СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 июля 2024 года Дело № 33-3848/2024

Санкт-Петербург 10 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Нестеровой М.В.,

судей Ильичевой Т.В., Пучковой Л.В.,

при секретаре Судовской Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГБДОУ детский сад присмотра и оздоровления "Детский оздоровительный городок "Малыш" на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 14 марта 2024 года, которым удовлетворено исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГБДОУ детский сад присмотра и оздоровления "Детский оздоровительный городок "Малыш", администрации Московского района Санкт-Петербурга о возмещении вреда окружающей среде.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия Ленинградского областного суда,

установила:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к ГБДОУ детский сад присмотра и оздоровления "Детский оздоровительный городок "Малыш" (далее - ГБДОУ "ДОГ "Малыш"), в котором просил взыскать с ответчика в пользу Российской Федерации в лице Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, в счет возмещения вреда, причиненного водным биологическим ресурсам РФ, денежные средства в размере 284 425 руб. (л.д. 14-16 том 1).

В обоснование заявленных требований прокурором указано, что в ходе проведенной проверки было выявлено, что ГБДОУ "ДОГ "Малыш" эксплуатирует водный объект - выпуск № 1, через который осуществляется сброс сточных вод в объект рыбохозяйственного значения высшей категории р.Оредеж. По результатам проведенного анализа отчета о результатах объема сброса сточных вод и их качества за 4 квартал 2022 г. установлен факт превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водном объекте - обнаружены аммоний-ион, взвешенные вещества, нефтепродукты. Проведенным расчетом было установлено, что ущерб, причиненный окружающей среде, оценивается в 284 425 руб. Полагая ГБДОУ "ДОГ "Малыш" ответственным за причиненный окружающей среде вред, прокурор обратился с настоящим иском в суд.

Определением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 08.02.2024, отраженном в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Московского района Санкт-Петербурга (л.д. 229-230 том 1).

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 14.03.2024 исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к ГБДОУ "ДОГ "Малыш" удовлетворены (л.д. 5-16 том 2).

Суд взыскал с ГБДОУ "ДОГ "Малыш" в доход федерального бюджета в лице Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству в счет возмещения вреда причиненного окружающей среде денежные средства в размере 284 425 руб.

В удовлетворении требований к администрации Московского района Санкт-Петербурга судом было отказано.

ГБДОУ "ДОГ "Малыш" не согласилось с законностью и обоснованностью постановленного судом решения, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение суда от 14.03.2024 отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований (л.д. 30-32 том 2).

В обоснование доводов жалобы указано, что истцом не доказан факт причинения ответчиком вреда водному объекту - р. Оредеж, не установлены последствия сброса, а также негативные изменения в состоянии реки. Податель жалобы полагает, что превышение норматива максимально разрешенного содержания загрязняющих веществ в сточной воде не является безусловным доказательством причинения вреда водному объекту. Указывает, что судом не дана оценка представленному протоколу испытаний (измерений) от 24.11.2022 № 2964.22, согласно которому фоновые значения концентрации качества воды в р. Оредеж превышают установленные нормативы. Также ответчик полагает, что солидарную ответственность должны нести собственники земельных участков, граничащих с участком, принадлежащем ГБДОУ "ДОГ "Малыш", поскольку с территории смежных участков также производится сброс сточных вод в р. Оредеж.

Представитель ГБДОУ "Детский оздоровительный городок "Малыш" в суд апелляционной инстанции не явился, направил ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с нахождением в отпуске юрисконсульта.

Судебная коллегия находит данную причину не явки в суд представителя ответчика не уважительной, в связи с чем ходатайство удовлетворению не подлежит.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит причину не явки представителя ответчика не уважительной, в связи с чем имеются основания для рассмотрения дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 77 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 78 ФЗ "Об охране окружающей среды").

Аналогичные положения содержатся в ст. 53 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", согласно которой возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда. Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, определяется в соответствии с таксами для исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а при отсутствии указанных такс и методик - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.

В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 14.09.2021 ГБДОУ "ДОГ "Малыш" предоставлен в пользование водный объект - река Оредеж (л.д. 34-37 том 1).

В соответствии с данным решением через водовыпуск № 1 ответчик вправе сливать в реку Оредеж очищенные сточные воды (подп. 8 п. 2.3 Решения).

Согласно п. 2.3 Решения использование водного объекта или его части может производиться Водопользователем при выполнении следующих условий: недопущении нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде (подп. 1); недопущении сброса сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию и обеззараживанию (подп. 19); возмещение вреда водным биологическим ресурсам при сбросе сточных вод с превышением предельно-допустимых концентраций вредных веществ, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 522 (подп. 20).

Согласно подп. 13 п. 2.3 Решения, вода в реке Оредеж в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям по содержанию загрязняющих веществ в месте сброса сточных вод (мг/дм3): взвешенные вещества - 6,85; нефтепродукты - 0,05; аммоний-ион - 0,5.

Земельный участок с кадастровым номером 47:23:0601003:735 площадью 57 500 кв.м, предоставлен из земель поселений под объектами оздоровительного и рекреационного назначения, по адресу: <адрес>, в собственность г. Санкт-Петербургу (л.д. 217-220 том 1).Согласно п. 4.27 и п. 5.2 Устава "ГБДОУ "ДОГ "Малыш" все расположенные на земельном участке объекты переданы учреждению в оперативное управление Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга (л.д. 197-215 том 1).

В Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству от ГБДОУ "ДОГ "Малыш" поступил отчет о результатах учета объема сброса сточных, в том числе дренажных вод и их качества за 4 квартал 2022 г. (л.д. 51-57 том 1).

Согласно указанному отчету концентрация взвешенных веществ составляет 16 мг/дм3; аммоний-иона - 4,1 мг/дм3; нефтепродуктов - 0,083 мг/дм3.

Отборы проб воды, были произведены 16.11.2022, 18.11.2022, 21.11.2022, 02.12.2022 сотрудниками испытательной лаборатории ООО "ПромЭкоСфера", на водовыпуске № 1 ГБДОУ "ДОГ "Малыш" в реку Оредеж (л.д. 39-43 том 1).

По результатам лабораторных исследований, проведенных ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области", было установлено, что в сточных водах были превышены предельно допустимые концентрации вредных веществ: по взвешенным веществам на 10,75 мг/дм3; аммоний-иону на 3,6 мг/дм3; нефтепродуктам на 0,033 мг/дм3 (л.д. 44-50, 58-69 том 1).

04.05.2023 Северо-Западным ТУ Росрыболовства в адрес ГБДОУ "ДОГ "Малыш" вынесено предостережение № 089 о недопустимости нарушения обязательных требований. Также информация о выявленных нарушениях направлена в Ленинградскую межрайонную природоохранную прокуратуру (л.д. 19-20, 17-18 том 1).

25.10.2023 и.о. природоохранного прокурора в адрес ГБДОУ "ДОГ "Малыш" направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 99-101 том 1).

Согласно представленному расчету размер вреда, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания р. Оредеж Гатчинского района Ленинградской области, составил 284 425 руб. (л.д. 21-32 том 1).

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 77 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 35, 60 Водного кодекса РФ, пришел к выводу о доказанности факта причинения ГБДОУ "ДОГ "Малыш" ущерба водному объекту - реке Оредеж - в результате несоблюдения требований природоохранного законодательства в части пользования водным объектом, что повлекло негативные последствия для окружающей среды в виде загрязнения вод реки Оредеж. В связи с чем, согласившись с представленным истцом и не оспоренным ответчиком расчетом ущерба, определенном на основании Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87, взыскал с ГБДОУ "ДОГ "Малыш" в пользу Северо-Западного ТУ Росрыболовства в счет возмещения ущерба денежные средства в заявленном истцом размере, отказав при этом в удовлетворении требований, заявленных к администрации Московского района Санкт-Петербурга.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Из разъяснений, изложенных в п.п. 33, 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", следует, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.

Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 77, п. 1 ст. 79 ФЗ "Об охране окружающей среды").

В пунктах 6, 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст.ст. 1, 77 ФЗ "Об охране окружающей среды").

По смыслу ст. 1064 ГК РФ, ст. 77 ФЗ "Об охране окружающей среды" лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (ст. 3, п. 3 ст. 22, п. 2 ст. 34 ФЗ "Об охране окружающей среды"). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.

Так, представленными в материалы дела доказательствами - актами отбора проб, протоколами испытаний (измерений), протоколами лабораторных исследований, данными учета объема сброса сточных вод и их качества за 4 квартал 2022 г. - подтверждается факт превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водном объекте - р. Оредеж, в месте эксплуатации ГБДОУ "ДОГ "Малыш" объекта по очистке сточных вод - водовыпуска № 1.

Как указано выше, в силу решения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 14.09.2021 ГБДОУ "ДОГ "Малыш" при использовании водного объекта - р. Оредеж для сброса сточных вод, не должен допускать превышение показателей по содержанию загрязняющих веществ в месте сброса сточных вод (мг/дм3) более следующих величин: взвешенные вещества - 6,85; нефтепродукты - 0,05; аммоний-ион - 0,5.

Вместе с тем, ответчиком допущено превышение указанных параметров, а именно: концентрация вредных взвешенных веществ 16, что превышает предельный показатель 6,85 на 9,15; аммоний-иону 4,1, что превышает предельный показатель 0,5 на 3,6; нефтепродуктам 0,083, что превышает предельный показатель 0,05 на 0,033 и не укладывается в рамки допустимых погрешностей.

Решением от 14.09.2021 также предусмотрена обязанность Водопользователя по возмещению вреда водным биологическим ресурсам при сбросе сточных вод с превышением предельно-допустимых концентраций вредных веществ, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 522.

Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552, в редакции действующей на 4 квартал 2022 г., когда было обнаружено загрязнение реки, были утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ по взвешенным веществам не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,25 (для водных объектов высшей и первой категории), аммоний-ион на 0,5, нефтепродуктов на 0,05.

Факт превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ в месте сброса сточных вод в р. Оредеж ответчиком не оспаривался. Вместе с тем, ГБДОУ "ДОГ "Малыш" полагает, что само по себе превышение вышеуказанных параметров вредных веществ не свидетельствует о причинении вреда водному объекту.

Данные доводы, в том числе отраженные в апелляционной жалобе, судебной коллегией отклоняются.

Из представленного расчета размера причиненного вреда следует, что, вред водным биологическим ресурсам нанесен за счет потери прироста водных биоресурсов в случае гибели кормовых организмов (зообентос), а также ухудшения условий обитания и воспроизводства водных биоресурсов, вследствие ухудшения гидрохимического и годролитического режима водного объекта.

Таким образом, превышение нормативов допустимого воздействия на водные объекты непосредственно влияет на водные биоресурсы и причиняет вред водному объекту в целом.