ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2024 года Дело № А41-84466/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2024 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Асалиевым А.Ш.,
при участии в заседании:
от истца - Горбачева Ю.М., по доверенности от 12.11.2023,
от ответчика - представитель не явился, извещено;
от 3-го лица - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу КФХ Евграшин И.В. на решение Арбитражного суда Московской области от 03 апреля 2024 года по делу № А41-84466/23, по иску КФХ Евграшин И.В. к Администрации г.о. Истра МО о признании,
3-е лицо - Министерство имущественных отношений МО,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского фермерского хозяйства, индивидуальный предприниматель Евграшин Иван Витальевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Евграшин, арендатор), обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом письменных уточнений принятых судом) о признании незаконным решения Администрации городского округа Истра Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040305:729, обязании Администрации в течение двадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу предоставить предпринимателю в собственность за плату без проведения торгов земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:08:0040305:729, площадью 5390 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Ермолинское, вблизи п. Агрогородок, с видом разрешенного использования: животноводство на условиях, установленных действующим земельным законодательством.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 апреля 2024 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, КФХ Евграшин И.В. обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно искового заявления, на основании договора цессии от 28.04.2016 (т.1 л.д. 127-130), договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 09.03.2016 (т.1 л.д. 123-126), договора аренды земельного участка от 20.01.2016 (т. 1 л.д. 117-122) индивидуальный предприниматель Евграшин Иван Витальевич, осуществляющий деятельность в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, является арендатором земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:08:0040305:729, площадью 5390 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Ермолинское, вблизи п. Агрогородок, с видом разрешенного использования: животноводство (далее - Участок).
Договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 09.03.2016 зарегистрирован в установленном порядке: номер регистрации 50-50/008-50/008/003/201643/3 от 27.05.2016 (т.1 л.д. 123-126). Срок аренды по договору с 26.05.2016 по 19.01.2065.
Заявитель 14.08.2023 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении Участка в собственность за плату на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 27.04.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 27.04.2002 № 101-ФЗ).
Администрацией 31.08.2023 было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" от № P001-5903474401-74672501 в связи с тем, что:
- установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию. Ссылаясь на содержание вида разрешенного использования земельного участка "животноводство", установленного Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, заинтересованное лицо указало на то, что согласно фотоматериалам, предоставленным муниципальным земельным контролем администрации городского округа Истра, на земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства, расположены хозяйственные постройки, территория участка замусорена, в связи с чем, усматриваются признаки нецелевого использования земельного участка на земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства, расположены хозяйственные постройки и территория участка замусорена. Как указано в решении, усматриваются признаки нецелевого использования земельного участка;
- границы земельного участка, указанного в Запросе о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (т. 1 л.д. 95).
Полагая, что указанное выше решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ИП Евграшина в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов
государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, относятся следующие случаи:
- если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
- либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
- либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
- либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В рассматриваемом случае Администрация отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность, сославшись на то, что установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию, связи с чем, усматриваются признаки нецелевого использования земельного участка, а также на основании того, что границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
С чем согласился в обжалуемом судебном акте суд первой инстанции.
Апелляционный суд считает приведенные администрацией основания для отказа в предоставлении земельных участков несостоятельными в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ земельный участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства и переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть продан арендатору по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим арендатором заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды земельного участка.
По смыслу данной нормы, право на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения предоставлено не любому арендатору участка, а только лицу, которое надлежащим образом использовало эти земли в период аренды.
Законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать и использовали предоставленные им земельные участки.
Данный механизм преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве.
Правоотношения по осуществлению государственного земельного надзора регламентированы статьей 71 ЗК РФ. Предметом государственного земельного надзора является, в том числе, соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 71 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также - органы государственного земельного надзора).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081 утверждено Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) (далее - Положение о государственном земельном контроле).
Согласно Положению о государственном земельном контроле, государственный земельный надзор за соблюдением обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) (Россельхознадзор) в порядке, установленном указанным положением.
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.8. КоАП РФ. Нарушение обязательных требований земельного законодательства фиксируется в акте контрольного (надзорного) мероприятия, что является основанием для выдачи контролирующим органом предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения либо направления информации в уполномоченный государственный орган для привлечения лица к административной ответственности.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения за плату без торгов может являться только имеющаяся на момент рассмотрения заявления информация от органа государственного земельного надзора (с приложением соответствующих документов) о выявленных этим органом при проведении проверки нарушениях, допущенных землепользователем при использовании испрашиваемого участка, а также о факте неисполнения им предписания органа государственного земельного надзора об устранении выявленных нарушений в установленный срок.
В обоснование отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения Администрация представила в материалы дела Акт обследования земельного участка от 17.08.2023 (т.1 л.д. 70-73) и Акт обследования земельного участка от 14.02.2024 (т.2 л.д. 35-39).
Согласно Акту обследования земельного участка от 17.08.2023 с кадастровым номером 50:08:0040305:729 в ходе визуального осмотра установлено, что обследуемый земельный участок забором не огорожен; доступ на испрашиваемый земельный участок не ограничен; подходом участок обеспечен; подъезд к земельному участку имеется; на земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства, расположены хозяйственные постройки, территория участка замусорена (т.1 л.д. 70-73).
Как следует из Акта обследования земельного участка от 14.02.2024, по результатам осмотра установлено, что земельный участок частично огорожен забором; доступ на участок не ограничен; подход к участку обеспечен; подъезд к земельному участку осуществляется с а/д ММК-центральная усадьба Агрогородка; на участке расположены хозяйственные постройки для содержания домашних животных, часть строений находится в аварийном состоянии, объекты капитального строительства отсутствуют (т.2 л.д. 35-39).
Выводов о неиспользовании земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040305:729 в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования "животноводство" указанные акты обследования земельного участка не содержат.
Доказательств наличия информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании арендованного земельного участка в порядке ст. 65, 200 АПК РФ заинтересованным лицом не представлено. Представленные Администрацией в материалы дела акты обследования земельного участка от 17.08.2023, от 14.02.2024 сами по себе к таким доказательствам не относятся.