ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2024 года Дело № А32-13567/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2024 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,

судей И.Н. Мельситовой, Н.В. Нарышкиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Петросьян Н.В.,

при участии:

от истца: Арутюнова М.Г. по доверенности от 17.09.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Карапетяна Геворка Гарегиновича

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 16.04.2024 по делу № А32-13567/2023

по иску общества с ограниченной ответственностью "Транспортные Технологии" (ОГРН 1166196061327, ИНН 6166098640)

к индивидуальному предпринимателю Карапетяну Геворку Гарегиновичу (ОГРНИП 321237500114960, ИНН 230308493040)

о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Транспортные Технологии" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Карапетяну Геворку Гарегиновичу (далее - ответчик, индивидуальный предприниматель) о взыскании задолженности по договору аренды транспортного средства с экипажем № 00000040294 от 28.08.2022 в размере 190326, 40 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 6710 руб.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2024 исковые требования удовлетворены - с индивидуального предпринимателя в пользу общества взыскана задолженность по договору аренды транспортного средства с экипажем № 00000040294 от 28.08.2022 в размере 190326, 40 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6710 руб.

Установив, что принятие ответчиком груза истца к отправке подтверждео материалами дела, недостача груза сторонами не оспорена, суд пришел к выводу о доказанности истцом всей совокупности условий, необходимых для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков.

Индивидуальный предприниматель обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, либо направить дело на новое рассмотрение в ином составе.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушения норм материального и процессуального права. Судом не исследованы доводы ответчика. В частности, по общему правилу риск ненадлежащей упаковки груза лежит на грузоотправителе, если договором обязанность упаковать груз не возложена на перевозчика. При погрузке груза спорный груз погружен на поддоны, из которых торчали гвозди, последние при движении протерли дно некоторых банок с напитком "Адреналин". В момент принятия груза недостатки упаковки не были явными и не были известны перевозчику исходя из предоставленной грузоотправителем информации, проверить товар у ответчика не имелось возможности. Истцом и третьим лицом причина порчи товара не установлена. Товар ликвидирован до проведения 09.01.2023 ООО "ПепсиКо Холдинг" и ООО "Транспортные технологии" зачета на сумму 210326, 40 руб., ответчик уже в досудебном порядке лишился возможности проведения товароведческой экспертизы по установлению причины повреждения товара. Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем, за исключением случаев, когда перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз. Обязанность по упаковке, загрузке и разгрузке товара возложена на третье лицо ООО "ПепсиКо Холдинг".

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя истца, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.

Как следует из материалов дела, 22.08.2022 в рамках действия рамочного соглашения (оферты) аренды транспортного средства ООО "Транспортные технологии", в редакции от 01.01.2021, между ООО "Транспортные технологии" (по договору - арендатор) и ИП Карапетян Г.Г. (по договору - арендодатель) заключен договор аренды транспортного средства с экипажем № 00000040294.

На основании пункта 1.1. рамочного соглашения (оферты) аренды от 01.01.2021 (далее - рамочное соглашение) настоящее соглашение регулирует отношения сторон, возникающие при передаче арендодателем арендатору транспортных средств во временное владение и пользование и оказании услуг по управлению ими и их технической эксплуатации.

В соответствии с пунктом 1.4. рамочного соглашения транспортные средства используются арендатором в целях осуществления коммерческих грузоперевозок.

По договору аренды транспортного средства с экипажем № 00000040294 от 22.08.2022 исполнитель обязался предоставить транспортное средство Рено У648ОУ123 M3SEX500723, тип а/м Тентованный, водитель Карапетян Геворг Гарегинович для перевозки груза по маршруту:

- пункты погрузки: 1. Co-Pack ЮБГ, Россия 170039, Тверская обл., Тверь, ул. Паши Савельевой, д. 84;

- пункты разгрузки: 1. Тандер; Россия, 353560, Краснодарский край, Славянский р-н, Славянск-на-Кубани, ул. Маевское шоссе, владение № 18.

Стоимость перевозки - 80000 руб.

Согласно пункту 3.1.19 рамочного соглашения прием груза осуществляется в строгом соответствии с наименованием, ассортиментом, количеством, массой, указанными в товарных, транспортных, товарно-транспортных накладных. арендодатель в случае-обнаружения поврежденного груза, тары/упаковки, или при выявлении недостачи груза по количеству или весу, пересортицы обязан произвести соответствующие записи о фактическом состоянии груза в товаросопроводительных документах, и оформить актом по унифицированной форме ТОРГ-2. Отказ водителя от подписания акта не освобождает арендодателя от ответственности по возмещению ущерба. В случае отсутствия в товаросопроводительных документах отметок о принятии поврежденного груза или груза с недостачей, ответственность за такой груз несет арендодатель,

По товарно-транспортной накладной № 66/00103466-22 от 23.08.2022 груз принят к перевозке по надлежащему количеству и весу. Какие-либо замечания к грузоотправителю по комплектности, укладке и креплению груза отсутствуют.

По результатам перевозки составлен акт о расхождении по количеству № 457 от 31.08.2022, которым выявлен брак/бой груза: Напиток адреналин Раш, 0, 449/12 в количестве 109 упаковок. Общая сумма бракованного груза составила 210326,40 руб.

В адрес ООО "Транспортные технологии" от заказчика - ООО "ПепсиКо Холдинге" поступила претензия № 275VR-22 от 09.09.2022 с просьбой оплатить сумму ущерба в размере 210326, 40 руб.

По данной претензии ООО "ПепсиКо Холдинге" произвело зачет, что подтверждается заявление о зачете № 36VR от 09.01.2023.

По условиям пункта 6.11. рамочного соглашения арендодатель несет ответственность за причинение убытков арендатору вследствие неисполнения/ненадлежащего исполнения арендодателем (экипажем арендодателя) обязанностей, предусмотренных договором и настоящим соглашением, в размере предъявленных арендатору претензий третьих лиц по фактам нарушений, за полное или частичное повреждение, порчу, утрату, недостачу груза, перевозимого экипажем арендодателя на транспортном средстве (целостность пломбы не освобождает экипаж арендодателя от ответственности за фактическую недостачу, повреждение груза, обнаруженную при выгрузке).

На основании вышеизложенного, руководствуясь рамочным соглашением (оферты) аренды от 01.01.2021 и договором аренды транспортного средства с экипажем № 00000006701, ООО "Транспортные технологии" обратилось к исполнителю с досудебной претензией № 00034 от 13.01.2023 о необходимости оплаты суммы в размере 190326, 40 руб. в счет возмещения причиненных убытков в течение 7-х (трех) дней с момента получения данной претензии.

Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием об оплате понесенных убытков оставлена без удовлетворения.

Изложенное послужило основанием предъявления настоящего иска.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.

Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из смысла статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление № 25), по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из приведенных выше норм права и разъяснений следует, что для возложения на сторону договора обязанности по возмещению убытков, возникших у контрагента, необходимо наличие в действиях данного лица состава гражданского правонарушения, включающего в себя неправомерность деяния лица, в частности выразившееся в нарушении существовавшего между сторонами обязательства, а также возникновение убытков в определенном размере и причинную связь между совершенным деянием и возникшими убытками.

Убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому истец, заявивший требования об их взыскании, должен доказать ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств; факт и размер причиненных убытков и причинную связь между действиями ответчика и возникшими убытками. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Из материалов дела следует, что между обществом и индивидуальным предпринимателем заключено рамочное соглашение, регулирующее отношения сторон, возникающие при передаче арендодателем арендатору автотранспортных средств во временное владение и пользование и оказании услуг по управлению ими и их технической эксплуатации, а также договор аренды транспортного средства с экипажем от 22.08.2022 № 00000040294, в котором определены подлежащие передаче транспортные средства, срок аренды, арендная плата, экипаж и задание.

В соответствии со статьей 632 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Согласно статье 625 Гражданского кодекса Российской Федерации к отдельным видам договора аренды и договорам аренды отдельных видов имущества, в том числе договорам аренды транспортных средств, применяются общие положения об аренде, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этом договоре.

По условиям заключенного сторонами рамочного соглашения (пункт 4.2.3) экипаж, являясь представителями арендатора на складе грузоотправителя:

- контролирует правильность оформления ТрН/ТТН, в том числе: достаточность количества экземпляров, наличие подписи и печати грузоотправителя, правильность указания количества и состояния упаковки погрузочных мест;

- принимает грузы, проверяя соответствие количества грузовых мест и ассортимента товара, указанных в накладной, количеству мест и ассортименту, фактически загруженному в транспортное средство;

- осматривает и проверяет внешнее состояние груза и целостность его упаковки;

