ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2024 года Дело № А40-253788/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2024 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Порывкина П.А.,
судей Кузнецовой Е.Е., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пулатовой К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2024 по делу № А40-253788/22,
по иску АО "ЦС "Звездочка" (ОГРН: 1082902002677, ИНН: 2902060361)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261)
при участии в деле Московского городского военного прокурора в порядке, предусмотренном ст. 52 АПК РФ
о расторжении государственного контракта, взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
от истца: Шефер Е.М. по доверенности от 09.01.2024, Гаврилюк О.С. по доверенности от 01.07.2022,
от ответчика: Машталяр К.В. по доверенности от 21.09.2023, Нагаева Л.А. по доверенности от 24.04.2023,
от Московского городского военного прокурора: Грищенко И.П. по доверенности от 11.03.2024.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось АО "ЦС "Звездочка" (истец, Общество, Исполнитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству Обороны Российской Федерации (ответчик, МО РФ, госзаказчик) о расторжении государственного контракта от 02.03.2005 № 32/27/КЭ/18-05 (№ 8628/555) на выполнение работ для федеральных государственных нужд по среднему ремонту заказа проекта 19100 зав. № 402 (ГК, Контракт), взыскании неосновательного обогащения в размере 1 101 848 816, 02 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда.
Представитель истца возражал по доводам апелляционной жалобы.
Истец в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, 02.03.2005 АО "ЦС "Звездочка" и МО РФ заключили Государственный контракт от № 32/27/КЭ/18-05 (№ 8628/555) на выполнение работ для федеральных государственных нужд по среднему ремонту заказа проекта 19100 зав. № 402. Контракт заключен с Обществом в соответствии с постановлением Правительства от 30.12.2004 № 876-48, как с единственным исполнителем.
Согласно п. 3.1 Контракта работы выполняются в соответствии с ФЗ от 27.12.95 № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и ФЗ от 13.12.94 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", т.е. на основании законов, действующих при его заключении. Также дополнительным соглашением к Контракту от 30.12.2010 № 8628/555/2011/1 предусмотрено, что Исполнитель осуществляет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47, такой же порядок учета устанавливается и в договорах с соисполнителями.
В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ от 27.12.1995 № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - ФЗ № 213-ФЗ) "оплата поставок продукции (работ, услуг) по оборонному заказу производится в соответствии с условиями государственного контракта (контракта)". Никаких отсылочных или бланкетных норм данный закон не содержит. Кроме того, п. 3 ст. 3 ФЗ № 60-ФЗ предусматривает, что права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд, а также регулирование отношений поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта, определяются государственным контрактом.
Данная норма корреспондируется с п. 3.2 Контракта, предусматривающего, что права и обязанности сторон при исполнении взаимных обязательств определяются Контрактом.
Согласно п. 3.1 Контракта работа выполняется в соответствии с протоколом согласования объемов работ (ПСОР), оформленным согласно утвержденному перечню модработ и сводной ведомости ремонтных работ (СВРР). Однако Технический проект ремонта и модернизации заказа был утвержден Совместным решением только 02.04.2008 № 748/32/0010, т.е. через 3 года после заключения Контракта.
Согласно п. 4.2 и 12.1 Контракта срок сдачи заказа, как и срок действия Контракта был установлен - 10.12.2010. В дальнейшем срок неоднократно переносился и д/с от 26.10.2015 № 8628/555/2015/1 определен - 31.12.2016. При этом д/с от 26.02.2010 № 8628/555/2010/1 было установлено, что окончание срока действия Контракта не влечет прекращения обязательств сторон по Контракту.
П. 4.4 Контракта предусмотрено, что в случае необходимости выполнения дополнительных работ по инициативе Заказчика срок исполнения работ подлежит изменению порядком, установленным п. 9.1 Контракта.
П. 9.1. Контракта гласит, что "изменение условий контракта осуществляется путем обмена письменными или телеграфными сообщениями об условиях изменения контракта, которые являются неотъемлемой частью контракта".
В силу п.п. 5.1, 5.4 и 5.16 Контракта (том 1 л.д. 45-48) цена являлась ориентировочной и подлежала переводу в фиксированную при достижении 90% технической готовности заказа на основании заключения 314 ВП МО РФ (1118 ВП МО РФ д/с от 24.12.2013 заменено на 314 ВП МО РФ). Допсоглашением к Контракту от 11.11.2010 № 8628/555/2010/2 была установлена твердая цена работ по Контракту в размере 10 129 074 077 руб. с НДС.
