ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2024 года Дело № А43-38201/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2024

Полный текст постановления изготовлен 09.10.2024.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Фединской Е.Н.,

судей Белякова Е.Н., Новиковой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Худяковой И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью "СоюзаАгроТранс"

на решение Арбитражного суда Нижегородской области

от 05.06.2024 по делу № А43-38201/2023,

по иску АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ "ВОЛЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО" (ОГРН: 1025203016717, Дата присвоения ОГРН: 21.08.2002, ИНН: 5260902190) г. Нижний Новгород, Нижегородская область,

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СОЮЗАГРОТРАНС" (ОГРН: 1201600068658, Дата присвоения ОГРН: 30.09.2020, ИНН: 1660351110) г. Казань, Республика Татарстан,

о взыскании 3 011 561 руб. 58 коп.,

при участии в судебном заседании представителей: от акционерного общества "Судоходная компания "Волжское - Борисова Ю.А. по доверенности от 06.12.2022 № Д-ВП-061222-У/0118-1, сроком действия до 31.12.2024, диплом от 20.06.2007 № 44308, документ, подтверждающий изменение фамилии; иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом,

установил:

акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" (далее - АО "СК "Волжское пароходство", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявление к обществу с ограниченной ответственностью "Союзагротранс" (далее - ООО "Союзаагротранс", ответчик) о взыскании штрафа за сверхнормативный простой судна (демередж) в размере 3 011 561руб. 58 коп.

Решением от 05.06.2024 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования.

ООО "Союзаагротранс", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что сверхнормативный простой судна возник по причинам, не зависящим от заказчика. По мнению заявителя, выгрузка груза была произведена в рамках сталийного времени.

Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

Заявитель жалобы, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в заседание суда не обеспечил.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании указал на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя жалобы (ответчика) по имеющимся в деле материалам.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО "Судоходная компания "Волжское пароходство" (АО "Волга-флот", далее - Общество, Исполнитель, Истец) и Обществом с ограниченной ответственностью "СоюзаАгроТранс" (далее - Заказчик, Грузоотправитель, Ответчик) 05 сентября 2023 г. заключен Договор № 09-23/5767 о перевозке грузов (далее - Договор), по условиям которого "Заказчик" предъявляет в сентябре 2023 года для перевозки судном груз навалом, именуемые в дальнейшем "груз", а "Исполнитель" осуществляет перевозку указанного груза грузовым самоходным теплоходом тип "Волго-Дон", для перевозки ячменя из Красновидово в Астрахань Ариб-порт. Грузовой теплоход подаётся пол погрузку в следующие сроки: 07-08.09.2023 г.

Согласно пункту 2.4 договора, учет стояночного времени в пунктах погрузки и выгрузки ведется в соответствии с Правилами перевозок грузов, сели иное не согласовано Сторонами дополнительно.

Судо-часовые нормы погрузки-разгрузки судов согласовываются Сторонами в следующих размерах:

Порт погрузи - 1500 тонн в сутки; Порт выгрузки - 1000 тонн в сутки.

По прибытии в порты погрузки/выгрузки "Исполнителем" (капитаном судна/вахтенным начальником) подастся нотис (извещение) о готовности к грузовым операциям по телефону, факсу, радиосвязи или электронной почте "Заказчику", или представителю порта, или представителю грузоотправителей/грузополучателей. Нотис о готовности должен быть принят независимо от того, ошвартовано судно к причалу или нет. Отсчет времени стоянки начинается с момента постановки судна к причалу. При неподаче судна к причалу не по вине "Исполнителя" время ожидания судном постановки к причалу (в том числе и по причине ожидания освобождения причала другим судном/судами) включается в сроки обработки. В письменном виде нотис о готовности подастся "Заказчику", или представителю порта, или представителю грузоотправителей/грузополучателей после постановки судна к причалу. Стороны специально оговорили, что предварительные нотисы "Исполнителем" в письменном виде не подаются.

Фактическое время обработки судна рассчитывается с момента подачи нотиса (извещения) о готовности к грузовым операциям, до момента окончания оформления грузовых документов.

Перешвартовки, перестановка судна, начавшего грузовые операции, производимые по указанию "Заказчика", или представителя порта, или представителя грузоотправителя/ грузополучателя, производится за счет "Заказчика" и время, затраченное па них, засчитывается в фактическое время стоянки.

При погрузке, выгрузке судна в двух и более пунктах без предварительного согласования с "Исполнителем", время переходов включается в фактическое время обработки судна.

