ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2024 года Дело № А75-9537/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2024 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Краецкой Е.Б.

судей Бацман Н.В., Воронова Т.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зинченко Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5404/2024) Администрации городского поселения Куминский Кондинского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение от 04.04.2024 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № А75-9537/2021 (судья Гавриш С.А.), принятое по иску акционерного общества "Югра-Экология" (ОГРН 1178617020262, ИНН 8601065381) к муниципальному образованию городское поселение Куминский Кондинского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Администрации городского поселения Куминский (ОГРН 1058600122052, ИНН 8616008555) о взыскании убытков, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

при участии в судебном заседании представителей:

от муниципального образования городское поселение Куминский Кондинского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Администрации городского поселения Куминский - Кокошкина В.Д. (по доверенности № 6 от 27.11.2023),

от акционерного общества "Югра-Экология" - Сукалиной В.Е. (по доверенности № 174/23 от 16.11.2023),

установил:

акционерное общество "Югра-Экология" (далее - истец, Общество, АО "Югра-Экология") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию городское поселение Куминский Кондинского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Администрации городского поселения Куминский (далее - ответчик, Администрация) о взыскании убытков за период с 01.12.2018 по 26.10.2020 в размере 3 526 996 руб. 57 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - третье лицо, Департамент).

Решением от 04.04.2024 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указаны следующие доводы: экспертное заключение в части определения фактического объема твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) не соответствует требованиям закона; фактически в спорный период в пределах городского поселения Куминский региональный оператор оказывал услуги по транспортированию и размещению ТКО; за период с 01.12.2018 по 31.10.2020 на объект размещения отходов поступил объем ТКО равный 15 631, 8 куб.м; с соответствии с территориальной схемой на объект размещения отходов помимо ТКО городского поселения Куминский поступали ТКО городского поселения Мортка; в рамках дела № А75-100/2021 о взыскании убытков за период с 01.12.2018 по 21.09.2020 была проведена экспертиза, согласно которой фактический объем ТКО на спорных объектах ИЖД и МКД составляет 17 876,62 куб.м, фактический объем ТКО за период с 07.04.2020 по 21.09.2020 по юридическим лицам составляет 33,424 куб.м; соответственно, в спорный период на объект размещения от городского поселения Куминский должно было поступить 10 289,91 куб.м ТКО образованных за период с 01.12.2018 по 26.10.2020 на объектах ИЖД и МКД, и 216,17 куб.м ТКО образованных за период с 05.03.2020 по 26.10.2020 юридическими лицами; неучтенными остались объемы ТКО образованные юридическими лицами на территории городского поселения Мортка за период с 01.12.2018 по 07.04.2020 и юридическими лицами на территории городского поселения Куминский за период с 01.12.2018 по 05.03.2020; без учета указанных обстоятельств объем установленных ТКО составил 28 416, 24 куб.м, при том, что на полигон фактически поступило 15 631,8 куб.м; по сведениям ООО "Сервис плюс" на объект размещения ТКО за период с 01.12.2018 по 31.12.2020 из городского поселения Куминский завезено и оплачено 735 куб.м, в декабре 2020 года на объект размещения ТКО поступило 420 куб.м, в январе 2021 года 472,5 куб.м.

АО "Югра-Экология" в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

К отзыву на апелляционную жалобу приложена копия акта приема-передачи весов от 30.12.2021.

Отзыв и дополнительные документы приобщены апелляционным судом к материалам дела в порядке статей 81, 268 АПК РФ.

Определением суда апелляционной инстанции от 10.06.2024 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 04.07.2024. Информация об отложении размещена в информационном ресурсе Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

Суд апелляционной инстанции истребовал у Региональной службы по тарифам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - РСТ Югры) пояснения относительно того, как учитываются убытки регионального оператора прошлых периодов при формировании тарифов по обращению с ТКО; учтены ли при формировании тарифов регионального оператора АО "Югра-Экология" на территории городского поселения Куминский убытки, возникшие вследствие признания недействительными нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Администрации от 17.12.2008 № 338 "О внесении изменений в постановление Администрации городского поселения Куминский от 14.05.2018 № 131 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Куминский" (далее - Постановление № 338), постановлением от 26.01.2021 № 14 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Куминский" (далее - Постановление № 14).

До начала судебного заседания от РСТ Югры поступили письменные пояснения, а также документы: приказы РСТ Югры от 18.10.2018 № 54-нп, от 19.12.2018 № 132-нп, от 26.03.2019 № 15-нп, от 16.07.2019 № 56-нп, от 19.12.2019 № 167-нп.

От АО "Югра-Экология" поступили письменные пояснения.

Письменные пояснения Общества, пояснения и документы, представленные РСТ Югры, приобщены апелляционным судом к материалам дела в порядке статей 81, 268 АПК РФ.

Определением суда апелляционной инстанции от 28.06.2024 произведена замена судьи Халявина Е.С. в составе суда по рассмотрению дела № А75-9537/2021 на судью Бацман Н.В.

Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Югра-Экология" заявил ходатайство об истребовании доказательств: дополнительных пояснений от РСТ Югры относительно учета убытка истца по физическим лицам при формировании тарифов, так как в представленных пояснениях РСТ Югры указаны информация только для прочих потребителей, а иск заявлен по физическим лицам.

