АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2024 года Дело № А40-87881/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2024 года
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2024 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего - судьи Колмаковой Н.Н.,
судей: Кобылянского В.В., Цыбиной А.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Корнилов И.И., по доверенности от 07.06.2023
рассмотрев 24 июля 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 29 января 2024 года
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 03 апреля 2024 года
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области
к Государственной компании "Российские автомобильные дороги"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Мособлкомлес обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Государственной компании "Автодор" об обязании предоставить проект компенсационного лесовосстановления на площади 0, 0126 га по договору аренды от 02.07.2019 N 50-0070-08-13-14; об обязании выполнить работы по лесовосстановлению.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2024, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Требования кассационной жалобы мотивированы неправильным применением норм права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Представленный ответчиком отзыв на кассационную жалобу судебной коллегией приобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статей 277, 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика просил оставить принятые судебные акты без изменения.
Истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Заслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 02.07.2019 N 50-0070-08-13-14.
Согласно условиям договора, арендатор принял во временное пользование лесной участок с целью строительства линейного объекта площадью 0, 0126 га, имеющий адресный ориентир: Московская область, городской округ Домодедово, Подольское лесничество, Домодедовское участковое лестничество, квартал 58, части выделов 51,62 с кадастровым номером 50:28:0080220:63, в соответствии с законодательством РФ и проектом освоения лесов.
Как указывает истец, обязанность по лесовосстановлению должна быть выполнена ответчиком в силу действующего лесного законодательства и факта проведения рубки лесных насаждений, пп. "л" п. 3.4 договора аренды.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 04.08.2022 с требованием в 30-дневный срок с момента получения претензии провести компенсационное лесовосстановление по договору аренды, однако до настоящего времени работы в добровольном порядке ответчиком не выполнены, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суды, установив, что на переданных Государственной компании в рамках договора аренды от 02.07.2019 N 50-0070-08-13-14 лесных участках леса не располагались; работы по рубке лесных насаждений проводились ответчиком в 2016 -2017 годах в рамках подготовительных работ по строительству ЦКАД N 1, т.е. до вступления в силу положений Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения", пришли к выводу, что положения части 1 и части 2 статьи 63.1 ЛК РФ не могут быть применены в настоящем случае.
Между тем, данные выводы судов являются преждевременными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются в том числе лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Статьей 45 данного Кодекса регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута).
В силу статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Согласно статье 62 Лесного кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2019 (до внесения изменений в Кодекс Законом N 212-ФЗ), лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды соответствующий вид деятельности (заготовку древесины) на участке лесного фонда.
Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - Минприроды) от 16.07.2007 N 183 (подпункт "а" пункта 4), и в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды от 29.06.2016 N 375 (подпункт "а" пункта 4).
Законом N 212-ФЗ, вступившим в силу в соответствии со статьей 4 с 01.01.2019, в Лесной кодекс был внесен ряд изменений, в том числе введена статья 63.1.
Так, частью 1 данной статьи (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 указанной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса в редакции Закона N 212-ФЗ лесовосстановление осуществляется на основании соответствующего проекта лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
По смыслу указанных норм Лесного кодекса работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся лицами, использующими леса, предоставленные в установленном законом порядке в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины.
Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора (определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799, от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959).
У лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
По общему правилу, заготовка древесины осуществляется на основании договора аренды лесного участка в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Данное правило о заготовке древесины распространяется и на лесные участки, предоставленные юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса.
Суды, отказывая в иске, исходили из того, что работы по рубке лесных насаждений на спорных лесных участках проводились в рамках подготовительных работ по строительству автомобильной дороги общего пользования федерального значения до вступления в силу Закона N 212-ФЗ (до 01.01.2019).
Однако данный вывод не соответствует имеющимся в деле доказательствам с учетом того, что суды не установили, где конкретно, в каком объеме, кем, на каком основании и в какое время осуществлялась рубка лесных насаждений на указанных лесных участках.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие осуществление рубки лесных насаждений на предоставленных Компании в аренду лесных участка с соблюдением требований законодательства и оформлением всех необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, и лесной декларации).
При этом условиями договора аренды от 02.07.2019 предусмотрена обязанность арендатора подготовить проект освоения лесов, получить на него положительное заключение государственной экспертизы, после чего приступить к освоению в целях, указанных в договоре, в том числе к рубке лесных насаждений, осуществить мероприятия по воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
При таком положении вывод судов о том, что рубка лесных насаждений и выполнение работ по лесовосстановлению были осуществлены в 2016 -2017 годах (то есть до 01.01.2019) сделан в нарушение положений части 2 статьи 65, статей 71, 168, 170, 271 АПК РФ без оценки доказательств на предмет их относимости к спорным объектам и правоотношениям.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 данной статьи, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) предусмотрено, что лицо, обратившееся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, обязано не позднее чем через один год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади такого земельного участка, в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Перевод земель лесного фонда как покрытых так и не покрытых лесом в земли иных категорий приводит к полному выбытию данных участков из земель лесного фонда и невозможности их дальнейшего использования для ведения лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в том числе использования данных участков в качестве земель, нуждающихся в лесовосстановлении. В этом случае (в отличие от лесовосстановления в связи с рубками) лесовосстановление проводится на площади, равной площади лесного участка, переведенного в иную категорию, вне зависимости от осуществления на нем рубки насаждений.
Само по себе отсутствие отдельного ходатайства об изменении целевого назначения земельного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий не исключает выполнение Компанией, в интересах которой данный перевод был осуществлен, обязательств лесопользователя, установленных нормами Лесного кодекса, в том числе в части обязательства по лесовосстановлению.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 303-ФЗ) статья 63.1 Лесного кодекса изложена в новой редакции.
Частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса в указанной редакции предусмотрено, что лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
Действующая редакция данной нормы направлена на совершенствование правового регулирования отношений в области воспроизводства лесов и лесоразведения.
В пункте 3 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) указано, что данная статья не распространяется на случай перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом применение данной нормы обусловлено только конкретными целями соответствующего перевода земель лесного фонда в земли иных категорий - создание особо охраняемых природных территорий федерального значения и обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Частью 8 статьи 63.1 Лесного кодекса предусмотрено, что в случае, если лицом, в интересах которого осуществляется перевод земельного участка в составе земель лесного фонда в земли иных категорий, была осуществлена рубка лесных насаждений в границах такого участка, в связи с чем указанным лицом осуществлено лесовосстановление или лесоразведение, предусмотренное частью 1 данной статьи, обязанность по лесовосстановлению или лесоразведению, предусмотренная частью 2 этой статьи, не возникает в отношении части площади соответствующего земельного участка, на которой была осуществлена указанная рубка лесных насаждений.
Для применения данной нормы лицо, в интересах которого осуществлен перевод лесных земель в иную категорию, должно представить надлежащие доказательства того, что рубка лесных насаждений и лесовосстановление (в части вырубленной площади) были осуществлены в установленном порядке до перевода земель.
При рассмотрении настоящего спора следует также учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий лесовосстановление осуществляется на площади, равной площади лесных земель в составе участка, исключаемого из земель лесного фонда, к которым относятся лесные и нелесные земли (часть 1 статьи 6.1 Лесного кодекса).
Согласно частям 2, 3, 4 статьи 6.1 Лесного кодекса к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие); к нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие); границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.