Время перехода с якорной стоянки к причалу погрузки/выгрузки не включается и фактическое время стоянки.

Время ожидания погрузки/выгрузки из-за несвоевременного обеспечения доступного, безопасного причала с достаточными и безопасными глубинами для подхода и отхода судов включается в фактическое время стоянки под грузовыми операциями.

Время, затраченное на оформление и ожидание оформления грузовых документов, включается в фактическое время стоянки под грузовыми операциями.

Для исключения из фактического времени погрузки/выгрузки времени стоянки судна по метеопричинам, время действия неблагоприятных метеопричин должно быть отражено в подписанном обеими сторонами таймшите. К неблагоприятным метеопричинам относится: ветер свыше 14 м/с, волна свыше 1 метра, дождь в случае других формулировок, время стоянки не исключается.

Расчет сумм штрафов (демереджа) за простой судна в пунктах погрузки/выгрузки производится исходя из разницы суммарного нормативного и суммарного фактического времени нахождения судна в пунктах погрузки/выгрузки. Расчет производится по погрузке и по выгрузке раздельно, но ставкам 460 000 руб./сут. или пропорционально суткам за судно (НДС не облагается). Время не реверсивное. При этом сумма экономии (диспач) в случае превышения над суммой штрафа не оплачивается "Исполнителем".

В силу п.4.1. договора, "Заказчик" оплачивает "Исполнителю" провозную плату, определяемую, исходя из тарифов за каждую тонну погруженного груза, в следующих размерах 2500 рублей кроме того НДС 20 % в сумме 500 рублей.

В случае недогруза до объявленной или согласованной загрузки (и.2.2. настоящего договора), "Заказчик" оплачивает мертвый фрахт (плата за зафрахтованную, но неиспользованную грузоподъемность судна), исходя из утвержденного тарифа на перевозки в соответствии с дополнительным соглашением и величины недогруза.

Провозная плата считается оплаченной с момента зачисления суммы платежа на счет "Исполнителя".

На основании п.4.3. договора, Оплата 100 % провозной платы за отправку производится "Заказчиком" на расчетный счет "Исполнителя" в течение 1 -го календарного дня после оформления грузовых документов на погрузку (акт ГУ-30), но в любом случае до начала выгрузки.

Все суммы оплачиваются "Заказчиком" платежными поручениями с обязательным информированием "Исполнителя" но каждой оплате по электронной почте с указанием суммы, даты и номера поручения. Оплата банковских услуг по перечислению провозной платы возлагается на "Заказчика".

В случае не поступления на счет "Исполнителя" причитающихся за перевозил платежей или не поступления таких платежей в полном объеме, в течение 1 -го банковских дня с даты подписи грузовых документов, платежи считаются как несвоевременно уплаченные и "Исполнитель" вправе не осуществлять выгрузку груза.

В данном случае "Исполнитель" получает право взыскать с "Заказчика" штраф (пени) в соответствии с законодательством РФ от непогашенной задолженности по платежам, за каждый календарный день просрочки оплаты (считается полный календарный день, вис зависимости от времени оплаты), начиная со следующего календарного дня после истечения 1 банковского дня. до дня оплаты включительно. В данном случае "Исполнитель" имеет право остановить судно и ожидать оплаты провозных платежей в любом месте и в любое время выполнения любого рейса. Все время стоянки судна в ожидании оплаты провозных платежей оплачивается по ставке демереджа, неполные сутки считаются как полные.

В случае остановки судна в ожидании оплаты провозных платежей. "Исполнитель" не несет ответственности за сроки доставки груза, за простой причалов, за изменение стоимости груза и иные убытки "Заказчика".

Согласно пункту 5.3. договора, в случае выхода судна на демередж, все дальнейшее время стоянки считается на демередже.

Демередж должен быть согласован и оплачен в течение 10 текущих суток после предоставления "Исполнителем" расчета демереджа по факсу или электронной почте. В случае нарушения сроков рассмотрения или согласования, или, если на вариант расчета "Исполнителя" "Заказчик" не даст аргументированного документально ответа в течение 10 суток, при невыполнении любого из приведенных условий, вариант расчета "Исполнителя" считается окончательным и подлежит безоговорочной оплате в течение следующих 2 банковских дней. В случае неуплаты демереджа в соответствии с вышеизложенным, "Исполнитель" имеет право в любое время прекратить действие Договора и предъявить иск за любые убытки, причиненные вследствие неуплаты демереджа. При этом "Исполнитель" освобождаются от ответственности за невыполнение договорного объема перевозок.