Представитель Администрации оставил разрешение ходатайства на усмотрение суда апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку сведения, об истребовании которых ходатайствует Общество, относятся к обстоятельствам, урегулированным положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Основы ценообразования), от 30.04.2014 № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (далее - Постановление № 400), в связи с чем дополнительных пояснений от РСТ Югры не требуется.

Представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель АО "Югра-Экология" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, письменные пояснения, заслушав явившихся в судебное заседание представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, АО "Югра-Экология" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с соглашением от 02.04.2018 № 25, заключенным с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; оказывает услуги по обращению с ТКО в порядке Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641" (далее - Правила № 1156).

Частью 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 утверждены Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила № 505), которые устанавливают порядок коммерческого учета ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.

Пунктом 5 Правила № 505 предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема или количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ).

Статьей 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 № 79-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Закон № 79-оз) установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений.

Постановлением Администрации городского поселения Куминский от 14.05.2018 № 131, установлены нормативы накопления ТКО на территории городского поселения Куминский (далее - Постановление № 131).

Так, для потребителей по категории "индивидуальные жилые дома" был установлен норматив накопления ТКО в размере 3, 285 куб.м/год, для потребителей по категории "многоквартирные дома" норматив накопления ТКО установлен в размере 1,825 куб.м/год, по категории "клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, цирки" в размере 0,137 куб.м/год, по категории "общеобразовательные учреждения" в размере 0,286 куб.м/год, по категории "дошкольные образовательные учреждения" в размере 0,332 куб.м/год, по категории "административные здания, учреждения, конторы, офисные учреждения" в размере 1,46 куб.м/год, по категории "продовольственный магазин" в размере 0,365 куб.м/год, по категории "библиотеки, архивы, музеи" в размере 0,026 куб.м/год.

Нормативы, указанные в Постановлении № 131, были использованы при разработке Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2016 № 559-рп (далее - Территориальная схема), а также при расчете предельного единого тарифа на услугу регионального оператора для Общества на 2019 - 2021 годы, утвержденного РСТ Югры.

Постановлением № 338 внесены изменения в ранее принятые на территории городского поселения Куминский нормативы накопления ТКО, в том числе для многоквартирных и индивидуальных жилых домов в сторону их уменьшения.

Так, для потребителей по категории "индивидуальные жилые дома" был установлен норматив накопления ТКО в размере 1, 65 куб.м/год, для потребителей по категории "многоквартирные дома" - 1,18 куб.м/год, по категории "клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, цирки" в размере - 0,127 куб.м/год, по категории "общеобразовательные учреждения" в размере 0,286 куб.м/год, по категории "дошкольные образовательные учреждения" в размере 0,332 куб.м/год, по категории "административные здания, учреждения, конторы, офисные учреждения" - 1,46 куб.м/год, по категории "продовольственный магазин" - 0,365 куб.м/год, по категории "библиотеки, архивы, музеи" - 0,026 куб.м/год.

Апелляционным определением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.10.2020 по делу № 33а-6371/2020 (2а-181/2020), Постановление № 338 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в том числе в части определения нормативов накопления ТКО для многоквартирных и индивидуальных жилых домов на территории городского поселения Куминский.

Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пришел к выводу, что Постановление № 338 принято без каких-либо оснований и в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 "Об определении нормативов накопления ТКО" и Закона № 89-ФЗ, установлено, что при принятии нормативов Администрация замеры массы и объема накопления ТКО в соответствии с требованиями Постановления № 269 и приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 28.07.2016 № 524/пр не проводились.

Кроме того, решением Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.02.2022 по делу № 2а-77/2022, вступившим в законную силу 19.03.2022, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 9.1. Приложения "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Куминский" к Постановлению № 131.

Как установлено Кондинским районным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в нарушение приведенных выше требований нормативных правовых актов, замеры по объекту каждой категории массы и объема накопления ТКО при издании По­становления № 131 также не проводились.

В последующем Администрацией принято Постановление № 14, которое решением Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № 2а-605/2022, оставленным без изменения апелляционным определением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.02.2023, признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом общей юрисдикции установлено, что Администрацией при принятии обжалуемого постановления обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, в установленный срок в адрес российского экологического оператора направлено 14.12.2020, то есть менее чем за 30 рабочих дней до даты установления указанных нормативов.

Также установлено, что права АО "Югра-Экология" в период действия Постановления № 14 были нарушены в связи с уменьшением нормативов накопления ТКО на территории городского поседения Куминский, что повлекло уменьшение платы за услуги по обращению с ТКО и убытки Общества.

Полагая, что допустив незаконное снижение нормативов накопления ТКО по многоквартирным и индивидуальным жилым домам, ответчик привел истца к убыткам в размере 3 526 996 руб. 57 коп. возникших за период с 01.12.2018 по 26.10.2020, Общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.

Для установления размера убытков причиненных Обществу незаконным нормативно-правовым актом Администрации, определением от 29.05.2023 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры назначил по делу судебную экспертизу, проведение которой поручил экспертам общества с ограниченной ответственностью "Эмпико" (далее - ООО "Эмпико").

Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями 12, 13, 15, 16, 289, 401, 404, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Постановление № 47), учитывая правовую позицию, изложенную в постановлениях Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление № 25), от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление № 7), от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление № 50), постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Постановление № 58), установив факт наличия на стороне истца убытков, их размер и наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и возникшими убытками истца, пришел к выводу о доказанности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

По правилам пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.