ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2024 года Дело № А81-5572/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бралиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8788/2024) Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.07.2024 по делу
№ А81-5572/2024 (судья Прутова И.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург" (ОГРН 1028900624576, ИНН 8904034777, адрес: 629306, город Новый Уренгой, улица Геологоразведчиков, дом 9) к Северо-Уральскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 02.05.2024
№ 03/4-140/2024 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 02.05.2024 № 03/4-140/2024,
при участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) представителей:
от Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Смолянский Дмитрий Тимофеевич по доверенности № 02-13102 от 09.07.2024 сроком действия по 08.07.2025, Вакула Анастасия Анатольевна по доверенности № 02-26092 от 14.11.2023 сроком действия по 14.11.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром добыча Ямбург") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 02.05.2024 № 03/4-140/2024 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 02.05.2024
№ 03/4-140/2024.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.07.2024 по делу № А81-5572/2024 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление о назначении административного наказания от 02.05.2024 № 03/4-140/2024, вынесенное Управлением в отношении ООО "Газпром добыча Ямбург" о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Признано незаконным и отменено представление от 02.05.2024 № 03/4-140/2024 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы ее заявителем указано, что область аккредитации Ямбургской лаборатории экологического контроля ООО "Газпром добыча Ямбург" (аттестат аккредитации № RA.RU.510971) не содержит сведений о наличии аккредитации в области отбора проб воды природной поверхностной и воды природной подземной (ГОСТ Р 59024-2020 "Вода". Общие требования к отбору проб"). Протоколы исследований (испытаний) воды природной поверхностной, воды природной подземной, отобранной лицом, не имеющим официального свидетельства о компетентности для осуществления деятельности в определенной области аккредитации, в данном случае не могут быть использованы в качестве допустимого доказательства проведения мониторинга за состоянием окружающей среды (подземные и поверхностные воды) за 2023 год и выполнения требований, установленных проектным документом "Дополнение к технологическому проекту разработки нижнемеловых отложений Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения".
ООО "Газпром добыча Ямбург" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
ООО "Газпром добыча Ямбург", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившегося участника процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей Управления, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в государственном реестре объектов контроля, подлежащих федеральному государственному геологическому контролю (надзору), ООО "Газпром добыча Ямбург" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа эксплуатирует, в том числе Ямбургское нефтегазоконденсатное месторождение, лицензия на право пользования недрами СЛХ 02082 НЭ от 21.05.2008, целевое использование: добыча природного газа из сеноманской залежи, газа и конденсата из неокомских залежей, геологическое изучение юрских отложений, расположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский и Тазовский районы.
В соответствии с пунктом 10 лицензии на право пользование недрами СЛХ 02082 НЭ от 21.05.2008, пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно информации, представленной в автоматизированной системе лицензирования недропользования (https://asln.rosnedra.gov.ru), общество осуществляет деятельность по разработке Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения в соответствии с проектным документом "Дополнение к технологическому проекту разработки нижнемеловых отложений Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения", согласованным протоколом заседания Центральной нефтегазовой секции от 22.12.2022 № 8761.
На основании решения от 25.01.2024 № 8-рш в отношении общества в период с 01.02.2024 по 14.02.2024 проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 14.02.2024 № 13.
В ходе проверки, Управление пришло к выводу, что заявителем не исполнены требования, установленные проектным документом "Дополнение к технологическому проекту разработки нижнемеловых отложений Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения", выразившиеся в не проведении мониторинга за состоянием окружающей среды (подземные и поверхностные воды) в 2023 году.
Усмотрев в действиях ООО "Газпром добыча Ямбург" признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, Управление 24.04.2024 в отношении общества составило административный протокол по указанной статье КоАП РФ.
02.05.2024 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ООО "Газпром добыча Ямбург" вынесено постановление
№ 03/4-140/2024, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
В порядке, предусмотренном статьей 29.13 КоАП РФ, Управление внесло представление от 02.05.2024 № 03/4-140/2024, которым обязало общество принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 18.07.2024 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992
№ 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), в соответствии со статьей 1 которого законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона Российской Федерации о недрах и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Основные права и обязанности пользователя недр установлены статьей 22 Закона о недрах.
В частности, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Газпром добыча Ямбург" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа эксплуатирует, в том числе Ямбургское нефтегазоконденсатное месторождение, лицензия на право пользования недрами СЛХ 02082 НЭ от 21.05.2008, целевое использование: добыча природного газа из сеноманской залежи, газа и конденсата из неокомских залежей, геологическое изучение юрских отложений, расположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский и Тазовский районы.
Согласно информации, представленной в автоматизированной системе лицензирования недропользования (https://asln.rosnedra.gov.ru), общество осуществляет деятельность по разработке Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения в соответствии с проектным документом "Дополнение к технологическому проекту разработки нижнемеловых отложений Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения", согласованным протоколом заседания Центральной нефтегазовой секции от 22.12.2022 № 8761.
Управлением в ходе проведения выездной проверки требованием от 06.02.2024 № 2/8-рш истребованы сведения, подтверждающие выполнение мероприятий, предусмотренных таблицей 13.3 проектного документа "Дополнение к технологическому проекту разработки нижнемеловых отложений Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения".
В ответ на указанное требование обществом представлены акты отбора проб и протоколы испытаний за 2021, 2022, 2023 годы.
