ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2024 года Дело № А56-112502/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Горбачева О.В.

судей Бугорская Н.А., Пономарева О.С.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Харина И.С. (до перерыва), Бурдонов И.А. (после перерыва)

при участии:

от истца (заявителя): Пасхали Ю.Н. по дов. 11.01.2024

от ответчика (должника): Шагинян Г.З. по дов. 09.01.2024, Комарова М.А. по дов. 09.01.2024

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5405/2024) (заявление) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2024 по делу № А56-112502/2023, принятое

по иску (заявлению) Закрытое акционерное общество "Универсальное Строительное Объединение"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ленинградской области

о признании безнадежной

установил:

Закрытое акционерное общество "Универсальное Строительное Объединение", адрес: 188640, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Всеволожск, ул. Заводская, д. 33/35, оф. 21, ОГРН: 1027804875537 (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ленинградской области, адрес: 188643, Ленинградская область, Всеволожск, Колтушское ш., 138А, ОГРН: 1214700015320 (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным требования № 126568 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.09.2023; о признании безнадежной к взысканию и исключению из сальдо единого налогового счета следующих сумм:

НДС в размере 7 017 457 руб.;

НДФЛ в размере 1 274 725 руб., штраф по налогу в размере 545 849, 40 руб.;

налог на имущество в размере 23 404 834, 81 руб., штраф по налогу в размере 53 776,45 руб.;

земельный налог в размере 9 798 234 руб., штраф по налогу в размере 30 962, 12 руб.;

транспортный налог в размере 480 550 руб., штраф по налогу в размере 54, 00 руб.

государственная пошлина в размере 1 007 руб.;

страховые взносы в размере 953 482, 04 руб.;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1 434 841, 46 руб.;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 1 698 962, 86 руб.;

страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности в размере 14 507, 25 руб.;

задолженность по соответствующим пеням.

Решением суда первой инстанции от 06.02.2024 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, налоговым органом в установленные сроки приняты все предусмотренные налоговым законодательством меры по взысканию задолженности по налогам и сборам. При этом, признавая недействительным требование № 126568 от 07.09.2023 в полном объеме, суд первой инстанции не принял во внимание, что в него, в том числе входят суммы, неоспариваемые налогоплательщиком - штраф за неуплату НДС в размере 89 074 руб.; налог на имущество и страховые взносы оспариваются Обществом в меньшем размере. Кроме того, в оспариваемое требование вошли суммы налогов, сборов, пени и штрафов срок уплаты которых, наступил в 2023 году. При этом Инспекция указывает, что, необоснованно отказав налоговому органу в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, суд первой инстанции лишил Инспекцию возможности представить доказательства, подтверждающие направление в адрес Общества в 2020, 2021 требований, решений.

В судебном заседании, состоявшемся 04.04.2024, суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство налогового органа о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: требований об уплате с доказательствами их направления в адрес Общества; решений о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика с доказательствами их направления Обществу.

В связи с приобщением дополнительных доказательств, рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 23.05.2024.

В судебном заседании, состоявшемся 23.05.2024, Инспекцией представлены инкассовые поручения, выставленные на основании решений налогового органа и направленные для исполнения в ПАО "Совкомбанк" и ПАО Банк "Александровский". Общество в свою очередь представило пояснения по делу и картотеку банка ПАО "Совкомбанк".

Протокольным определением от 23.05.2024 рассмотрение жалобы отложено на 20.06.2024.

Определением апелляционного суда от 20.06.2024 рассмотрение жалобы отложено на 13.08.2024.

Распоряжением Врио председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2024 в связи с пребыванием судьи Третьяковой Н.О. в отставке дело передано в производство судьи Горбачевой О.В.

В связи с наличием обстоятельств предусмотренных статьей 18 АПК Российской Федерации произведена замена состава суда (судьи Геворкян Д.С. и Згурская М.Л. заменены на судьей Бугорскую Н.А. и Пономареву О.С.); рассмотрение жалобы начато сначала.

В судебном заседании представители инспекции доводы жалобы поддержали, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель Общества с жалобой не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2019, резолютивная часть которого объявлена 04.12.2019, по делу № А56-54385/2018 ЗАО "Универсальное Строительное Объединение" признано несостоятельным (банкротом) по правилам о банкротстве застройщика, предусмотренным нормами параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в отношении должника открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Ларичева Ирина Михайловна.

07.09.2023 Межрайонной инспекции ФНС РФ № 11 по Санкт-Петербургу в адрес налогоплательщика выставлено требование № 126568 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.09.2023.

Указанным требованием Обществу предложено в срок до 02.10.2023 произвести уплату налогов в общей сумме 55 938 912, 52 рублей, пени в общей сумме 16 702 447 и штрафы в общей сумме 719 725,97 рублей, в том числе:

НДС в сумме 7 017 457, 10 рублей;

Штраф по НДС в сумме 89 074 рубля;

налог на имущество в сумме в сумме 32 265 145, 81 рубль;

штраф по налогу на имущество в сумме 53 776, 45 рублей;

транспортный налог в сумме 480 550 рублей;

штраф по транспортному налогу в сумме 54 рубля;

земельный налог в сумме 10 798 234 рубля,

штрафы за непредставление сведений в сумме 30 962, 12 рублей;

государственная пошлина в сумме 1007рублей;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 388 323, 50 рублей;

страховые взносы в ФСС в сумме 14 507, 25 рублей;

по страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 1 698 962 руб.;

НДФЛ в сумме 1 359 581 руб.;

Штраф по НДФЛ в сумме 545 859, 40 руб.

Не согласившись с указанным требованием, Общество обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления ФНС по Ленинградской области от 28.11.2023 № 16-22-06/17684@ жалоба Общества частично удовлетворена.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в оспариваемом требовании включены суммы задолженности, по которым ранее направлены требования об уплате задолженности и на основании данных требований были приняты меры взыскания в виде решения о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.

В отношении задолженности по НДС в размере 7 017 457, 10 руб. (за период 2019-2020гг.), по налогу на имущество организаций в размере 19 030 924,00 руб. (за период 2020-2021 гг.), по земельному налогу в размере 9 201272,00 руб. (за период 2020-2021гг.), по НДФЛ в размере 1359 581 руб. (за период 2019, 2021), по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 434 841 руб. (за период 2019, 1 квартал 2022 года), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1 698 962 руб. (за период 2019 - 1 квартал 2022 г.) налоговым органом вынесены решения о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.

На основании изложенного решением Управления требование № 126568 об уплате недоимки по состоянию на 07.09.2023 в указанной части признано не подлежащим исполнению.

Указанным решением Управление также поручило налоговому органу произвести перерасчет налоговых обязательств по земельному налогу за 2020, 2022 годы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0722001:1924 и 47:07:0722001:2786.

Полагая, что налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания задолженности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования № 126568 об уплате налогов, пени и штрафов по состоянию на 07.09.2023 и признании безнадежной к взысканию, исключению из сальдо единого налогового счета сумм налогов, пени и санкций.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования Общества, указав, что налоговым органом меры по принудительному взысканию не совершались, требования и решения в адрес налогоплательщика в установленные сроки не направлены, к требованию о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам, пеней и штрафов в соответствующих периодах применен общий срок исковой давности 3 года.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы сторон, считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В силу пункта 5 статьи 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Приказом Федеральной налоговой службы от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" утвержден порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее - Порядок).

Высший Арбитражный Суд в пункте 9 постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 разъяснил, что при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

В случае выявления налоговой недоимки по текущим платежам уполномоченный орган обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69 - 70 НК РФ, а также принять решение о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника (статья 46 НК РФ) и направить в банк инкассовое поручение.

Как разъяснено в пункте 19 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016), при возникновении задолженности по текущим обязательным платежам уполномоченный орган вправе принять решения об обращении взыскания на денежные средства должника в банке и выставить инкассовые поручения. Решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается. Следовательно, в случае выявления налоговой недоимки по текущим платежам уполномоченный орган обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69 - 70 НК РФ, а также принять решение о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника (статья 46 НК РФ) и направить в банк инкассовое поручение. Кроме того, учитывая, что в процедурах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления исполнительное производство по текущим платежам не приостанавливается (пункт 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве), при наличии соответствующих оснований уполномоченный орган обязан принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества должника в порядке и сроки, предусмотренные статьей 47 НК РФ, и направить судебным приставам-исполнителям соответствующее постановление. При этом необходимо принимать во внимание, что в силу абзаца десятого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с момента введения в отношении должника процедуры конкурсного производства исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим. Одновременно снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом. Основанием для снятия арестов на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (абзац девятый пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве). Таким образом, решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника (статья 47 НК РФ) в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается. В связи с этим в случае последующего прекращения производства по делу о банкротстве по любым основаниям период конкурсного производства не включается в срок принудительного взыскания недоимки по обязательным платежам, установленный абзацем 3 пункта 1 статьи 47 НК РФ.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2019, резолютивная часть которого объявлена 04.12.2019, по делу № А56-54385/2018 ЗАО "Универсальное Строительное Объединение" признано несостоятельным (банкротом) по правилам о банкротстве застройщика, предусмотренным нормами параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в отношении должника открыта процедура конкурсного производства.

Как следует из материалов дела все оспариваемые суммы налоговых обязательств относятся к текущим платежам, возникшим после введения в отношении Общества процедуры конкурсного производства.