СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 июля 2024 года Дело № 33-3897/2024

Санкт-Петербург 09 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Ильичевой Т.В.,

судей Соломатиной С.И., Тумашевич Н.С.

при секретаре Евсеевой М.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Лаговской Н. А. по гражданскому делу № 2-2257/2023 на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 декабря 2023 года, которым удовлетворены исковые требования РОО "Общество защиты прав потребителей Ленинградской области" к ИП Лаговской Н. А. о признании действий по оказанию услуг противоправными, обязании прекратить противоправные действия по оказанию услуг.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., объяснения ИП Лаговской Н.А. и ее представителя Зюльковской Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,

установила:

РОО "Общество защиты прав потребителей Ленинградской области" обратилось в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к ИП Лаговской Н.А. о признании действий по оказанию услуг общественного питания в предприятии общественного питания кафе (бар) "<данные изъяты>", расположенный по адресу: <адрес>, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, обязании прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по оказанию услуг общественного питания, обязать ИП Лаговскую Н.А. довести до сведения потребителей решение суда в 10-ти дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации - газета "Выборг", в случае не исполнения решения суда в части опубликования решения в течение установленного срока, РОО "Общество защиты прав потребителей Ленинградской области" осуществляет эти действия за счет ИП Лаговской Н.А. с взысканием с нее понесенных расходов.

В обоснование исковых требований указало, что с 01.01.2015 во встроенном нежилом помещении многоквартирного дома по указанному адресу, осуществляется предоставление услуг общественного питания неопределенному кругу лиц потребителей, в предприятии общественного питания - кафе (бар) "Эпиццентр", при этом, деятельность по оказанию услуг и организации общественного питания осуществляет ИП Лаговская Н.А.

В период с 01 февраля 2023 года по 06 февраля 2023 года в помещении предприятия ответчика, представителями истца, было проведено мероприятие общественного контроля соблюдения прав потребителей на получение безопасных услуг и услуг надлежащего качества, по результатам которого, составлен АКТ № 1 от 06 февраля 2023 года, в котором указаны выявленные нарушения.

Истец считает, что ответчик своими действиями нарушил требования технических регламентов, чем подверг население риску причинения вреда жизни или здоровью.

Обнаруженные нарушения в предприятии общественного питания ответчика, в части обеспечения безопасности пищевой продукции при ее приготовлении, условиями способствующими может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний, что является нарушением ст. ст. 11, 17 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., п.п. 3.8, 8.4, 8.9, 6.5, 6.21, 7.11, 7.12, 6.16, 8.19, 8.20, 5.11, 5.12, 5.13, 5.14, 5.15, 8.1, 6.2, 6.4, 12.1, 9.1, 15.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", п. 2.6 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".

Ответчик в судебное заседание не явилась, возражений по иску не представила.

Третье лицо - УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ленинградской области требования иска поддержало, указав, что нарушения законодательных актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучии населения, имеются с учетом составленного истцом акта, иск обоснован.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены.

ИП Лаговская Н.А. не согласилась с постановленным решением суда, представила апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обосновании доводов жалобы указала, что решение суда вынесено с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. Ответчик в апелляционной жалобе указывает, что в ее присутствии никаких проверок не проводилось, просьб о допуске к осмотру всех помещений кафе в адрес ответчика не поступало, акта в присутствии ответчика или ее представителя не составлялось в связи с чем, ответчик ставит под сомнение результаты проверки проведенной истцом, податель жалобы полагает, что действиями истца допущены существенное нарушения прав ИП Лаговской Н.А., действия истца незаконны, неправомерны и не имеют юридически значимого действия.

Ответчик ссылается, что судом не в полной мере были исследованы все обстоятельства дела, суд должен был исследовать доказательства на предмет совершаемого и преднамеренного подлога материалов гражданского дела.

Ответчик полагает, что данные мероприятия общественного контроля проведены со злоупотреблением и превышением компетенции проверяющего лица и приводят к ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, в частности, относительно их уведомления о проведении проверки, права принимать участие, присутствовать при проведении проверки, быть ознакомленным с результатом проверки.

Кроме того, в апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что истцом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении прав неопределенного круга лиц действиями (бездействием) ответчика в соответствии со ст.ст. 492, 495. ГК РФ, положениями Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

РОО "Общество защиты прав потребителей Ленинградской области", являясь общественной организацией, в силу ст. 46 ГПК РФ и ст. 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" и Уставом Общества является лицом, уполномоченным на подачу иска в защиту прав потребителей, неопределенного круга лиц (потребителей).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (п. 5 ст. 4 Закона о защите прав потребителей).