- при отсутствии достаточной возможности проверить вышеуказанные сведения проставляет соответствующие отметки в ТрН/ТТН и удостоверяет их печатью грузоотправителя и подписью лица, ответственного за погрузку;

- при наличии каких-либо расхождений по количеству, признаков повреждения груза или его упаковки проставляет соответствующие отметки в ТрН/ТТН и удостоверяет их печатью грузоотправителя и подписью лица, ответственного за погрузку;

- при приеме груза следит за правильностью его размещения и крепления в грузовом отсеке транспортного средства в целях обеспечения сохранности груза и транспортного средства в пути следования;

- не допускает перегруза транспортного средства по осям и/или по общей массе;

- при отказе грузоотправителя выполнить соответствующие требования экипажа по погрузке, размещению и/или креплению груза, экипаж вправе отказаться от выполнения перевозки, незамедлительно уведомив об этом арендатора;

- при выявлении каких-либо нарушений незамедлительно информирует об этом арендатора.

Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что 23.08.2022 в отсутствие замечаний относительно количества транспортных мест и целостности их упаковки экипажем в составе Карапетяна Г.Г. принят груз (Напиток адреналин Раш в алюминиевой банке, 0, 449/12) в количестве 3420 упаковочных мест по товарно-транспортной накладной № 66/00103466-22 от 23.08.2022.

По договору аренды транспортного средства с экипажем № 00000040294 от 28.08.2022 пункт выгрузки: Тандер; Россия, 353560, Краснодарский край, Славянский р-н, Славянск-на-Кубани, ул. Маевское шоссе, владение № 18.

В пункте 4.2.6 рамочного соглашения установлены правила для экипажа в пути следования и в числе прочего предусмотрено, что экипаж:

- соблюдает необходимые требования безопасной и сохранной перевозки груза, требования ПДД, противопожарных норм и правил, а также иных обязательных требований;

- незамедлительно информирует арендатора о вынужденных задержках в пути следования, авариях и других непредвиденных обстоятельствах, препятствующих своевременной доставке груза, а также о событиях, в результате которых возможно причинение ущерба имуществу арендатора, грузу, транспортному средству, третьим лицам;

- в случае возникновения непредвиденных ситуаций принимает все возможные меры по предотвращению и снижению размера ущерба грузу и транспортному средству;

- не оставляет груз без присмотра во время перевозки;

- использует во время отдыха только охраняемые стоянки, на стоянке ставит полуприцеп таким образом, чтобы сделать невозможным доступ к его дверям третьих лиц;

- не оставляет во время отдыха в кабине документы на транспортное средство и перевозимый груз;

- при нахождении в транспортном средстве груза не допускает в кабину посторонних лиц;

- в случае отлучки из транспортного средства на расстояние, при котором визуальный контроль невозможен и (или) на продолжительное время - до начала движения проверяет сохранность пломб на полуприцепе и целостность пломбировочного троса.

Из материалов дела следует, что актом от 31.08.2022 № 457 зафиксированы количественное и качественное расхождение товарно-материальных ценностей, обнаружена недостача в количестве 109 упаковочных мест на общую сумму 210326, 40 руб.

Требования ООО "ПепсиКо Холдинге" (клиента) о возмещении ущерба удовлетворены истцом ООО "Транспортные технологии" в полном объеме, что подтверждается заявлением о зачете № 36VR от 09.01.2023.

Пунктом 6.11. рамочного соглашения предусмотрено, что арендодатель несет ответственность за причинение убытков арендатору вследствие неисполнения/ненадлежащего исполнения арендодателем (экипажем арендодателя) обязанностей, предусмотренных договором и настоящим соглашением, в размере предъявленных арендатору претензий третьих лиц по фактам нарушений, в частности:

- за несвоевременную подачу транспортного средства под погрузку, а также за несвоевременную доставку груза экипажем арендодателя;

- за полное или частичное повреждение, порчу, утрату, недостачу груза, перевозимого экипажем арендодателя на транспортном средстве (целостность пломбы не освобождает экипаж арендодателя от ответственности за фактическую недостачу, повреждение груза, обнаруженную при выгрузке);

- за самовольную переадресацию транспортного средства, допущенную экипажем в нарушение пункта 4.2.5. настоящего соглашения;

- за отсутствие либо неправильное оформление документов, которые должен иметь экипаж, нарушение экипажем каких-либо правил, требований или норм, неисправности транспортных средств (повлекшие привлечение арендатора к ответственности представителями государственных и/или муниципальных органов);