Решением первого заместителя Министра обороны Российской Федерации Сухоруковым А. от 17.11.2011 № 748/32/34/32 "О порядке проведения предварительных, межведомственных и объектовых испытаний опытных и головных образцов систем и комплексов модернизированного заказа зав. № 01402" было определено, что АО "ЦС "Звездочка" в рамках ГК также должно обеспечить изготовление, проведение ПИ, МВИ и объектовых испытаний 6 единиц опытных и головных систем образцов систем и комплексов.
Дополнительным соглашением от 13.02.2013г. № 8628/555/2013/1 стороны согласовали п.4.2. Контракта в следующей редакции: Срок выполнения всех работ по Контракту, за исключением гарантийных обязательств Исполнителя, устанавливается 25.11.2014.
По Ведомости исполнения, являющейся приложением к данному дополнительному соглашению, Исполнитель должен был до 2014 года выполнить: Вывод из цеха, загрузка среды ДС, обеспечение проведения ОП-1 (2 этап). ШИ, ПСИ и ГИ заказа. Ревизия. Корректировка РКД, ЭД.
Совместным решением о порядке проведения завершающих этапов приемосдаточных испытаний с учетом подготовки модернизированного заказа зав.№ 402 к проведению ГВИ. утвержденным 29.12.2014 установлены сроки проведения приемосдаточных испытаний заказа - июнь-июль 2015 года.
Основанием для принятия данного совместного решения явилось обращение ответчика от 07.10.2014, которым подтверждается, что исполнитель уже приступил к ШИ заказа зав.01402.
При этом, как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2017 по делу № А40-136028/16-172-1194 завершить ШИ и перейти к ПСИ к установленному совместным решением сроку (июнь-июль 2015 года) ответчик не мог по объективным обстоятельствам, от него не зависящим и не связанным с наличием вины ответчика как Исполнителя по Контракту. Причинами невозможности завершения швартовых испытаний стала ненадежность (выход из строя) гермовводов, установленных на заказе в соответствии с совместным Решением № ИУДШ.НПЦ-17-9/479 от 03.07.2010г. Справка от 10.11.2016г. № 555- 09/57 по вопросу срыва сроков сдачи заказа зав.№ 01402, сформированная ответственным сдатчиком заказа. Вследствие необходимости доработки и замены гермовводов Общество не имело возможности сдать заказ в 2015 году.
Пункт 9.9. Контракта предусматривает возможность переноса сроков выполнения работ на основании совместного решения заказчика с исполнителем при неблагоприятных метеоусловиях, ледовой обстановке, закрытия навигации и пр.
Дополнительным соглашением № 8628/555/2015/1 от 26.10.2015г. срок действия Контракта продлен до 31.12.2016г. Продление срока действия Контракта обусловлено необходимостью установления причины падения сопротивления изоляции кабельных вводов и её устранения, а также необходимостью выполнения завершающих этапов сдачи заказа.
Актом № 1/402/2016 от 20.07.2016г. о выполнении работ по продвижению технической готовности установлено, что работы по модернизации и ремонту выполнены на общую стоимость 9 371 419 336, 03 рублей (с НДС), что составляет 92,52 % ТГ.
27.09.2016г. сторонами утвержден График завершения ремонта и модернизации заказа зав. № 402, в соответствии с которым сдача всех работ на заказе планируется к завершению в июле 2017 года.
В силу ст. 706 ГК РФ истец не несет ответственность за привлечение МО РФ соисполнителем работ по изготовлению гермовводов - ООО "НПЦ "СЭС". В связи с чем довод ответчика об ответственности Общества перед МО РФ за неработоспособность гермовводов несостоятелен.
Истец неоднократно предупреждал Ответчика о ненадлежащей работе гермовводов и приостанавливал работы в рамках ст. 716 ГК РФ, что подтверждается:
- письмом от 18.12.2017 № 555-6/4391 о ненадлежащей работе гермовводов и возобновлении работы комиссии для выработки организационных решений для обеспечения безусловной надежности эксплуатации ОКР (том 2 л.д. 53);
- письмом от 30.01.2018 № 518-39/37 о выполнении замены гермовводов на кабельные вводы из состава ЗИП на основании решения от 16.11.2017 № 32/030-01402-620-191-2017 (том 2 л.д. 55) за счет собственных оборотных средств и дальнейшей невозможности выполнения работ по ГК;
- уведомлением от 08.02.2018 № 545-08\83 о приостановлении выполнения работ по ГК (том 2 л.д. 58).
После рассмотрения МО РФ уведомления Общества от 08.02.2018 о приостановлении работ, что подтверждается письмом МО РФ от 15.03.2018 № 235/1/2/1432дсп, письменными решениями МО РФ был определен дополнительный объем работ по замене гермовводов (фактическое увеличение объемов работ), что подтверждается:
- решениями МО РФ от 17.08.16 № 32/030-01402-620-78-2016, от 21.09.2016 № 32/030-01402-620-87-2016, 25.01.2017 № 32/030-01402-620-04-2017, от 31.01.18 № 32/030-01402-620-211-2017, от 06.04.18 № 32/030-01402-620-44-2018 (тома дела 15 и 17);
- совместным решением МО РФ и АО "СПМБМ "Малахит" о внедрении гермовводов от 06.04.2018 № 32/030-01402-620-44-2018 (том 2 л.д. 62);
- письмом ДГОЗ МО РФ от 04.02.2020 № 235/1/9/518дсп о предоставлении истцом РКМ на разработку РКД по замене гермовводов (том 2 л.д. 105).
Всего МО РФ было принято 54 совместных решения (тома дела 15 и 17) в обеспечение улучшения технических характеристик отдельных образцов техники и ТТХ заказа в целях завершения работ по Контракту.
Факт выполнения АО "ЦС "Звездочка" дополнительных работ по замене гермовводов подтверждается также самим Ответчиком в отзыве на иск, в частности (тома дела 10-14, 16, 18):
- удостоверением 314 ВП МО РФ от 14.11.2016 № 113;
- удостоверениями и извещениями 314 ВП МО РФ журнала приемок 314 ВП МО РФ по проверке оборудования после замены гермовводов в кабельных вводах и замечаниями ПСИ 19102-903-ИЛУК.011 (на основании решения № 32\030-01402-620-78-2016 от 17.08.2016, протокола № 32\030-01402-620-04-2017 от 25.01.2017);
- удостоверениями и извещениями 314 ВП МО РФ журнала приемок 314 ВП МО РФ по замене гермовводов в кабельных вводах 19102-903-ИЛУК.002 ч. 7 (на основании решения № 32\030-01402-620-78-2016 от 21.09.2016, протокола № 32\030-01402-620-04-2017 от 25.01.2017);
- удостоверениями и извещениями 314 ВП МО РФ журнала приемок 314 ВП МО РФ по замене гермовводов в кабельных вводах 19102-903-ИЛУК.013 (на основании решения № 32\030-01402-620-211-2017 от 31.01.2018, решения 32\030-01402-620-44-2018 от 06.04.2018)".
Кроме того, приемка МО РФ дополнительных работ, выполненных Обществом по 54 совместным решениям, а также согласие на их оплату подтверждается:
- решением зам. МО РФ Ю. Борисова от 01.08.2017 № 235\1\2\4347 ("в целях улучшения технических характеристик отдельных образцов техники в целом по заказу зав. № 01402 с марта 2010 года по ноябрь 2016 года в дополнение к утвержденному перечню модернизационных работ было принято более 50 совместных решений. Объем работ по принятым совместным решениям в Контракте и дополнительных соглашениях к нему не учтен. Кроме того, при проведении швартовных испытаний АГС обнаружено снижение сопротивления изоляции гермовводов ГВУ, созданных в результате ОКР "Тритон-ввод". По результатам исследований причин снижения сопротивления изоляции ГВУ по решению от 08.09.2016 АО "ЦС "Звездочка" выполняется доработка ГВУ на АГС...") (том 2 л.д. 49);
- протоколом, утв. руководителем ДОГОЗ МО РФ А.П. Вернигора от 12.09.2018 ("в целях улучшения технических характеристик отдельных образцов техники и корабля в целом АО "ЦС "Звездочка" приняты к исполнению и реализованы 54 совместных решения о поставке, установке, наладке и испытаниях отдельного оборудования комплексов и систем. По результатам рассмотрения материалов комиссия считает, что работы по 23 совместным решениям, указанным в приложении 2, не требуют дополнительного финансирования, работы по 31 совместному решению, указанному в приложении 3, в твердой цене контракта не учтены) (том 2 л.д. 68);
- приложением 3 к протоколу зам. МО РФ от 12.09.2018 (том 2 л.д. 77);