Как следует из оспариваемого постановления о назначении административного наказания от 02.05.2024 № 03/4-140/2024, основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ послужил вывод Управления о том, что представленные обществом протоколы исследований (испытаний) не могут быть использованы в качестве допустимого доказательства проведения мониторинга за состоянием окружающей среды (подземные и поверхностные воды) за 2023 год, соответственно обществом не выполнены требования, установленные проектным документом, а именно, не проведен мониторинг за состоянием окружающей среды (подземные и поверхностные воды) в 2023 году.
Указанный вывод сделан административным органом на основании того, что Ямбургская лаборатория экологического контроля ООО "Газпром добыча Ямбург" (далее - ЯЛЭК ООО "Газпром добыча Ямбург") имеет аттестат аккредитации
№ RA.RU.510971 ЯЛЭК. Указанная аккредитация, не содержит сведений об аккредитации в области отбора проб воды природной поверхностной и воды природной подземной (ГОСТ Р 59024-2020 "Вода. Общие требования к отбору проб").
Вместе с тем судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно аттестату аккредитации № RA.RU.510971 область аккредитации ЯЛЭК ООО "Газпром добыча Ямбург" определена в объеме включенных в область аккредитации методик, ГОСТов (далее - Область аккредитации).
Исследования отобранных проб воды проводились в соответствии с методиками, отраженными в протоколах исследований (испытаний).
В части порядка отбора проб воды ЯЛЭК ООО "Газпром добыча Ямбург" руководствовалась методиками, включенными в Область аккредитации, которыми определены правила и методы отбора проб как неотъемлемый последовательный этап методик испытаний.
На основании Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011
№ 845, проведение аккредитации юридических лиц в национальной системе аккредитации, подтверждение компетентности аккредитованных лиц, признания недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности, осуществляется Федеральной службой по аккредитации, являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Обществом в материалы дела представлен Акт экспертизы соответствия критериям аккредитации ООО "Газпром добыча Ямбург" (испытательная лаборатория) с целью подтверждения компетентности и расширения области аккредитации дело государственной услуги от 21.02.2018 № 2760-ГУ) (далее - акт экспертизы 2018 года), а также Акт экспертизы по результатам подтверждения компетентности ЯЛЭК ООО "Газпром добыча Ямбург" (дело государственной услуги от 24.05.2021 № 7065-ГУ) (далее - акт экспертизы 2021 года).
В соответствии с указанными актами экспертизы, Федеральной службой по аккредитации подтверждена компетентность аккредитованной ЯЛЭК ООО "Газпром добыча Ямбург", в том числе компетенция по отбору проб.
Согласно пункту 6.4 таблицы 1 акта экспертизы 2018 года, экспертной группой Федеральной службы по аккредитации в отношении расширения области аккредитации ЯЛЭК ООО "Газпром добыча Ямбург" принято решение исключить ГОСТ по отбору проб с указанием на то, что ГОСТ 31861-2012 (действовавший до введения ГОСТ Р 59024-2020) не является методикой и не содержит конкретные правила отбора проб, устанавливает общие требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды.
По мнению экспертной группы Федеральной службы по аккредитации, требование о включении ГОСТ Р59024-2020 в область аккредитации в виде отдельного документа, является избыточным.
Согласно разделу 9 таблицы 1 акта экспертизы 2018 года экспертной группой Федеральной службы по аккредитации сделан вывод о том, что заявитель соответствует критериям аккредитации и требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" в области аккредитации, заявленной на расширение области аккредитации с учётом сокращения.
Также экспертной группой Федеральной службы по аккредитации сделан вывод о соответствии и соблюдении установленных правил и требований в отношении деятельности ЯЛЭК ООО "Газпром добыча Ямбург" по отбору образцов (проб).
Таким образом, уполномоченный по оценке соответствия критериям аккредитации государственный орган подтвердил соблюдение ЯЛЭК ООО "Газпром добыча Ямбург" методик исследований, отраженных в области аккредитации, которыми, соответственно, предусмотрен отбор и подготовка проб к выполнению измерений в соответствии с ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" (действовавший до введения ГОСТ Р 59024-2020).
Аналогичные обстоятельства следуют из акта экспертизы 2021 года.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ЯЛЭК ООО "Газпром добыча Ямбург" имеет аккредитацию по соответствующим методикам, которые включают неотъемлемый последовательный этап проведения исследования - отбор и подготовку проб, порядок осуществления которого определяется ГОСТом, отраженным в данной методике.
Из аттестата аккредитации не следует, что ЯЛЭК ООО "Газпром добыча Ямбург" по какой-либо из методик аккредитована только в части.
Акты отбора проб, указанные в акте проверки, отобраны специалистами ЯЛЭК ООО "Газпром добыча Ямбург", исследование данных проб также было осуществлено ЯЛЭК ООО "Газпром добыча Ямбург". Указанные в акте проверки акты отбора проб и протоколы испытаний ЯЛЭК ООО "Газпром добыча Ямбург" содержат сведения о персонале, состоящем в основном штате лаборатории.
Наличие действующего аттестата в области аккредитации № RA.RU.510971 подтверждает соответствие компетентности персонала лаборатории.
С учетом изложенного, отбор проб воды природной поверхностной, воды природной подземной согласно представленным при проведении проверки актам отбора осуществлён аккредитованным лицом - ЯЛЭК ООО "Газпром добыча Ямбург".
При данных обстоятельствах вопреки позиции административного органа, акты отбора проб и протоколы исследований (испытаний) за 2023 год подтверждают проведение обществом мониторинга за состоянием окружающей среды (подземные и поверхностные воды) и выполнения требований, установленных проектным документом
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказано нарушение обществом обязательных требований, установленных Законом о недрах.
Отсутствие (недоказанность) события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.