На теплоход "Волго-Дон 193" погружено 4328, 127 тонн ячменя продовольственного (что подтверждается Актом ГУ-30 и Накладной № 11 на перевозку водным транспортом от 10.09.2023 г.), и АО "Волга-флот" выставлен фрахтовый счет № 23/02380 от 10.09.2023 г. на сумму 12 984 381 руб. 00 коп. Таким образом, грузовые документы на погрузку были составлены 10 сентября 2023 г.

Оплата вышеуказанного фрахтового счета осуществлена ответчиком частями на расчетный счет за пределами установленного договором срока.

Согласно исковому заявлению, на момент получения АО "Волга-флот" уведомления о том, что порт "Стрелецкое" готов принять судно на выгрузку, оплата фрахта не была произведена в полном объеме, в связи с чем судно "Волго-Дон 193" 19.09.2023 г. не подошло к причалу на выгрузку. С даты подачи нотиса и до даты оформления грузовых документов, подтверждающих выгрузку - 10, 875 сут., из которых 4,328127 сут. сталийное время и 6,546873 сут. сверхнормативный простой судна.

По расчету истца, общий размер демереджа составил 6, 546873 сут. * 460 000 руб./сут. = 3 011 561 руб. 58 коп.

Истец направил в адрес Ответчика претензию № 1387/09-03-К от 19.10.2023 об уплате штрафа за сверхнормативный простой судна, которая осталась без ответа и удовлетворения.

Вышеуказанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Пунктом 11 Договора, сторонами установлена подсудность - споры, возникшие при заключении настоящего договора, его исполнении и расторжении, решаются соглашением Сторон, а в случае не достижения согласия они рассматриваются в Арбитражном суде Нижегородской области.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Нижегородской области исходил из следующих норм материального права, с которыми суд апелляционной инстанции соглашается.

В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

На основании статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.

В силу пунктов 2, 3 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную КВВТ РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Договором перевозки груза может быть предусмотрено, что за время ожидания судном выгрузки и приема груза грузополучателем, а также за время ожидания распоряжения грузоотправителя с грузополучателя взыскивается штраф, предусмотренный пунктом 2 статьи 120 КВВТ РФ (пункт 6 статьи 79 КВВТ РФ).

Из содержания статьи 120 КВВТ РФ следует, что штраф за сверхнормативный простой судов может быть взыскан с грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта, по вине которых они допущены.

В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств. При этом каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что между АО "Судоходная компания "Волжское пароходство" и ООО "СоюзаАгроТранс" заключен Договор № 09-23/5767 от 05 сентября 2023 г. о перевозке грузов.

Согласно пункту 1.1. Договора Заказчик предъявляет в сентябре 2023 года для перевозки судном груз навалом, а Исполнитель осуществляет перевозку указанного груза грузовым самоходным теплоходом тип "Волго-Дон" для перевозки ячменя из Красновидово в Астрахань Ариб-порт. Грузовой теплоход подается под погрузку в следующие сроки: 07-08.09.2023.

Согласно пункту 4.1. Договора Заказчик оплачивает Исполнителю провозную плату, определяемую исходя из тарифов за каждую тонну погруженного груза в следующих размера 2500 рублей кроме того НДС 20 % в сумме 500 руб.

Как следует из Акта ГУ-30 (Приложение № 10) и Накладной № 11 на перевозку водным транспортом от 10.09.2023 г. (Приложение № 11) на теплоход "Волго-Дон 193" было погружено 4328, 127 тонн ячменя продовольственного и АО "Волга-флот" выставлен фрахтовый счет № 23/02380 от 10.09.2023 на сумму 12 984 381 руб. 00 коп. Таким образом, грузовые документы на погрузку были составлены 10 сентября 2023 г.

Согласно пункту 4.3. Договора оплата 100% провозной платы за отправку производится Заказчиком на расчетный счет Исполнителя в течение 1 календарного дня после оформления грузовых документов на погрузку (акт ГУ-30), но в любом случае до начала выгрузки.

Оплата вышеуказанного фрахтового счета осуществлена Ответчиком частями на расчетный счет Исполнителя в следующем порядке:

- 6 000 000 руб. 15.09.2023 г., что подтверждается платежным поручением № 5185 от 15.09.2023 г.;

- 500 000 руб. 15.09.2023 г., что подтверждается платежным поручением № 5187 от 15.09.2023 г.;

Оплата оставшейся суммы в размере 6 484 381 руб. произведена на расчетный счет Исполнителя 19 сентября 2023 г. в следующем порядке: