ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2024 года Дело № А32-3366/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2024 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сороки Я.Л.,

судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой М.Ю.,

при участии:

от истца с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание): представитель Абдюшева И.А. по доверенности от 29.12.2023,

от ответчика с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание): представитель Середов А.В. по доверенности от 18.05.2024 (после перерыва),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ареда-Сочи" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2024 по делу № А32-3366/2018 по иску ПАО "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) к обществу с ограниченной ответственностью УК "Ареда-Сочи" (ИНН 2320139534, ОГРН 1062320038362) третье лицо: ПАО "Россети Кубань", о взыскании задолженности, пени,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество "ТНС энерго Кубань" (далее - - истец, общество, ГП) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ареда Сочи" (далее - ответчик, потребитель, ООО "УК "Ареда-Сочи") о взыскании задолженности за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества в МКД, за период с января по сентябрь 2017 в размере 3 952 192, 04 руб., пени в размере 206 692 руб.

В ходе рассмотрения дела, истец неоднократно заявлял ходатайства об уточнении размера исковых требований. Согласно итогового ходатайства от 14.07.2022 N УСПР.07.03.2784 (с учетом заявленного позднее ходатайства от 28.02.2023 об исправлении опечатки в ходатайстве от 14.07.2022 N УСПР.07.03.2784) истец просит взыскать с ответчика задолженность за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за период с января по сентябрь 2017 г. в размере 3 493 157, 97 руб., пени, начисленные на задолженность января - сентября 2017 г. за период с 16.02.2017 по 05.04.2020, с 02.01.2021 по 31.03.2022 в размере 3 683 935,44 руб.; сумму уплаченной государственной пошлины в размере 43 794 руб.; почтовые расходы в размере 367,05 руб.

Судом ходатайство истца об уточнении размера исковых требований рассмотрено и удовлетворено в порядке ст. 49 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2024 в удовлетворении ходатайства ответчика о снижении неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ - отказано. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах за период с января по сентябрь 2017 г. в сумме 3 493 157, 97 руб., пени, начисленные на задолженность января - сентября 2017 г. за период с 16.02.2017 по 05.04.2020, с 02.01.2021 по 31.03.2022 в размере 3 683 935,44 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 43 794 руб., почтовые расходы в сумме 42 рубля, а также расходы по оплате услуг эксперта в размере 203 040 руб. С ответчика взыскана государственная пошлина в доход Федерального бюджета в размере 15 091 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что многоквартирные дома по ул. Альпийской, 9, ул. Войкова, 47 и Туапсинская, 7Г не находятся в управлении ответчика. Судом не учтены выводы суда, изложенные в решении от 30.12.2019 по делу № А32-27917/2017. Судом необоснованно не принят расчет эксперта. Истцом не представлены в материалы дела доказательства поверки приборов учета с 01.01.2017. Представленные в материалы дела акты допуска ОДПУ электрической энергии подписаны исключительно сетевой организацией. Акты допуска не содержат реквизиты, перечисленные в п. 152 и 154 Основных положений № 442, не содержат подписи представителей гарантирующего поставщика и уполномоченного представителя управляющей компании. Делая вывод о правильности расчета на основании всех установленных в МКД ОДПУ, суд не привел норму права в которой установлена формула, согласно которой необходимо складывать показания всех ОДПУ, установленных в МКД. Взысканная судом неустойка несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Доказательства наличия негативных последствий для истца в материалы дела не представлены.

В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В составе суда произведена замена судьи. В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.

Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции в порядке, установленном статьей 153.2 АПК РФ.

В судебном заседании представитель истца дал пояснения по существу спора, возражал против доводов апелляционной жалобы.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 03.07.2024 до 14 час. 40 мин.

Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, уведомлено о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет поставку электроэнергии в многоквартирные дома (далее - МКД), расположенные в г. Сочи, по следующим адресам:

г. Сочи, пер. Дагомысский д. 5, д. 7, д. 8А, д. 9, д. 10, д. 11, д. 17;

г. Сочи, пер. Трунова, д. 1, д. 4, д. 5;

г. Сочи, пер. Грузинский, 1;

г. Сочи, пер. Морской 14/10;

г. Сочи, ул. Альпийская, д. 9, д. 15, д. 31А, д. 33, д. 33А, д. 35, д. 39;

г. Сочи, ул. Войкова д. 47, д. 49;

г. Сочи, ул. Волгоградская, д. 30;

г. Сочи, ул. Горького д. 30А, д. 38, д. 40;

г. Сочи, ул. Дагомысская д. 8, д. 11, д. 22, д. 28А, д. 30;

г. Сочи, ул. Конституции СССР д. 10, д. 14, д. 22, д. 32, д. 34, д. 36;

г. Сочи, ул. Нагорная д. 27;

г. Сочи, ул. Невская д. 2, д. 4, д. 10, д. 14, д. 16, д. 21, д. 21А, д. 32;

г. Сочи, ул. Параллельная д. 12, д. 26, д. 38;

г. Сочи, ул. Парковая д. 42;

г. Сочи, ул. Севастопольская д. 8А, д. 22, д. 31, д. 39;

г. Сочи, ул. Тоннельная д. 16, д. 18;

г. Сочи, ул. Туапсинская, 7Г;

г. Сочи, ул. Цветной Бульвар д. 34;

г. Сочи, ул. Чебрикова д. 1, д. 3, д. 7, д. 7А, д. 9, д. 9А, д. 11, д. 34, д. 36, д. 42, д. 48А, д. 48Б, д. 50;

г. Сочи, ул. Юных Ленинцев, д. 7 (далее - спорные МКД).

Вышеуказанные многоквартирные дома находятся в управлении ответчика, что подтверждается данными, размещенными на официальном сайте "ГИС ЖКХ" www.dom.gosuslugi.ru и не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.

В период с января по сентябрь 2017 г. (далее - спорный период) истец осуществил поставку электроэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества, в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, на общую сумму 3 493 157, 97 руб. (уточненные требования), что подтверждается представленными в материалы дела первичными документами.

По мнению истца, поскольку ответчик является лицом, на которого возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирных домов, он обязан оплачивать электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды.

Ответчик обязательства по оплате электрической энергии не исполнил, в связи с чем, за период с января по сентябрь 2017 г. за ним образовалась задолженность в размере 3 493 157, 97 руб. (уточненные требования).

В связи с тем, что ответчиком не исполнены обязательства по оплате за потребленную электроэнергию, истцом заявлено требование о взыскании пени, начисленной на задолженность января - сентября 2017 г. за период с 16.02.2017 по 05.04.2020, с 02.01.2021 по 31.03.2022 в размере 3 683 935, 44 руб. (уточненные требования).

Истцом в адрес ответчика направлялась претензия с требованием оплаты задолженности, которая оставлена последним без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением.

При принятии судебного заседания суд руководствовался следующим.

Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются нормами параграфа 6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике"), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442), Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (правила N 491), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124) и иными нормативно-правовыми актами.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п. 72 Основных положений N 442 и п. п. 6, 7, 30 Правил N 354 (в редакциях, действующих в спорный период), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

При этом, договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.

Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с п. 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).

В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.

В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).

Частью 9.1 ст. 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме указанных ресурсов в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.

Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.

Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом (далее - исполнители) на основании п. 21.1 Правил N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:

- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);