- протоколом совещания по вопросам исполнения государственных контрактов на ремонт и модернизацию заказов зав. № 402 и 431 от 29.10.2019 № 166дсп, утв. зам. Министра обороны РФ А. Криворучко ("п. 1 ДОГОЗ МО РФ, учитывая высокую степень готовности заказа, расторгнуть Контракт установленным порядком по фактическим затратам с учетом рентабельности АО "ЦС "Звездочка", а также включением затрат на выполнение дополнительных работ...") (том 2 л.д. 93);
- протоколом от 07.10.2021 № 235\1\9\7828дсп, утв. начальником управления ДОГОЗ МО РФ Печковским П. ("п. 1.3 - АО "ЦС "Звездочка" представить РКМ по Контракту в 314 ВП МО РФ по фактическим затратам на 30.09.2021, с учетом работ, выполненных по 54 совместным решениям ...") (том 2 л.д. 115);
- письмом врио руководителя ДОГОЗ МО РФ от 25.03.2022 № 235\1\9\1745дсп ("начальнику 314 ВП МО РФ на основании представленных АО "ЦС "Звездочка" РКМ заключение по цене выполненных работ, превышающей цену Контракта, выдать разрешаю") (том 3 л.д. 4);
- заключением 314 ВП МО РФ от 01.04.2022 ("314 ВП МО РФ в результате рассмотрения предъявленных АО "ЦС "Звездочка" РКМ обосновывающих фактические затраты выполнения работ в соответствии с п. 1.3 протокола о ходе ремонта и модернизации заказа зав. № 402 от 07.10.2021 № 235\1\9\7828дсп) (том 3 л.д. 54).
Во исполнение решения заместителя Министра обороны Российской Федерации Борисова Ю.И. от 02 августа 2017 года № 235/1/2/4347 (том 2 л.д. 49) комиссией, назначенной приказом руководителя Департамента Министерства обороны РФ по обеспечению государственного оборонного заказа от 15 августа 2017 г. № 278 в составе представителей МО РФ (ДОГОЗ, в/ч 40056, 314 ВП МО РФ), АО "ОСК" и АО "ЦС "Звездочка", была проведена техническая экспертиза работ.
По результатам экспертизы в адрес АО "ЦС "Звездочка" Ответчиком был направлен Протокол о рассмотрении работ, выполненных по решениям МО РФ по ГК, принятым в целях улучшения технических характеристик заказа зав. № 402, утв. 12.09.2018 руководителем ДОГОЗ МО РФ Вернигора А.П., в котором было определено, что работы по 31 совместному решению были не учтены в цене Контракта. В связи с чем Обществу было предписано направить в адрес 314 ВП расчетно-калькуляционные материалы (РКМ) на работы, выполненные исполнителем, в т.ч. по внедрению и замене кабельных вводов (гермовводов), но не учтенные в стоимости ГК (п. 1.1 протокола от 12.09.2018), что было сделано АО "ЦС "Звездочка" с сопроводительными письмами от 17.10.18 № 527-02-07/116, от 07.11.2018 № 527-02-07/130, от 07.02.2020 № 527-06-08/2 (приобщены к материалам дела). Тем самым довод МО РФ, что Общество проигнорировало предоставление документов противоречит материалам дела. Наоборот, Истец принимал все меры и неоднократно предоставлял РКМ в МО РФ для подтверждения фактических затрат выполненных работ.
16.12.2018 от МО РФ поступил запрет на выход заказа в море для проведения ПСИ в связи с тяжелыми гидрометеоусловиями. При этом Общество направило в адрес командира в/ч 40056 Буриличева А.В. письма от 17.12.2018 №№ 555-25/4053 и 555-25/4066 о несогласии с данным фактом со ссылкой на Справку Росгидромет от 17.12.2018 № 07-20-6161 и предоставлением информации о вине МО РФ в несвоевременном проведении ПСИ для сдачи заказа.
В связи с чем по вине МО РФ с декабря 2018 года по июль 2019 года заказ находился в эллинге и Общество было вынуждено нести дополнительные расходы по его содержанию.
05 июля 2019 года Обществом с письмом № 748/31/2129дсп (том 2 л.д. 79) получен приказ командира в/ч 40056 МО РФ от 05.07.2019 № 303 "О запрете эксплуатации литий-ионных аккумуляторных батарей изделий 442ЛИ, 443 ЛИ" в связи с аварией на заказе зав. № 210 и о приостановлении работ на заказе зав. № 402 (том 2 л.д. 80). Запрет на использование батарей был также подтвержден решением зам. МО РФ от 24.07.2019 № 235/1/2/4133дсп (том 2 л.д. 81).