ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 26 сентября 2024 года Дело № 7-671/2024

Санкт-Петербург 26 сентября 2024 года

Судья Ленинградского областного суда Смирнов А.С.,

при секретаре Ропотовой В.С.,

рассмотрев жалобу адвоката Чекстера А.В. в защиту интересов Махмудова Махмудбека Мансуровича на постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 11 сентября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 11 сентября 2024 года Махмудов М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации, при этом он помещен в специализированное учреждение временного содержания иностранных граждан.

В жалобе защитник адвокат Чекстер А.В. просит постановление судьи изменить, изменив форму выдворения с принудительного выдворения на контролируемый самостоятельный выезд за пределы Российской Федерации, поскольку Махмудов М.М. имеет материальную возможность самостоятельно покинуть территорию Российской Федерации, а также ссылается на процессуальное нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ, допущенное при производстве по делу об административном правонарушении.

Махмудов М.М. и его защитник адвокат Чекстер А.В. о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.

Ходатайство адвоката Чекстера А.В. об отложении судебного заседания отклонено, поскольку ч. 3 ст. 30.5 КоАП РФ предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения жалобы по делам настоящей категории, а выезд защитника за пределы Российской Федерации, с учетом возможности планирования поездок при необходимости осуществления защиты доверителя, не является уважительной причиной для отложения рассмотрения дела.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Согласно п.2 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

В силу положений ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшее на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушение правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 10.09.2024 в 13 часов 30 минут по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, КПП "Павловский мост", выявлен гражданин Республики Узбекистан Махмудов М.М., который прибыл на территорию Российской Федерации 19.01.2024 с целью работы, в период с 30.01.2024 по 17.04.2024 состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>, после чего регистрацию (постановку на миграционный учет) на территории Российской Федерации не оформлял, с заявлением о выдаче патента, разрешения на временное пребывание в Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации, с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации не обращался, фактически с 17.04.2024 территорию Российской Федерации не покидал, чем нарушил п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Проверка законности и обоснованности постановления судьи показала, что выводы о наличии в действиях Махмудова М.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, являются верными.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ судья пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Махмудова М.М., который не оспаривал свою вину в ходе производства по делу и в суде первой инстанции, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, Махмудов М.М. въехал на территорию Российской Федерации с целью работы. Согласно представленным в материалах дела сведениям из баз данных, а также пояснениям Махмудова М.М., отраженным в протоколе об административном правонарушении, 28.12.2023 ему был оформлен патент серии 78 №, который так и не был им получен. Доказательств принятия мер по переоформлению патента Махмудовым М.М. и его защитником не представлено.

Поскольку непрерывный срок временного пребывания Махмудова М.М. на территории Российской Федерации в силу положений ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" составляет 90 суток с момента въезда, а законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации по истечении данного срока у Махмудова М.М. не имеется, то на момент выявления 10.09.2024 истек срок его пребывания на территории Российской Федерации.

Нарушений процессуальных требований, в том числе прав Махмудова М.М. при выявлении нарушения миграционного законодательства и составлении протокола об административном правонарушении, допущено не было, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом "О полиции".

Оснований считать, что было нарушено право Махмудова М.М. на защиту ввиду неразъяснения ему права давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика, не имеется. Так при даче объяснений должностным лицам, а также в суде, Махмудова М.М. указал, что в переводчике не нуждается, русским языком владеет (л.д. 2, 20), протокол был подписан им без каких-либо замечаний и ходатайств.

Наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено Махмудову М.М. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.10 и 4.1 КоАП РФ, в минимальных пределах санкции ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.

Доводы жалобы о необходимости изменения формы выдворения за пределы Российской Федерации с принудительного выдворения на контролируемый самостоятельный выезд за пределы Российской Федерации подлежат отклонению.

Согласно ч. 4 ст. 3.10 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 3.10 КоАП РФ административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, являясь мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, может применяться судьей при назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и состоит во временном лишении этих лиц свободы посредством их подконтрольного (поднадзорного) содержания в таком специальном учреждении до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 23.05.2017 № 14-П "По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе" указал, что в силу части 5 статьи 3.10 КоАП РФ помещение иностранного гражданина или лица без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом № 115-ФЗ, является факультативной мерой, то есть зависит от усмотрения судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, а, следовательно, ее применение в отношении конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства должно быть действительно необходимо для обеспечения его принудительного выдворения.

Махмудов М.М. после истечения срока временного пребывания из Российской Федерации не выехал, длительное время находился на территории Российской Федерации незаконно, мер к легализации своего положения не принял, на миграционном учете не состоит, официально не трудоустроен, прочные семейные и родственные связи на территории Российской Федерации отсутствуют.

При таких обстоятельствах постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Махмудову М.М. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Оснований для отмены или изменения постановления судьи не усматривается.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 11 сентября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Махмудова Махмудбека Мансуровича оставить без изменений, жалобу адвоката Чекстера А.В. - без удовлетворения.

Судья А.С. Смирнов

(Судья Ю.В. Красоткина)


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка