ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2024 года Дело № А26-8773/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Балакир М.В.

судей Изотовой С.В., Целищевой Н.Е.

при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.

при участии:

от истца (заявителя): не явился, извещен

от ответчика (должника): не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19767/2024) (заявление) общества с ограниченной ответственностью "Вудмарт"

на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.05.2024 по делу № А26-8773/2023 (судья Погорелов В.А.), принятое

по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в лице государственного казенного учреждения Республики Карелия "Беломорское центральное лесничество"

к обществу с ограниченной ответственностью "ВУДМАРТ"

о взыскании

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Вудмарт" (далее - ответчик) о взыскании неустойки за нарушение лесохозяйственных требований по договору аренды лесного участка № 177-з от 01.04.2019 в сумме 368 888, 23 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.05.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что окончание срока вывозки наступает не в дату расторжения договора, а в дату окончания срока действия лесной декларации - 01.05.2024, в связи с чем оснований для начисления неустойки не имеется. При этом, не получил оценки в суде первой инстанции вопрос о том, какие цены применимы при расчете размера неустойки, поскольку истцом применены цены за деловую древесину, в то время, как общество полагает необходимым применять расчет неустойки, исходя из цены за дровяную древесину. Кроме того, суд первой инстанции не рассмотрел ходатайство Общества о снижении неустойки.

В настоящее судебное заседание стороны не явились.

От истца в материалы дела поступили отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя истца.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Арендодатель) и ООО "Вудмарт" (далее - Арендатор) был заключен Договор аренды лесного участка № 177-3 от 01.04.2019 (далее - Договор аренды).

Арендованный лесной участок общей площадью 16845 га, переданный в аренду по настоящему Договору аренды, расположен в Республике Карелия, Беломорском муниципальном районе, в Беломорском лесничестве, Ноттоваракском участковом лесничестве, Ноттоваракском лесничестве по лесоустройству, в кварталах, указанных в п. 1.2 Договора аренды и имеет кадастровые номера: 10:11:0000000:6772 и 10:11:0030701:374.

Предметом заключения Договора аренды являлась заготовка древесины Арендатором на территории Беломорского района Республики Карелия (пункт 1.4 Договора аренды).

Данный Договор аренды был расторгнут в судебном порядке на основании решения Арбитражного суда Республики Карелия от 20.12.2022 года по делу А26-7811/2022.

Согласно п. 3.2 п.п. "е" Договора аренды Арендодатель обязан принять от Арендатора лесной участок по акту приема-передачи лесного участка в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства.

Согласно п. 3.4 п.п. "у" Договора аренды Арендатор обязан передать Арендодателю лесной участок по акту приема-передачи лесного участка в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства.

Арендодатель принял от Арендатора лесной участок по Акту приема-передачи лесного участка от 14.04.2023 года с перечнем лесосек, не прошедших заключительный осмотр (приемку) лесосек (мест заготовки древесины). При подписании Акта приема-передачи лесного участка стороны установили, что в связи со снежным периодом заключительный осмотр лесосек будет проведен незамедлительно после схода снежного покрова.

Заключительные осмотры (приемки) лесосек (мест заготовки древесины) были проведены ГКУ РК "Беломорское центральное лесничество" в июне 2023 г.

Согласно Правил заготовки древесины, утверждённых приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01 декабря 2020 г. № 993 (далее Правила заготовки), и Договора аренды Арендатор осуществляет заготовку древесины на основании и в соответствии с поданной лесной декларацией.

Арендатором была подана лесная декларация № 2-177-21 от 11.02.2021 г. Срок заготовки древесины по данной декларации с 19.02.2021 г. по 18.02.2022 г. Срок хранения и вывоза древесины по данной декларации был продлен по 17.02.2023 г (Письмо № 77 от 18.02.2022 г).

По окончанию срока действия лесной декларации и деятельности по заготовке древесины на конкретной площади согласно п. 3.1 п.п. "г" Договора аренды представителем Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия ГКУ РК "Беломорское центральное лесничество" в целях выявления полноты и правильности разработки лесосек, выявлении нарушений в области использования лесов проводится осмотр (приемка) лесосек (мест заготовки древесины).

Арендатор был письменно извещён о дне и месте проведения заключительного осмотра лесосек (места заготовки древесины), назначенного на 12.06.2023 г. Извещение № 826 от 12.05.2023 г получено Арендатором 22.05.2023 г.

В соответствии с п. 4.1 Договора аренды Арендатор обязался не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния использования охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Согласно п. 4.2 Договора аренды Арендатор за нарушение условий договора выплачивает Арендодателю неустойку.

В ходе заключительного осмотра (приемки) лесосек (мест заготовки древесины) в квартале 60 выделах 1, 7 лесосеке 7-СПР Ноттоваракского участкового лесничества было выявлено нарушение лесохозяйственных требований, а именно оставление на лесосеке не вывезенной в установленный срок древесины.

