ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 25 сентября 2024 года Дело № 7-657/2024

Санкт-Петербург 25 сентября 2024 года

Судья Ленинградского областного суда Смирнов А.С.,

при секретаре Ропотовой В.С.,

рассмотрев жалобу Рахмонова Шаъбуна Барзуевича на постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 02 сентября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 02 сентября 2024 года Рахмонов Ш.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В жалобе Рахмонов Ш.Б. просит постановление судьи отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено, указывает на недопустимость протокола об административном правонарушении как доказательства по делу, а также на нарушение его права на защиту и неуведомление посольства (консульства) Таджикистана о его задержании.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п.2 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации (п.5 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ).

В силу положений ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшее на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушение правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.Согласно ч. 3.8 ст. 4.1 КоАП РФ если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных частями 3.6 и 3.7 настоящей статьи, а также административных правонарушений, предусмотренных частями 5 - 8 статьи 6.21, частями 3 и 4 статьи 6.21.1, частями 3 и 4 статьи 6.21.2, частью 3 статьи 20.25 настоящего Кодекса), судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а также в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 31.08.2024 в 18 часов 00 минут сотрудниками полиции по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, 31 км + 300 м а/д "Огоньки-Стрельцово-Толоконниково", выявлен гражданин Республики Таджикистан Рахмонов Ш.Б., который прибыл на территорию Российской Федерации 15.10.2023 с целью работы, оформил патент с территорией действия "Московская область", который был оплачен до 17.05.2024, по окончанию срока временного пребывания территорию Российской Федерации не покинул, уклонился от выезда из Российской Федерации, тем самым нарушил ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом в отношении Рахмонова Ш.Б. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Судья городского суда, рассмотрев настоящее дело и признав Рахмонова Ш.Б. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, пришел к выводу, что назначение Рахмонову Ш.Б. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации будет являться чрезмерным с учетом утраты им устойчивых связей с Республикой Таджикистан.

Между тем, административное наказание за совершение административного правонарушения в силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В пункте 21 Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Судьей городского суда при назначении наказания не учтено, что дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, исходя из санкции ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, является обязательным.

При этом с учетом требований ч. 3.8 ст. 4.1 КоАП РФ, если при назначении наказания и определении его вида и размера, судья придет к выводу о том, что назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации будет являться чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, судья не может ограничиться указанием на исключение данного вида наказания, без применения положений данной нормы, при этом основания для такого исключения также должны быть мотивированы и подтверждаться представленными в материалы дела доказательствами.

Выводы судьи городского суда об утрате Рахмоновым Ш.Б. устойчивых связей с Республикой Таджикистан являются немотивированными, материалами дела не подтверждаются.

Допущенные судьей процессуальные нарушения носят существенный характер, и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в связи с чем, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным и обоснованным.

Поскольку судьей первой инстанции допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, с учетом того, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел не истек, обжалуемое постановлением судьи подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

отменить постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 02 сентября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рахмонова Шаъбуна Барзуевича, дело возвратить в Выборгский городской суд Ленинградской области на новое рассмотрение.

Судья А.С. Смирнов

(Судья А.Б. Думчева)


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка