СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2024 года Дело № А60-2592/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.
при участии представителей акционерного общества "Севуралбокситруда" Брагина А.В. (паспорт, доверенность от 01.09.2023, диплом) и Зверевой Л.З. (паспорт, доверенность от 12.04.2024),
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 июня 2024 года
по делу № А60-2592/2024
по заявлению акционерного общества "Севуралбокситруда" (ИНН 6631001159, ОГРН 1026601801324)
к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671154680, ОГРН 1106671000457)
о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 16.10.2023 № 344-1,
установил:
Акционерное общество "Севуралбокситруда" (далее - заявитель, общество, АО "СУБР") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, ответчик) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 16.10.2023 № 344-1 (в редакции решения о рассмотрении жалобы от 30.11.2023, которым из предписания исключен пункт 3).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 июня 2024 года заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными пункты 1 и 2 предписания № 344-1 от 16.10.2023, с управления в пользу АО "СУБР" взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать пункты 1 и 2 предписания законными и обоснованными.
В жалобе ссылается на то, что обществом выводы результатов экспертных заключений не опровергнуты, собственных отборов проб отходов юридическое лицо не проводило. Обнаружение известняков в почве в непосредственной близости с объектом размещения отходов, используемым обществом, говорит о прямом воздействии объекта на ближайшую территорию. В ходе отбора условно-фоновой пробы почвы на расстоянии 200 м в южном направлении от границы отвала Петропавловского известнякового карьера (координаты 60.12808, 059.95267) отходов известняка (доломита и мела в кусковой форме, код ФККО 2 31 112 01 21 5) не обнаружено, что говорит лишь об одном, что от эксплуатации данного объекта происходит непосредственное негативное воздействие на протяжении всего времени эксплуатации. Вывод суда о том, что химическое негативное воздействие на почву смежного участка материалами проверки не установлен, полностью несостоятелен. Относительно второго пункта Управление указывает, что отход, складированный за границей земельного участка, имеет одинаковый химический и компонентный состав с отходом, размещенным на объекте размещения отхода, и напрямую оказывает негативное влияние, а доводы о том что данная "дозировочная" площадка была обустроена в соответствии с требованиями природоохранного законодательства голословны и не подтверждены материалами дела. Управление считает, что оспариваемые пункты предписания являются законными и обоснованными, конкретными и исполнимыми, содержит наименования нормативных актов, требования которых нарушены.
Заявитель представил отзыв, в котором против удовлетворения жалобы возражает, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители заявителя доводы отзыва на жалобу поддержали.
Управление, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что на основании решения руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 15.08.2023 № 1016-рш в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) проведена плановая выездная проверка в отношении производственной территории АО "СУБР", расположенной по адресу: Свердловская область, Североуральский городской округ, п. Черёмухово, п. Калья, п. Горный, п. Третий Северный, г. Североуральск.
Из материалов проверки следует и обществом не оспаривается, что в результате его производственной деятельности образуется отход "Отходы известняка, доломита и мела в кусковой форме практически неопасные", код по федеральному классификационному каталогу отходов 2 31 112 01 21 5, класс опасности V "Безвредные. Практически неопасные. Их угроза окружающей среде стремится к 0". На отход утвержден норматив образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР), в котором указан химический состав отхода: карбонат кальция - 63, 5%, оксид кремния - 0,15%, оксид кальция - 35,59%, оксид магния - 0,34%, оксид железа - 0,13%, вода - 0,26%.
Для осуществления деятельности обществу выделен земельный участок с кадастровым номером 66:60:0901005:58, расположенный в г. Североуральск, окраина города, площадь 636 964 кв. м, разрешенное использование: под предприятие горнодобывающей отрасли (промплощадка Петропавловского известнякового карьера (ПИК) и породный отвал).
В ходе осмотра территории проверяющими за границей этого земельного участка, а также на смежной территории в лесном массиве (координаты 60.129920, 059.951220) в почве обнаружены отходы, аналогичные тем, что образуются от деятельности общества (доломит). Взятые пробы почвы направлены на исследование по вопросу наличия в них загрязняющих веществ (протокол осмотра от 06.09.2023, протоколы испытаний проб почвы от 10.10.2023).
Взяв также фоновые пробы почвы (200 м в южном направлении от границы отвала ПИК), Управление на основании экспертного заключения от 10.10.2023 № 649 пришло к выводу о наличии в исходной почве превышения концентраций загрязняющих веществ: никель, фосфат-ион, железо, медь, цинк, свинец, кобальт.
В ходе проверки специалистами Управления был обследован также земельный участок с кадастровым номером 66:60:0904026:222, находящийся в собственности АО "СУБР" и используемый им под промплощадку дробильно-сортировочной фабрики (ДСФ). За границей данного участка (координаты 60.1361280, 59.9256440, 60.1356370, 59.9255640) обнаружено складирование все тех же отходов (код 2 31 112 01 21 5) массой 1871, 1 т.
Аналогичным образом взяв пробы почвы, Управление на основании экспертного заключения от 10.10.2023 № 649 пришло к выводу о наличии в исходной почве превышения концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям: нефтепродукты, марганец, медь, цинк, свинец, хром, кальций, магний, кобальт, никель, сульфат-ион.
По фактам загрязнения обществом почвы на земельных участках с координатами 60.129920 и 059.951220, а также 60.1361280, 59.9256440, 60.1356370, 59.9255640 в результате ненадлежащей эксплуатации объектов размещения отходов Управление составило по итогам выездной плановой проверки акт № 344 от 16.10.2023 и выдало обществу предписание № 344-1 от 16.10.2023 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок до 16.05.2024.
Пунктом 1 предписания обществу вменяется загрязнение почв на земельном участке (координаты 60.129920, 059.951220) в результате ненадлежащей эксплуатации объекта размещения отходов породного отвала Петропавловского известнякового карьера.
Пунктом 2 предписания обществу вменяется загрязнение почв на земельном участке (координаты 60.1361280, 59.9256440, 60.1356370, 59.9255640) в результате складирования отходов своего производства за границей собственного земельного участка с КН 66:60:0904026:222.
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Пункт 3 предписания Управления не оспаривается ввиду урегулирования в досудебном порядке.
Признавая пункты 1, 2 предписания недействительными, суд первой инстанции исходил из того, что Управление, как того требует часть 5 статьи 200 АПК РФ, не доказало наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого предписания, в том числе загрязнение почв в результате производственной деятельности общества.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Бремя доказывания нарушений своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В статье 1, приведен перечень компонентов природной среды, у которым относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле, а также давно понятие природного объекта.
В соответствии со статьями 1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, в том числе почвы.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2 статьи 34).
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению агролесомелиоративных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в числе прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 1 оспариваемого предписания обществу вменяется загрязнение почв на земельном участке (координаты 60.129920, 059.951220) в результате ненадлежащей эксплуатации объекта размещения отходов породного отвала Петропавловского известнякового карьера.
Данный вывод сделан на основании экспертного заключения ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" от 10.10.2023 № 649, исходя из которого специалисты взяли пробы почвы с земельного участка в лесном массиве (координаты 60.129920, 059.951220), расположенного рядом с отвалом Петропавловского известнякового карьера (ПИК), который используется обществом для осуществления производственной деятельности (земельный участок 66:60:0901005:58), а также фоновые пробы почвы (200 м в южном направлении от границы отвала ПИК) (по три пробы с разной глубины).
В результате сравнения содержания загрязняющих веществ в исследуемом объекте (пробы №№ 1, 2, 3) с нормативами ПДК и ОДК (СанПиН 1.2.3685-21. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания), а также с их концентрацией в фоновых пробах (№№ 4, 5, 6) эксперты установили превышения концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям: никель, фосфат-ион, железо, медь, цинк, свинец, кобальт.
Признавая пункт 1 предписания недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением не установлена причинно-следственная связь между веществами, обнаруженными в почвах, и эксплуатацией обществом породного отвала ПИК.
Судом первой инстанции из документов, представленных обществом, установлено и ответчиком не опровергнуто, что нахождение кусков известняка в почвенном слое имеет исключительно природный характер и не связано с производственной деятельностью АО "СУБР" по добыче флюсового известняка на Петропавловском месторождении известняка.
Заключением АО "РУСАЛ Всероссийский алюминиево-магниевый институт" подтверждается, что залегание известняков в приповерхностной зоне близ города Североуральска носит природный характер.
Заявителем также представлены в материалы дела фотографии близлежащей местности, из которых усматриваются выходы известняка на поверхность, рядом с которой не располагаются технологические объекты, связанные с его обработкой.
Из пояснений представителей АО "СУБР", не оспоренных Управлением, следует, что весь г. Североуральск с прилегающими районами расположен непосредственно на крупном месторождении известняков с минимальной глубиной залегания не более 0, 5 м от земной поверхности, а местами и выходящими на поверхность Земли, в связи с чем само по себе обнаружение фрагментов известняка за пределами производственной площадки не может служить доказательством вредного воздействия АО "СУБР".
Апелляционный суд из доводов апелляционной жалобы не усматривает оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Закона загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются:
с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;
с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;
при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
На основании пункт 2 статьи 4.1 Закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 2909-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.