ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2024 года Дело № А70-10082/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентябрь 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2024 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бралиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7735/2024) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2024 по делу
№ А70-10082/2024 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58, корпус А), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Бакчиной Оксаны Гамлетовны, об оспаривании постановления от 02.05.2024 о назначении административного наказания по делу
№ 072/04/9.21-220/2024 об административном правонарушении и представления от 02.05.2024 № 072/04/9.21-220/2024 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
при участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) представителя акционерного общества "Россети Тюмень" Королева Сергея Анатольевича по доверенности от 20.08.2024 № 101655 сроком действия по 16.09.2024,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, АО "Россети Тюмень", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России, управление, административный орган) об оспаривании постановления от 02.05.2024 о назначении административного наказания по делу
№ 072/04/9.21-220/2024 об административном правонарушении и представления от 02.05.2024 № 072/04/9.21-220/2024 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Бакчина Оксана Гамлетовна (далее - Бакчина О.Г.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2024 по делу
№ А70-10082/2024 заявленные требования удовлетворены частично. В постановлении от 02.05.2024 о назначении административного наказания по делу № 072/04/9.21-220/2024 об административном правонарушении, вынесенном заместителем руководителя управления, назначенная АО "Россети Тюмень" мера ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 1 000 000 руб. изменена на административный штраф в размере 500 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Россети Тюмень" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее заявителем указано, что на сегодняшний день филиал АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети принимает все возможные меры для надлежащего исполнения обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя.
Заявитель апелляционной жалобы полагает возможным снизить размер административного штрафа ниже минимального размера
Также АО "Россети Тюмень" отмечает, что поскольку дело об административном правонарушении в отношении АО "Россети Тюмень" возбуждено 01.04.2024 на основании обращения Бакчиной О.Г. без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, административное производство по делу № 072/04/9.21-220/2024 подлежало прекращению, а постановление о назначении административного наказания от 02.05.2024 - отмене, как противоречащие правовому регулированию, введенному в Российской Федерации с 10.03.2022 (дата вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление № 336).
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Тюменское УФАС России, Бакчина О.Г., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу заслушав представителя заявителя исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Бакчиной О.Г. и обществом заключен договор технологического присоединения от 24.04.2023 № Т13/23/2508-ДТП-1, предметом которого является подключение малоэтажной жилой застройки (Индивидуальный жилой дом/ Садовый/ Дачный дом), расположенной по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский район, ТОО "Успенское" земельный участок с кадастровым номером 72:17:2208002:3025.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении
№ 072/04/9.21-220/2024 послужило обращение Бакчиной О.Г. с жалобой на действия общества, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В ходе проведения административного расследования управлением установлено, что в нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
По факту выявленного нарушения специалистом управления в присутствии уполномоченного представителя общества 16.04.2024 составлен протокол об административном правонарушении № 072/04/9.21-220/2024 в связи с наличием в действиях АО "Россети Тюмень" признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместитель руководителя управления 02.05.2024 вынес постановление о назначении административного наказания по делу № 072/04/9.21-220/2024 об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 руб.
Кроме того, обществу выдано представление от 02.05.2024 № 072/04/9.21-220/2024 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Полагая, что постановление и представление административного органа являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 01.07.2024 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами № 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил № 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил № 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ), пункта 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В подпункте "б" пункта 16 Правил № 861 предусмотрено, что договор должен содержать следующие существенные условия: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как следует из материалов дела, между Бакчиной О.Г. и обществом заключен договор технологического присоединения от 24.04.2023 № Т13/23/2508-ДТП-1 предметом которого является подключение малоэтажной жилой застройки (Индивидуальный жилой дом/ Садовый/ Дачный дом), расположенной по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский район, ТОО "Успенское" земельный участок с кадастровым номером 72:17:2208002:3025. Срок исполнения обязательств по договору составляет шесть месяцев с момента заключения договора.
В соответствии с пунктом 21 договора технологического присоединения от 24.04.2023 № Т13/23/2508-ДТП-1 договор считается заключенным со дня оплаты заявителем счета.
Счет оплачен Бакчиной О.Г. 15.06.2023, таким образом, срок подключения к электрическим сетям истек 15.12.2023.
До настоящего времени общество так и не осуществило мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Бакчиной О.Г.
Указанные обстоятельства являются нарушением Правил № 861 и образуют в действиях АО "Россети Тюмень" событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку, как следует из материалов дела, до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами № 861 действий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Как указало общество в апелляционной жалобе, на сегодняшний день, филиал АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети принимает все возможные меры для надлежащего исполнения своих обязательств.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства, заявителем не представлено. Каких-либо доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Пунктами 15, 18, 25(1) Правил № 861 предусмотрено, что именно сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю и сетевой организации для осуществления такого технологического присоединения. Способ осуществления технологического присоединения определяется сетевой организацией самостоятельно.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя.
Общество, располагая достаточно длительным сроком исполнения обязательств, могло и должно было предполагать о наступлении рисков, связанных с задержкой строительства и реконструкции объектов электросетевого хозяйства, необходимых для присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и заблаговременно принять меры для своевременного выполнения мероприятий по договору от 24.04.2023
№ Т13/23/2508-ДТП.
Таким образом, предпринятые обществом меры оказались недостаточными для своевременного осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потерпевшего к электрическим сетям, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии вины в действиях общества, выразившихся в нарушении установленного Правилами № 861 срока технологического присоединения.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности управлением не нарушены.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на Постановление № 336 судом отклоняются, поскольку в силу пункта 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Тюменским УФАС России административное наказание назначено АО "Россети Тюмень" в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в размере 1 000 000 руб.
с учетом следующих обстоятельств:
1) повторное совершение обществом административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,
2) характер совершенного административного правонарушения - факт неосуществления обществом на момент рассмотрения дела мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Бакчиной О.Г.,
3) имущественное и финансовое положение юридического лица - по данным бухгалтерской отчетности, выручка АО "Россети Тюмень" за 2022 год составила 76 млрд руб.,
4) систематическое нарушение АО "Россети Тюмень" Правил № 861 - за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 Тюменским УФАС России в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено 113 постановлений о привлечении юридического лица к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств наступления существенных последствий правонарушения, пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снизил размер административного штрафа до 500 000 руб. на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельства, позволяющие еще больше уменьшить размер назначенного наказания, апелляционным судом не установлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление является законным, что свидетельствует также об отсутствии оснований для признания незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению рассматриваемого административного правонарушения.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.