В силу п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01 февраля 2023 года по 06 февраля 2023 года в помещении предприятия общественного питания - кафе (бар) "<адрес>", во встроенном нежилом помещении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, ИП Лаговской Н.А., представителями РОО "Общество защиты прав потребителей Ленинградской области", было проведено мероприятие общественного контроля соблюдения прав потребителей на получение безопасных услуг и услуг надлежащего качества, по результатам которого, составлен АКТ № 1 от "06" февраля 2023 г.

Согласно Акту № 1 от "06" февраля 2023 г. обнаружены следующие нарушения:

- Расстояние между столами для посетителей менее 1,5 метров.

- Нет уголка потребителя и юридического меню.

- Недостаточно моек и рукомойников.

- Недостаточно холодильников, при хранении продуктов в них нарушено товарное соседство.

- Разделочный и уборочный инвентарь не промаркирован.

- У сотрудников предприятия нет раздевалки, индивидуальных шкафов или специально отведенных мест для личной одежды.

- Допущено хранение в производственном помещении личных вещей работников предприятия.

- Допущено хранение упаковочного материала в производственном помещении.- Вынос готовых блюд с кухни в зал обслуживания посетителей и занос грязной посуды из зала обслуживания осуществляются через одну дверь, ведущую в кухню предприятия.

- Загрузка и выгрузка пищевой продукции, вход для посетителей и сотрудников осуществляется через одни двери.

- На предприятии отсутствуют складские помещения (пищевая готовая и сырая продукция хранится в производственном помещении).

- Предприятие работает на сырье, при этом имеется только одно производственное помещение (цеховое деление отсутствует).

- Набор и площади помещений не соответствуют мощности организации и не обеспечивают соблюдение санитарных правил и норм.

- Для посетителей и работников предприятия общественного питания не оборудованы отдельные туалеты с раковинами для мытья рук.

- Кухня имеет только один зал, и при этом на ней работают с сырьём (грязные корнеплоды, рыба тушками, мясо на кости или недезинфицированные яйца). Для обработки такого сырья необходим специальный заготовочный цех.

- Отсутствует автономная от дома вентиляция помещения кафе.

- Вход со стороны двора жилого дома иди двора дома, где расположены окна и входы в квартиры. Проигнорированы требования о том, что загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.

- Не осуществляется должным образом мытьё и дезинфекция технологического оборудования.

Согласно заключению УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ленинградской области по исковому заявлению, выявленные истцом недостатки, являются нарушением ст. ст. 11, 17 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.1999г., п.п. 3.8, 8.4, 8.9, 6.5, 6.21, 7.11, 7.12, 6.16, 8.19, 8.20, 5.11, 5.12, 5.13, 5.14, 5.15, 8.1, 6.2, 6.4, 12.1, 9.1, 15.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", п. 2.6 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".

Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с учетом представленных доказательств, пришел к выводу, что действия ответчика подвергают население риску причинения вреда жизни или здоровью, нарушения в предприятии общественного питания, могут послужить условиями, способствующими к возникновению массовых инфекционных заболеваний.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции являются необоснованными и противоречат положениям ГК РФ, Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Как усматривается из материалов дела, факт нарушений подтверждается актом, составленным работниками истца, однако указанные в акте нарушения не могут бесспорно свидетельствовать об их наличии, поскольку акт о выявлении нарушений прав потребителей, на который ссылается Общественная Организация в обоснование заявленных исковых требований, составлен с нарушением требований закона и содержит в себе недостатки, в частности, акт не подписан уполномоченным на то лицом от имени ответчика, в акте присутствуют только подпись проверяющих лиц, сотрудники ответчика и сама ответчик, при проверке не участвовали, участие ответчика, либо уполномоченного ею лица в акте не указано.

Также из акта не усматривается, что работниками Общественной Организации, сообщалось работникам ответчика, что проводится проверка, акт о наличии нарушений им не вручался, как не предлагалось подписать указанный акт, и ответчик отказалась от подписи данного акта, т.е. из данного акта невозможно сделать вывод, что фактически проверка истцом проводилась в указанный период и проводилась именно в принадлежащей ответчику организации общественного питания.

Кроме того, согласно акту о выявлении нарушений прав потребителей, имеет место предоставление услуг в предприятии общественного питания с нарушением санитарных норм и правил, однако доказательств данному утверждению не представлено, из представленных доказательств такого вывода однозначно сделать нельзя.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 45 Закона о защите прав потребителей общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: осуществлять контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей

В силу абзаца 1 статьи 46 Закона о защите прав потребителей орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей) (абзац 9 пункта 2 статьи 45 Закона о защите прав потребителей).

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.