АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2024 года Дело № А03-3390/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2024 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шохиревой С.Т.

судей Дружининой Ю.Ф.

Черноусовой О.Ю.

при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Мухаметшиным А.Ф. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Артель Солнечная" на решение от 16.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 21.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу № А03-3390/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Артель Солнечная" (630005, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Лермонтова, дом 47, помещение 1, ОГРН 1205400050558, ИНН 5406809095) к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (656049, Алтайский Край, город Барнаул, улица Чкалова, дом 230, ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231) об оспаривании приказов.

Другие лица, участвующие в деле: Федеральное агентство по недропользованию в лице Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 35, квартира 502, ОГРН 1045402499141, ИНН 5406289329), Прокуратура Алтайского края (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Партизанская, дом 71, ОГРН 1032202262157, ИНН 2225028552).

В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции в судебном заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью "Артель Солнечная" - Алтухов Т.А. по доверенности от 14.05.2024;

от министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края - Полховская Л.С. по доверенности от 01.02.2024.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью "Артель Солнечная" (далее - общество, ООО "Артель Солнечная") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - министерство) о признании недействительным приказов от 22.02.2023 №№ 234, 235 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов" с отрицательными заключениями государственной экспертизы проекта освоения лесов от 22.02.2023 №№ 9, 10.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по недропользованию в лице Департамента по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу (далее - департамент по недропользованию), Прокуратура Алтайского края (далее - прокуратура).

Решением от 09.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 21.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе (с учетом письменных пояснений), поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.

По мнению подателя кассационной жалобы, выявление краснокнижных растений в пределах лесных участков, предоставленных в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, не является основанием для оформления отрицательных заключений на проекты освоения лесов; судами не учтено, что в соответствии с заключениями от 22.02.2023 №№ 9, 10 раздел проектов освоения лесов "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" признан соответствующим нормам законодательства Российской Федерации, договорам аренды, лесохозяйственому регламенту и лесному плану; ошибочным является вывод судов о том, что раздел 7.5 проектов освоения лесов мог быть разработан только на основании согласованного с министерством проекта рекультивации нарушенных земель; ссылка на решение от 18.09.2019 Центрального районного суда города Барнаула по делу

№ 2-182/2019 в качестве основания для утверждения отрицательных заключений экспертизы проектов освоения лесов не соответствует закону.

В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.

В соответствии со статьей 18 АПК РФ по делу произведена замена судьи Алексеевой Н.А. на судью Черноусову О.Ю., кассационная жалоба рассмотрена с самого начала.

От общества в суд округа поступило письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с возможностью примирения сторон путем заключения мирового соглашения.

Рассмотрев данное ходатайство с учетом мнения министерства, суд округа не нашел предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований для его удовлетворения.

Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа от 25.11.2020 департамента по недропользованию лицензия БАР 02667 БР на пользование недрами, выданная обществу с ограниченной ответственностью "Ануй" (далее - ООО "Ануй"), переоформлена на ООО "Артель Солнечная"; обществу выдана лицензия БАР 02794 БР от 10.12.2020 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ней перерабатывающих производств на участке недр "Россыпь р. Ануй с притоками р. Щепета и р. Солонешная", расположенном в Солонешенском районе Алтайского края, сроком действия до 24.01.2028.

На основании приказов министерства от 25.04.2022 № 417 и от 26.04.2022 № 435 обществу предоставлены в аренду лесные участки площадью 46, 8376 га и 21,0504 га для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на срок до 24.01.2028 (договоры аренды лесных участков от 25.04.2022 №№ 30/164, 30/165, далее - договоры арены).

В силу пункта 3.3 договоров аренды арендатор вправе приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации.

Общество разработало проекты освоения лесов на лесные участки, переданные по договорам аренды и 15.02.2023 обратилось в министерство с заявлениями о проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Приказами от 22.02.2023 №№ 234, 235 министерство утвердило отрицательные заключения №№ 9, 10 государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Не согласившись с данными приказами министерства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемых приказов действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса (часть 1). Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).

Проект освоения лесов подлежит государственной экспертизе или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 ЛК РФ).

Пунктом 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 513 (далее - Порядок № 513), предусмотрено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка 513, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.

Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункты 3, 7.1. Порядка № 513).

Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 10 Порядка № 513); отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10.1 Порядка № 513).

В рассматриваемом случае основанием для утверждения отрицательных заключений государственной экспертизы проектов освоения лесов послужило несоответствие разделов 4.1 "Характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, и их пространственное размещение" и 7.5 "Сведения о рекультивации земель, нарушенных при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке полезных ископаемых" проектов положениям лесохозяйственного регламента Чарышского лесничества Алтайского края, требованиям законодательства Российской Федерации, договорам аренды (на тематической лесной карте раздела 4.1. проектов освоения лесов проектируемые объекты расположены в местах произрастания кандыка сибирского и рябчика шахматного, занесенных в Красную Книгу Алтайского края и Красную книгу Российской Федерации; в раздел 7.5 разработан на основании проекта рекультивации, не согласованного с министерством в соответствии Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, далее - Привила № 800); в заключениях также указано, что решением от 18.07.2019 Центрального районного суда города Барнаула по делу

№ 2-182/2019 признана незаконной и прекращена деятельность ООО "Ануй" по добыче россыпного золота на участке недр "Россыпь р. Ануй с притоками р. Щепета и р. Солонешная" на основании лицензии на право пользования недрами БАР 02667 БР, которая переоформлена на ООО "Артель Солнечная" с выдачей лицензии БАР 02794 БР на право пользования недрами в тех же границах, с тем же целевым назначением и видами работ.