Ответственность за указанное нарушение предусмотрена п.п. "л" п. 4.2 Договора аренды в размере 7-кратной стоимости за единицу объема лесных ресурсов за объем не вывезенной древесины.

На основании вышеизложенного объем нарушений и размер неустойки составляет 368 888, 23 руб.

Расчет суммы неустойки произведен по следующей формуле:

Объем древесины (кбм.) х стоимость по таксам 1-го кбм. (руб.) х кратность = сумма неустойки (руб.)

Минимальные ставки утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 г. № 310. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 № 1318 "О применении в 2021 - 2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности минимальные ставки за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, применяются в 2023 году с коэффициентом 3, 0. Минимальные ставки платы за единицу объема лесных ресурсов в 2023 году составляют: сосна - 185 руб 22 коп., ель - 169 руб. 02 коп., берёза - 15 руб. 12 коп.

По результатам приемки лесосеки 7-СПР был составлен Акт заключительного осмотра лесосеки № 40 от 12.06.2023 г., ведомости перечёта при осмотре лесосеки, расчет неустойки.

На основании п.п. "л" п. 4.2 Договора аренды, указанные документы были направлены Арендатору вместе с претензионным письмом № 1223 от 27.07.2023 г. с предложением о добровольной оплате неустойки. На сегодняшний день Арендатором неустойка не оплачена.

Ссылаясь на изложенное, истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение не подлежит отмене ввиду следующего.

Согласно статье 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (пункт 1); правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 9).

На основании части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 993.

В соответствии с частью 6 статьи 73.1 ЛК РФ порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Пунктом 2 статьи 1, пунктом 1 статьи 2, статьями 153, 421 ГК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в гражданском обороте и осуществляющие предпринимательскую деятельность, приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей, в своем интересе и на свой риск, в том числе в соответствии с заключаемыми в процессе своей деятельности договорами. Стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Стороны договора согласно статье 421 ГК РФ вправе предусмотреть в договоре условие о применении мер ответственности в случае нарушения стороной договорных обязательств, в частности, условие о договорной неустойке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ одним из способов обеспечения исполнения обязательств является неустойка.

Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пп. "л" п. 4.2 договора за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ по расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения установлено неустойка в размере 7-кратной стоимости не вывезенной в срок древесины, определенной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для древесины лесных насаждений по первому разряду такс во всех лесотаксовых районах.

Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору в части вывоза древесины с лесосек подтверждается Актом заключительного осмотра лесосеки № 40 от 12.06.2023 г. Указанный акт является надлежащими доказательствами допущенных Обществом нарушений, составлен уполномоченными представителями истца, возражений ответчиком по акту не заявлено.

Расчет неустойки был проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан верным.

Довод апеллянта о том, что начисление неустойки было неправомерно ввиду того, что срок действия лесной декларации № 2-177-21 от 11.02.2021 г. должен был быть продлен в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 12.03.2022 г. № 353, от 15.06.2022 г. № 1064 до 01.05.2024 года, подлежит отклонению.

Договор аренды был расторгнут 21.01.2023 года. Акт приема-передачи лесного участка был подписан сторонами 14.04.2023 года.

Исходя из положений пункта 3 статьи 453 ГК РФ расторжение Договора аренды и передача лесного участка Арендодателю означают, что с момента расторжения Договора аренды Арендатор утрачивает право пользования лесным участком, в том числе и ведения каких-либо лесосечных работ на основании ранее поданных лесных деклараций, хотя бы срок их действия на момент расторжения Договора аренды не истек.

Кроме того часть 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) устанавливает, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

При этом, согласно пункту 29 Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа, утвержденному приказом Минприроды России от 16 ноября 2021 г. № 864, проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срока действия соответствующего Договора аренды лесного участка.

Таким образом, при окончании срока действия Договора аренды лесного участка заканчивается и срок действия проекта освоения лесов. Срок действия лесной декларации не может превышать срока действия проекта освоения лесов и срока действия Договора аренды лесного участка.

При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчик ходатайствовал о снижении суммы неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.

В соответствии со статьей 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

В пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.

Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательства является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно пункту 77 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).

В силу положений статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Финансовая санкция определена сторонами в договорах, подписанных без разногласий.

Длительное оставление древесины на лесосеке не является пожаробезопасным (тем более в пожароопасный период) может повлечь причинение ущерба лесам, а также причинение вреда жизни и здоровью людей, объектам животного мира. Кроме того, возникновение лесного пожара повлечет за собой затраты на его тушение и проведения дополнительных лесовосстановительных мероприятий.

Кроме того, согласно пункту 20 Правил санитарной безопасности в лесах не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.