СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 июля 2024 года Дело № 33-3806/2024

Санкт-Петербург 10 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Нестеровой М.В.,

судей Ильичевой Т.В., Пучковой Л.В.,

при секретаре Судовской Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Малеряна М.Д. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 12 июля 2023 года, которым частично удовлетворены исковые требования ГКУ Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" к Малеряну М.Д. о признании несанкционированным примыкания к автомобильной дороге общего пользования, обязании устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., возражения представителя ГКУ "Ленавтодор" по доверенности Гетмана А.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

ГКУ Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (далее - ГКУ "Ленавтодор", Учреждение) обратилось во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском к Малеряну М.Д., в котором, уточнив заявленные требования в порядке, предусмотренном ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), просило:

признать несанкционированным примыкание к автомобильной дороге общего пользования регионального значения Ленинградской области "Юкки - Кузьмолово" на участке км 10 +500 м (с левой стороны);

обязать ответчика в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда, ликвидировать примыкание к автомобильной дороге общего пользования регионального значения Ленинградской области на участке полосы отвода автомобильной дороги км 10 +500 м (с левой стороны);

запретить ответчику использование указанного примыкания к автомобильной дороге общего пользования до момента его обустройства в соответствии с действующим законодательством;

обязать ответчика в срок, не превышающий один месяц со дня вступления в законную силу решения суда, обустроить в соответствии с требованиями действующего законодательства примыкание к автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Юкки - Кузьмолово" на участке км 10 +500 м (с левой стороны);

в случае неисполнения/несвоевременного исполнения судебного акта взыскать с Малеряна М.Д. в пользу ГКУ "Ленавтодор" судебную неустойку в размере 50 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда до момента его фактического исполнения (л.д. 1-4, 64-65).

В обоснование иска указано, что на основании распоряжения Леноблкомимущества от 16.09.2015 № 622 в оперативное управление ГКУ "Ленавтодор" передана автомобильная дорога общего пользования регионального значения "Юкки - Кузьмолово". В ходе мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, актом комиссионного осмотра от 07.07.2022 установлено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги на участке км 10 +500 м (с левой стороны) обустроено примыкание с земельного участка с кадастровым номером №, находящимся в собственности Малеряна М.Д., для обеспечения доступа на данный земельный участок.

Вместе с тем, согласование примыканий к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, в частности автодороги "Юкки - Кузьмолово", относится к компетенции ГКУ "Ленавтодор", равно как и выдача технических условий, содержащих в себе требования к такому примыканию и является обязательным для граждан и юридических лиц, желающих обустроить примыкание к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Ленинградской области. При этом письменное согласие истца, содержащее технические требования и условия на обустройство примыкания к автомобильной дороге с указанного земельного участка ответчику не выдавались, проектная документация в адрес Учреждения от ответчика не поступала, разрешение на строительство отсутствует.

Организованное примыкание выполнено с нарушениями норм действующего законодательства, не оборудовано переходно-скоростными полосами и элементами обустройства автомобильной дороги, покрытие примыкания отличается по типу покрытия основной дороги, нарушена система водоотвода автомобильной дороги, что ведет к разрушению конструкции дороги. Эксплуатация данного примыкания несет угрозу безопасности участников дорожного движения и сохранности автомобильной дороги.

Направленные истцом в адрес ответчика требования о прекращении эксплуатации существующего примыкания на автомобильной дороге; приведении полосы отвода автомобильной дороги в нормативное состояние; обустройстве примыкания в соответствии с действующим законодательством, оставлено ответчиком без удовлетворения. На основании изложенного, ГКУ "Ленавтодор" обратилось с настоящим иском в суд.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 12.07.2023 исковые требования ГКУ "Ленавтодор" к удовлетворены частично (л.д. 157-163).

Суд признал несанкционированным примыкание к автомобильной дороге общего пользования регионального значения на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Ленинградской области "Юкки - Кузьмолово" км 10 +500 м (с левой стороны).

Суд обязал Малеряна М.Д. в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда, ликвидировать примыкание к автомобильной дороге общего пользования регионального значения Ленинградской области на участке полосы отвода автомобильной дороги регионального значения Ленинградской области на участке полосы отвода автомобильной дороги км 10 +500 м (с левой стороны).

Суд запретил использование указанного примыкания до момента его обустройства в соответствии с действующим законодательством.

Также суд обязал ответчика в срок, не превышающий один месяц со дня вступления в законную силу решения суда, обустроить в соответствии с требованиями действующего законодательства примыкание к автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Юкки-Кузьмолово" км 10 +500 м (с левой стороны).

Кроме того, в случае неисполнения или несвоевременного исполнения решения суда судом установлен размер судебной неустойки в размере 10 000 руб. в месяц.

Малерян М.Д. не согласился с законностью и обоснованностью решения суда первой инстанции, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит постановленное решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.д. 167-168).

В обоснование доводов жалобы указано, что судом неверно оценены представленные сторонами доказательства. Так, при установлении факта того, что после получения предупреждения от истца ответчиком были совершены действия, направленные на устранение незаконного примыкания, в том числе заключен договор о присоединении объектов дорожного сервиса, получены технические условия, получена проектная документация, у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска. Кроме того, указывает, что истцом не доказан факт использования ответчиком несанкционированного примыкания после получения предупреждения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика ГКУ "Ленавтодор" доводы жалобы полагает несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.

Ответчик Малерян М.Д. в суд апелляционной инстанции не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеется уведомление. Заявление об отложении рассмотрения дела не направил, также не представил доказательства уважительности причин не явки в суд апелляционной инстанции.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит причину не явки ответчика не уважительной, в связи с чем имеются основания для рассмотрения дела в его отсутствие.

Представитель ГКУ "Ленавтодор" по доверенности Гетман А.В. полагал решение законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, явившихся в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ "О безопасности дорожного движения") основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно п.п. 1, 13, 15, 16 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об автомобильных дорогах") автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ "Об автомобильных дорогах" размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований ч. 8 ст. 26 настоящего Федерального закона.

Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения (ч. 6 ст.21 ФЗ "Об автомобильных дорогах").

За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге (ч. 7 ст. 21 ФЗ "Об автомобильных дорогах").

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет (ч. 10 ст. 21 ФЗ "Об автомобильных дорогах").

Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению) (ч. 11 ст. 21 ФЗ "Об автомобильных дорогах").

Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 11 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 12 ст. 21 ФЗ "Об автомобильных дорогах").

Согласно ч. 1 ст. 25 ФЗ "Об автомобильных дорогах" границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством РФ норм отвода земель для размещения указанных объектов.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.12.2009 № 371 (далее - Порядок № 371), земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги используются для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений, а также объектов дорожного сервиса.

Осуществление деятельности в границах полосы отвода автомобильной дороги допускается при условии, что такая деятельность (при обычных условиях ее осуществления) не повлечет за собой: загрязнение полос отвода автомобильных дорог, включая выброс мусора вне специально предусмотренных для указанных целей мест; использование водоотводных сооружений автомобильных дорог для стока или сброса вод; создание условий, препятствующих обеспечению безопасности дорожного движения; повреждение автомобильных дорог или осуществление иных действий, наносящих ущерб автомобильным дорогам либо создающих препятствия движению транспортных средств и(или) пешеходов; нарушение других установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к ограничению использования автомобильных дорог и их полос отвода, а также к обеспечению их сохранности.

Пунктом 3.16 Порядка № 371 предусмотрено, что реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге регионального значения допускаются при наличии согласия, выданного в письменной форме ГКУ "Ленавтодор" на выполнение указанных работ, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия.

В случае реконструкции автомобильной дороги регионального значения переустройство объектов дорожного сервиса и(или) подъездов, съездов, примыканий к указанным объектам осуществляется владельцами таких объектов в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми ГКУ "Ленавтодор" (п. 3.17 Порядка № 371).

В соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 02.12.2011 № 709-р "О государственном казенном учреждении Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (Распоряжение № 709-р) предметом деятельности Учреждения является организация дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ленинградской области (далее - автомобильные дороги), обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности и организации дорожного движения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно п.п. 2.3, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.7 Устава ГКУ "Ленавтодор" для достижения основных целей Учреждение вправе осуществлять следующие основные виду деятельности:

материально-техническое обеспечение деятельности Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, в том числе по выдаче разрешений на строительство в случае строительства, реконструкции автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с указанными автомобильными дорогами и примыкания к автомобильной дороги к указанным автомобильным дорогам, объектов дорожного сервиса, размещенных в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения.

Выдача письменного согласия, содержащего технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению, на выполнение работ по: строительству, реконструкции являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения и примыкания автомобильной дороги к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения;

по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.

Оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, в том числе заключение договора о присоединении объекта дорожного сервиса к такой автомобильной дороге в порядке, установленном Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области (л.д. 5-10).

На основании распоряжения Леноблкомимущества от 16.09.2015 № 622 "О передаче государственного имущества Ленинградской области в оперативное управление ГКУ "Ленавтодор" передана в оперативное управление автомобильная дорога общего пользования регионального значения "Юкки - Кузьмолово" (л.д. 11-25).

По своим транспортно-эксплуатационным характеристикам дорога общего пользования регионального значения "Юкки - Кузьмолово" относится к IV технической категории, в соответствии с данными публичной кадастровой карты ширина полосы отвода составляет - 20,0 - 21,1 м, ширина проезжей части - 7,0 - 9,0 м, покрытие дорожного полотна - асфальтобетонное.

Согласно акту комиссионного осмотра участка автомобильной дороги "Юкки - Кузьмолово" от 13.04.2022 в ходе мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, установлено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги на участке км 10 + 821 м (с правой стороны) обустроено примыкание (парковка) к автомобильной дороге со смежного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, вблизи <адрес>, в целях обеспечения доступа к объектам: "Бани. Дикий запад", "автомобильная мойка" (л.д. 36).

Примыкание к объекту сервиса не оборудовано переходно-скоростными полосами и необходимыми техническими средствами (дорожные знаки, горизонтальная разметка) и элементами обустройства дороги; конструкция дорожной одежды на примыкании не равнопрочная с конструкцией основной дороги, покрытие на съезде отличается по типу покрытия основной дороги.

При обустройстве примыкания нарушена система водоотвода автомобильной дороги, не предусмотрено устройство водопропускных труб под примыканием, что ведет к разрушению дороги.

В случае заезда и выезда автотранспорта к объекту сервиса, на рассматриваемом участке автомобильной дороги, создается угроза безопасности дорожного движения для пешеходных и транспортных потоков в связи с рядом расположенным нерегулируемым пешеходным переходом.

Данное примыкание выполнено с нарушением норм и правил.

Аналогичные акты комиссионного осмотра составлены 22.07.2022 и 11.04.2023 (л.д. 40, 145-146).

Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1 150 +/-12 кв.м, находится в собственности Малеряна М.Д., на указанном земельном участке расположены нежилые здания (л.д. 34-35).