Согласно статье 60.15 ЛК РФ охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ).

Статьей 60 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания (пункт 1).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.05.2017 № 264 утверждены "Особенности охраны в лесах редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации", согласно которым запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности редких видов растений, ухудшающая среду их произрастания. Лица, использующие леса, при обнаружении редкого вида растения должны принять меры к тому, чтобы как сам экземпляр этого вида растения, так и место его обитания не пострадали при дальнейшей хозяйственной деятельности. Указанные меры могут содержать запрет рубок на определенных участках лесосеки, ограничения по сезонности заготовки древесины, ограничения на создание объектов лесной инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (пункты 3, 6).

В соответствии с приказом министерства от 28.11.2018 № 1886 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Чарышского лесничества Алтайского края" при использовании лесов подлежат сохранению объекты биоразнообразия (ключевые биотопы и ключевые объекты), имеющие большое значение, как среда обитания объектов растительного и животного мира, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу Алтайского края.

Пунктом 3.4 договоров аренды предусмотрена обязанность арендатора соблюдать установленные режимы охраняемых природных территорий, особо защитных участков лесов, расположенных в границах арендованного земельного участка, сохранять виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Алтайского края, а также места их обитания, осуществлять мероприятия по сохранению биоразнообразия (сохранять отдельные ценные деревья в любом ярусе и их группы и тому подобное) в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Из материалов дела следует, что во исполнение постановления Правительства Алтайского края от 03.07.2020 № 287, в рамках заключенного государственного контракта, специалистами краевого государственного бюджетного учреждения "Алтайприрода" (далее - учреждение) в 2021 году было проведено обследование лесных участков с кадастровыми номерами №№ 22:43:060001:1811, 22:43:060001:1804, 22:43:060001:1805, 22:43:060001:1806, 22:43:060001:1810, 22:43:060001:1809, 22:43:060001:1807, 22:43:060001:1808, 22:43:060001:2702, 22:43:060001:2699, 22:43:050001:2171, 22:43:050001:2178, 22:43:050001:2180, 22:43:050001:2179, 22:43:050001:2172, 22:43:050001:2170, 22:43:050001:2173, 22:43:060001:1801, 22:43:060001:1799, 22:43:060001:1802, 22:43:060001:2710, 22:43:060001:1798, по результатам которого выявлено произрастание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Алтайского края и Красную книгу Российской Федерации - кандыка сибирского (Erythronium sibiricum) и рябчика шахматного (Fritillaria meleagris). Кадастровые номера лесных участков, предоставленных обществу по договорам аренды, совпадают с кадастровыми номерами лесных участков, на которых выявлено произрастание краснокнижных растений.

Документы, составленные по результатам обследования указанных земельных участков, размещены на официальном сайте министерства в подразделе "Результаты мониторинга видов, занесенных в Красную книгу Алтайского края и (или) Красную книгу Российской Федерации" раздела "Красная книга Алтайского края".

Согласно пункту 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (действовал в спорный период) проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что проекты освоения лесов, представленные на государственную экспертизу, в разделе 4.1 содержат Тематическую лесную карту, из которой следует, что проектируемые объекты "Карьер", "Дамба", "Площадка производственная", "Канал водоотводной", "Дорога автомобильная", "Отвал" располагаются в местах произрастания кандыка сибирского и рябчика шахматного, занесенных в Красную Книгу Алтайского края и Красную книгу Российской Федерации;

в разделе 7.5 проектов освоения лесов мероприятия по рекультивации нарушенных земель отражены в проекте рекультивации в составе технического проекта разработки месторождения россыпного золота реки Солонешная в Солонешном районе Алтайского края, при этом проекты рекультивации в нарушение пункта 10 правил № 800 в министерство на согласование не поступали.

Довод подателя жалобы о том, что выявление краснокнижных растений в пределах предоставленных обществу лесных участков не является основанием для оформления отрицательных заключений на проекты освоения лесов (со ссылкой на то, что места их произрастания учтены при подготовке проектов освоения лесов) был предметом рассмотрения судов, которые дали оценку заключению общества с ограниченной ответственностью "Ботанический сад" и пришли к выводу, что оно не опровергает установленные учреждением по результатам обследования места произрастания краснокнижных растений в границах предоставленных обществу лесных участков и их количество.

По верному утверждению судов, невнесение министерством изменений в лесохозяйственный регламент Чарышского лесничества на дату вынесения оспариваемых приказов не влечет недействительности данных приказов.

Вопреки доводам подателя жалобы вывод судов о необходимости предварительного согласования с министерством проектов рекультивации земель (при наличии на лесных участках популяции краснокнижных растений) не противоречат положениям Правил № 800.

Нарушений министерством процедуры принятия оспариваемых приказов судами не установлено.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии у министерства оснований для вынесения приказов от 22.02.2023 №№ 234, 235 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов" с отрицательными заключениями государственной экспертизы проекта освоения лесов от 22.02.2023 №№ 9, 10, в связи с чем правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.

В целом доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, основанные на нормах действующего законодательства и установленных обстоятельствах спора.

Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены или изменения судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 21.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-3390/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.Т. Шохирева

Судьи Ю.Ф. Дружинина

О.Ю. Черноусова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка