СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2024 года Дело № 33-24091/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Утенко Р.В. |
судей | Рябко О.А. Полиновой Т.А. |
при секретаре | Устименко К.Ю. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 сентября 2024 года апелляционную жалобу ООО "УК ЕВО" на решение Московского районного суда <адрес> от <дата> по исковому заявлению <...> к ООО "УК ЕВО", "ТСН "Клевер" об обязании произвести ремонт общего имущества многоквартирного дома, произвести перерасчёт платы за жилищно-коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
заслушав доклад судьи Утенко Р.В., выслушав объяснения истца, представителя ООО "УК ЕВО" <...>., судебная коллегия по гражданским дела Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
<...>. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к ООО "УК Жилкомсервис СПб", указав на то, что он является собственником квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
В 2015 году собрание собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме избрало способ управления ТСН "Клевер".
<дата> ТСН "Клевер" заключило договор управления многоквартирным домом с ООО "УК Жилкомсервис СПб".
В апреле 2022 года произошли неоднократные заливы квартиры истца, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении управляющей компанией своих обязанностей и неудовлетворенном состоянии общедомовых стояков и стояков полотенцесушителей.
С <дата> в квартире истца не работает стояк полотенцесушителя.
ООО "УК Жилкомсервис СПБ" не выполняет свои обязанности по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, также незаконно не сделало перерасчет по графам квитанций "управление", "содержание" и "текущий ремонт" общего имущества по неоднократным письменным и устным заявлениям истца.
Уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, <...>. просил суд:
- обязать ООО "УК ЕВО" и ТСН "Клевер" в течение 10 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу произвести ремонт стояка полотенцесушителя в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей <...>. и обеспечить в нем температуру воды не менее 60 градусов Цельсия;
- обязать ООО "УК ЕВО" и ТСН "Клевер" в течение 10 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу произвести перерасчёт платы по статьям "управление МКД", "содержание" и "текущий ремонт" общего имущества квитанций за период октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года, за 12 месяцев 2023 года (январь-декабрь 2023 года) и январь 2024 года в сумме 25 589 руб. 92 коп., (всего 16 месяцев), путем распределения данной суммы в счет будущих платежей на лицевом счете №... <...>;
- взыскать с ООО "УК ЕВО" в пользу <...>. на основании п.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей штраф в размере 12 794 руб. 96 коп., что составляет 50 % от суммы, указанной в п.2 искового заявления;
- компенсацию морального вреда в размере 25 800 руб. за период с <дата> по <дата> (за 16 месяцев) и штраф 12 900 руб. (50 % от суммы морального вреда).
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> исковые требования <...> удовлетворены частично.
Суд обязал ООО "УК ЕВО" и ТСН "Клевер" в течение 10 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу произвести ремонт стояка полотенцесушителя в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей <...>. и обеспечить в нем температуру воды не менее 60 градусов Цельсия.
Также суд обязал ООО "УК ЕВО" и ТСН "Клевер" в течение 10 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу произвести перерасчёт платы по статьям расходов "содержание" и "текущий ремонт" общего имущества за период с октября 2022 года по январь 2024 года включительно в сумме 18 689 руб. 44 коп., путем распределения данной суммы в счет будущих платежей на лицевом счете №... <...>
С ООО "УК ЕВО" в пользу <...>. взыскана компенсация морального вреда в размере 15 000 руб., штраф в размере 7 500 руб.
С ООО "УК ЕВО" и ТСН "Клевер" в бюджет Санкт-Петербурга взыскана государственная государственную пошлина в размере 700 руб.
С ООО "УК ЕВО" в бюджет Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель ООО "УК ЕВО" просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований к ООО "УК ЕВО" как вынесенное с существенным нарушением норм материального права.
В судебное заседание ТСН "Клевер", третьи лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, не просили об отложении слушания дела, ответчик направила в суд своего представителя, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене в части в силу ч.1 ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья вправе:
1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры.
В силу абз. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 10 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно положениям ч. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, оно несёт ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества п. 16 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
П. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).
На основании п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491, предусмотрен механизм восстановления прав потребителя вследствие предоставления ему услуг ненадлежащего качества - путем перерасчета платы за такую услугу.
Согласно п. 6 Правил № 491, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации (п. 7 Правил № 491). Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (п.8 Правил № 491).
В п. 15 Правил указано, что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российский Федерации от 27.06.2017 № 22 при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Согласно ст. 15 Закона Российский Федерации "О защите прав потребителя" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
На основании ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда № 17 от 28.06.2012, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона).
Как установлено судом, <...> является собственником <адрес> многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от <дата> №...-АЗ 591287.
С <дата> в квартире зарегистрированы и проживают 5 человек, членов собственника, включая несовершеннолетнего ребенка, а именно: супруга истца - <...> инвалид с детства по заболеванию опорно-двигательного аппарата, а также внучка 2019 года рождения, а также периодически в осенне-зимний период проживает мать истца, преклонного возраста, <...>
В 2015 году собрание собственников помещений в указанном многоквартирном доме избрало способ управления - товарищество собственников недвижимости "Клевер".
<дата> ТСН "Клевер" заключило договор управления многоквартирным домом №.../У/ТСН с управляющей компанией ООО "УК Жилкомсервис СПб" /с <дата> ООО "УК ЕВО"/ сроком на два года с <дата> до <дата>, передав обязанности по содержанию дома, включая управление, содержание и ремонт общего имущества. Данноый факт установлен решением Арбитражного суда <адрес> и <адрес> от <дата>, ответом Государственной жилищной инспекции на обращение истца, а также представленными ответчиками документами.
В результате заливов, произошедших в апреле 2022 года, квартире истца был нанесен значительный ущерб, в связи с чем истец <дата> обратился в управляющую компанию с заявлением, в котором просил принять меры по ремонту стояков, находящихся в аварийном состоянии, создававших угрозу затопления квартир.
<дата> произошла очередная авария на стояке полотенцесушителей, которая привела к заливу квартиры истца, что подтверждается записью от <дата> №... в журнале заявок жильцов.
По данному факту <дата> истцом в управляющую компанию через ГИС ЖКХ было направлено письмо №... о восстановлении работоспособности стояка, составлении акта о неработающем полотенцесушителе и проведении перерасчета размера платы по управлению и содержанию общего имущества.
<дата> <...> через ГИС ЖКХ направил ответчику письмо №... с досудебной претензией, согласно ответу №... на который от <дата> авария произошла по вине собственника <адрес>, который произвел перепланировку, ограничив доступ к магистралям, пришедшим в негодность ; в доступе для замены трубопроводов в <адрес> отказано, в связи с чем, вина управляющей компании отсутствует.
В ответ на обращение истца в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга /далее - ГЖИ/ <дата> было проведено контрольное мероприятие в виде инспекционного визита по адресу МКД, в котором принимал участие истец, в результате которого установлено, что полотенцесушитель в <адрес> истца находится в неисправном состоянии, отключение связано с дефектом в квартирах № №...,131, при этом подтверждающие документы о принятии мер со стороны ТСН не предоставлены.
По обращению истца Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга <дата> проведена проверка, в ходе которой установлены факты неисправного состояния полотенцесушителя в квартирах №... и №..., несоответствие материалов и диаметра участков трубопроводов холодного горячего водоснабжения многоквартирного дома, выявлены нарушения к требованиям обеспечения аварийно-диспетчерского обслуживания и составления актов в журнале заявок.
Постановлением по делу о назначении административного наказания от <дата> №... ответчик ООО "УК "ЕВО" /ранее ОАО "УК Жилкомсервис СПб" привлечено к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания, выданного ГЖИ для устранения нарушений, выявленных по факту рассмотрения обращений Шмелева А.М., с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
В ходе разбирательства по делу также установлено, что <дата> Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга по факту обращения <...>. обратилась в суд с иском к ответчику ООО "УК "ЕВО" с требованием об обязании устранить выявленные нарушения, в частности, выполнить мероприятия по восстановлению работы стояка полотенцесушителя в <адрес>, принадлежащей истцу и обеспечить температуру воды в нем не ниже 60 градусов Цельсия, в связи с чем на момент рассмотрения настоящего дела в производстве этого же суда находилось дело №... по данному иску, где истец <...>., а также ответчик ТСН "Клевер" привлечены третьими лицами.