревня Никольское, переулок Зеленый, дом 1; далее - общество, ООО "Лентелефонстрой-Любытино").

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 23 апреля 2024 года по делу № А44-1325/2024 решение администрации, выраженное в письме от 26.12.2023 № М06-6343-И, признано незаконным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

ООО "Лентелефонстрой-Любытино" и администрация с судебным актом не согласились и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить и отказать хозяйству в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалоб ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

КФХ отзыв считает, что решение суда следует оставить без изменения.

Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителя в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей КФХ и общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 27.11.2023 размещены девятнадцать извещений о принятии заявлений о намерении участвовать в аукционе по аренде следующих земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Любытинского муниципального района, а именно с кадастровым № 53:07:0062601:139 площадью 140 700 кв. м (извещение 21000026220000000173, лот № 1); № 53:07:0062601:134 площадью 34 731 кв. м (извещение 21000026220000000175, лот № 1); № 53:07:0062601:138 площадью 93 429 кв. м (извещение 21000026220000000176, лот № 1); № 53:07:0062601:136 площадью 75 791 кв. м (извещение 21000026220000000178, лот № 1); № 53:07:0062601:132 площадью 51 796 кв. м (извещение 21000026220000000179, лот № 1); № 53:07:0000000:3958 площадью 1 177 571 кв. м (извещение 21000026220000000180, лот № 1); № 53:07:0062601:131 площадью 48 655 кв. м (извещение 21000026220000000181, лот № 1); № 53:07:0000000:3964 площадью 445 621 кв. м (извещение 21000026220000000182, лот № 1); № 53:07:0113001:124 площадью 93 757 кв. м (извещение 21000026220000000183, лот № 1); № 53:07:0113001:123 площадью 45 441 кв. м (извещение 21000026220000000184, лот № 1); № 53:07:0113001:125 площадью 107 112 кв. м (извещение 21000026220000000185, лот № 1); № 53:07:0113001:126 площадью 105 759 кв. м (извещение 21000026220000000186, лот № 1); № 53:07:0113001:122 площадью 34 731 кв. м (извещение 21000026220000000187, лот № 1); № 53:07:0113001:9 площадью 257 450 кв. м (извещение 21000026220000000189, лот № 1); № 53:07:0000000:3963 площадью 1 661 959 кв. м (извещение 21000026220000000190, лот № 1); № 53:07:0000000:4403 площадью 17 586 кв. м (извещение 21000026220000000172); № 53:07:0062601:137 площадью 15 419 кв. м (извещение 21000026220000000174); № 53:07:0062601:133 площадью 36 326 кв. м (извещение 21000026220000000177); № 53:07:0062601:130 площадью 22 170 кв. м (извещение 21000026220000000188).

В извещениях указано, что участниками аукциона могут быть сельскохозяйственные организации.

От КФХ администрации 25.12.2023 поступило 15 заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды (земельные участки с № 1 по № 15.

По результатам рассмотрения этих заявлений администрацией принято единое решение, оформленное в виде письма от 26.12.2023№ М06-6343-И, об отказе в удовлетворении заявлений КФХ, мотивированное тем, что Областным законом Новгородской области от 02.04.2002 № 30-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Новгородской области" (далее - Закон № 30-ОЗ) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены предельные максимальные размеры земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, площадью 200 га.

Не согласившись с таким решением, хозяйство оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, из положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 этого Кодекса следует, что обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган который его принял.

В материалах дела усматривается, что на территории Любытинского муниципального района расположены земельные участки с кадастровыми номерами 53:07:0062601:131, 53:07:0062601:132, 53:07:0062601:134, 53:07:0062601:136, 53:07:0062601:138, 53:07:0062601:139, 53:07:0000000:3958, 53:07:0000000:3963, 53:07:0000000:3964, 53:07:0113001:9, 53:07:0113001:122, 53:07:0113001:123, 53:07:0113001:124, 53:07:0113001:125, 53:07:0113001:126, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения.

Из пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон № 101 -ФЗ) следует, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Земельный кодекс).

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулирует глава V.1 Земельного кодекса.

По общему правилу земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах), организуемых и проводимых в соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ.

В соответствии со статьей 39.1 1 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1).

Запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2).

Согласно пункту 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

В силу пункта 10 статьи 39.12 ЗК РФ заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи.

Применительно к рассматриваемой ситуации администрация в своем отказе, оформленном письмом от 26.12.2023№ М06-6343-И, не привела основание для отказа, определенное пунктом 8 статьи 39.12 Земельного кодекса.

Как отмечено ранее, администрация сослалась только на то, что Законом № 30-ОЗ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности возможно предоставление земельного участка, не превышающего 200 га.

Действительно, пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона № 30-ОЗ установлены предельные максимальные размеры земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - 200 га.

Вместе с тем, из извещений администрации о проведении аукционов, относительно которых хозяйством поданы заявления, следует, что площадь каждого земельного участка не превышает 200 га.

Кроме того из буквального изложения положений Закона № 30-ОЗ, в том числе и его наименования, следует, что этим областным законом установлены предельные размеры земельных участков для предоставления их гражданам, в то время как хозяйство создано как юридическое лицо.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон № 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений (пункт 3 статьи 1 Закона № 74-ФЗ).

При этом согласно пункту 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86.1 ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Таким образом, из системного анализа положений Закона № 74-ФЗ и ГК РФ следует, что КФХ может быть образовано и как организация, юридическое лицо.

Применительно к рассматриваемой ситуации КФХ создано в качестве юридического лица, являющего коммерческой организацией, что в том числе следует из сведений, содержащихся в Единого государственного реестра юридических лиц, выписка из которого предъявлена в материалы судебного дела.

В связи с изложенным в рассматриваемом случае отказ администрации, изложенный в письме от 26.12.2023 № М06-6343-И со ссылкой на установленные Законом № 30-ОЗ ограничения по размеру площади земельных участков не может быть признан правомерным.

Относительно приведенных доводов о том, что хозяйство не является сельскохозяйственной организацией суд первой инстанции правомерно отметил следующее.

Действительно, действующее законодательство не дает однозначного понятия сельскохозяйственной организации.

Отдельные вопросы развития сельского хозяйства регулируются, в том числе Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон № 264-ФЗ).

Статьей 3 названного закона установлено, что в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год (часть 1).

В соответствии пункт 3 части 2 Закона № 74-ФЗ. сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также крестьянские (фермерские) хозяйства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2017 № 79-р утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности.

Согласно названному перечню, к такой продукции относятся по кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности: 01.42.12.121 Телята молочного крупного рогатого скота живые племенные, 01.42.12.122 Телята мясного крупного рогатого скота живые племенные и прочее.

Согласно сведениям, отраженным в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности хозяйства указан код ОКВЭД 01.42.12. "Разведение племенного мясного и прочего крупного рогатого скота, включая буйволов, яков и др.", то есть осуществляемая заявителем деятельность относится к сельскохозяйственной деятельности.

Кроме того, из изложенного в письме от 26.12.2023 № М06-6343-И отказа следует, что администрация не ставила под сомнение факт отнесения КФХ к сельскохозяйственной организации.

Суд также правомерно принял во внимание то, что КФХ является участником программы государственной поддержки в сфере развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области в рамках реализации государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2012 № 463.

С учетом изложенного суд правомерно признал незаконным изложенное в письме от 26.12.2023 № М06-6343-И решение администрации.

Поскольку 27.12.2023 администрацией с КФХ заключены договоры испрашиваемых хозяйством земельных участков, то оснований для возложения в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ на администрацию обязанности допустить КФХ к аукциону на право заключения договоров аренды земельных участков у суда не имелось.

Выводы суда, изложенные в решении от 23.04.2024, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.

Подателями апелляционных жалоб не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.

Оснований для отмены судебного акта не усматривается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 апреля 2024 года по делу № А44-1325/2024 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Лентелефонстрой-Любытино" и администрации Любытинского муниципального района - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.А. Алимова

А.Ю. Докшина


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка