СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2024 года Дело № А27-22028/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2024 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2024 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего

Павлюк Т.В.,

судей

Зайцевой О.О.,

Кривошеиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инженерный центр "Лифт-Диагностика" (№ 07АП-4744/24), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.05.2024 по делу № А27-22028/2023 (судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инженерный центр "Лифт-Диагностика", город Санкт-Петербург (ОГРН 1097847164227, ИНН 7840414271) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, город Кемерово (ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) об оспаривании решения по жалобе 042/10/18.1-1360/2023 от 03.11.2023, третьи лица: - Министерство Жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1074205025861, ИНН 4205145396); - общество с ограниченной ответственностью "Инженерный специализированный центр "Эксперт", город Казань, республика Татарстан (ОГРН 1101690052694, ИНН 1616020768),

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Учитель М.Е., представитель по доверенности от 01.02.2024, паспорт;

от заинтересованного лица: Ващилова Л.А., представитель по доверенности от 27.04.2024, паспорт;

от третьих лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Инженерный центр "Лифт-Диагностика" (далее - заявитель, общество, ООО "ИЦ "Лифт-Диагностика") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения по жалобе № 042/10/18.1-1360/2023 от 03.11.2023 Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Кемеровское УФАС). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены Министерство Жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса (далее - Министерство ЖКХиДК Кузбасса), общество с ограниченной ответственностью "Инженерный специализированный центр "Эксперт" (далее - ООО "ИСЦ "Эксперт").

Решением суда от 03.05.2024 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым удовлетворить заявленные требования. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права.

Управление в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители поддержали свои правовые позиции.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.

Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте kad.arbitr.ru.

Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 08.09.2023 Министерством ЖКХиДК Кузбасса на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 013920000112300026 о предварительном отборе на выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям "ТР ТС 011/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов", утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 (далее - Технический регламент, ТР ТС 011/2011) и Документация. Дата размещения извещения о проведении предварительного отбора № 0139200001123000260001 - 08.09.2023. Срок окончания подачи заявок, который был установлен Министерством ЖКХиДК Кузбасса - 02.10.2023.

Предварительный отбор организован и проводился в соответствии с требованиями Положения № 615.

Согласно документации о проведении предварительного отбора № 4.ПО.ОТСЛ.23, утв. приказом Министерства ЖК и ДК Кузбасса от 08.09.2023 № 150, (далее - документация) предметом договора является выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям ТР ТС 011/2011. Выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента ТР ТС 011/2011, включает в себя следующий состав работ (услуг): - идентификацию смонтированного лифта сертификату соответствия, действующему в период изготовления лифта; - проверку функционирования лифта и устройств безопасности лифта; - визуальный контроль, испытание изоляции электрических цепей и электрооборудования и измерительный контроль заземления (зануления) оборудования лифта; - испытание сцепления тяговых элементов с канатоведущим шкивом (барабаном трения) и испытание тормозной системы на лифте с электрическим приводом; - проверку комплектности технической документации, поставляемой с лифтом (приложение И ГОСТ Р 53782-2010); - технический контроль установки оборудования смонтированного лифта документации по монтажу и проектной документации по установке лифта в здание (сооружение); - технический контроль смонтированного лифта требованиям безопасности, установленным в приложении 1 к ТР ТС 011/2011, или требованиям взаимосвязанных с ТР ТС 011/2011 стандартов в соответствии с приложением Ж ГОСТ Р 53782-2010; - испытание прочности кабины, тяговых элементов, подвески и (или) опоры кабины, элементов их крепления.

Пунктом 2 Документации закреплено, что исполнитель должен обеспечить выполнение работ в соответствии с требованиями нормативных документов РФ: - Технический регламент Таможенного союза 011/2011 "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011); - Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53782-2010 "Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов при вводе в эксплуатацию". Пунктом 5 Документации установлены требования к участникам предварительного отбора.

Согласно пп. "л" пункта 5 в числе требований установлено наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ, при этом необходимо учитывать, что для выполнения работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента ТР ТС 011/2011, необходимо наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала: - специалист по оценке соответствия лифтов, прошедший оценку квалификации и имеющий свидетельство о квалификации - 1 - руководитель испытательной лаборатории - 1. ООО "ИЦ "Лифт-Диагностика" приняло участие в предварительном отборе.

Протоколом комиссии по проведению предварительного отбора от 16.10.2023 № 0139200001123000260002 Министерство ЖКХиДК Кузбасса приняло решение о несоответствии заявки ООО "ИЦ "Лифт-Диагностика" и отказало во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Министерством ЖКХиДК Кузбасса указано на несоответствие заявки ООО "ИЦ "Лифт-Диагностика" требованиям пп. "б" пункта 38 Положения № 615, пп. "л" пункта 6.4 раздела Документации - не представлены копии документов, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, а именно специалиста по оценке соответствия лифтов, и прошедшего оценку квалификации и имеющего свидетельство о квалификации.

18.10.2023 в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ООО "ИЦ "ЛифтДиагностика" (вх. № 9700-ЭП/23) на действия Министерства ЖКХиДК Кузбасса при проведении предварительного отбора на право во включение в реестр. Решением Комиссии Кемеровского УФАС России № 042/10/18.1-1360/2023 от 03.11.2023 жалоба ООО "ИЦ "Лифт-Диагностика" признана необоснованной.

Не согласившись с решением Кемеровского УФАС № 042/10/18.1-1360/2023 от 03.11.2023, ООО "ИЦ "Лифт-Диагностика" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным. Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям Закона № 44-ФЗ.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1.1 статьи 180 и частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение № 615). Согласно пункту 36 указанного Положения для участия в предварительном отборе участник подает заявку в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении предварительного отбора. В соответствии с пунктом 48 Положения № 615 комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

В пунктах 1, 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ установлены требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, которые не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части, а именно: квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет; требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5.1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

В силу подпункта "о" пункта 23 Положения № 615 при проведении предварительного отбора устанавливаются следующие требования к участникам предварительного отбора: наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ.

Согласно подпункту "б" пункта 38 Постановления № 615 заявка на участие в предварительном отборе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, в том числе: копии трудовых книжек и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, копии дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате. В силу пункта 53 Положения № 615 решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях: а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения; б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения; в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.

Законом установлено ограничение лишь в части минимального количества работников, которое должно быть не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ (не менее чем два специалиста по месту основной работы).

В силу прямого указания нормы подпункта "о" пункта 23 Положения № 615 требования к участникам предварительного отбора в части наличия в штате такого участника работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ квалификационным требованиям, устанавливаются уполномоченным органом в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора.

В соответствии с пунктом 2.1 ТР ТС 011/2011 аккредитованная испытательная лаборатория проводит испытания и измерения параметров лифта на объекте его установки или на испытательном стенде в порядке и объеме, которые установлены стандартами из перечня, утвержденного Комиссией Таможенного союза. В соответствии с пунктом 5.3 "ГОСТ Р 53782-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов при вводе в эксплуатацию", утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 43-ст (далее - ГОСТ Р 53782-2010) полное техническое освидетельствование лифта проводят специалисты аккредитованной испытательной лаборатории (центра) с участием представителей монтажной организации, и (при необходимости) в присутствии представителя организации, выполнившей строительные работы, связанные с монтажом (модернизацией) лифта. Проверки, испытания и измерения осуществляют специалисты по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности испытательной лаборатории (центра), подтвердившие свою квалификацию в соответствии с профессиональным стандартом, устанавливающим квалификационные характеристики для выполнения соответствующих работ.

Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 утверждены "Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" (далее - Правила № 743).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 743 "квалифицированный персонал" - физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О независимой оценке квалификации".

В случае если трудовым законодательством, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (статья 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации).

Оценка квалификации специалистов, осуществляющих выполнение трудовых функций по монтажу, демонтажу и обслуживанию объектов, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, на соответствие квалификационным характеристикам, содержащимися в профессиональных стандартах, проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации".

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена").

Документом, подтверждающим квалификацию работника, в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о независимой оценке квалификации является свидетельство о квалификации, выданное в порядке, установленном Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204.

Приказом Минтруда России от 11.07.2022 № 410н утверждено Положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации. Приказом АНО НАРК от 11.10.2017 № 101/17-ПР утверждены "Наименования квалификаций и требованиями к квалификациям, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, представленные Советом по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта", включающие специалиста по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности. Приказом Минтруда России от 13.03.2017 № 267н утвержден профессиональный стандарт "Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности".

С учетом изложенного, из совокупного положения указанных норм следует, что к лицам, осуществляющим оценку соответствия лифтов требованиям технического регламента ТР ТС 011/2011, предъявляются требования о подтверждении соответствия квалификации.

В связи с изложенным, вывод Министерства ЖКХиДК Кузбасса о несоответствии заявки ООО "ИЦ "Лифт-Диагностика" является правомерным.

При этом судом рассмотрены и обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что предметом предварительного отбора является выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента, на которые не распространяются требования градостроительного законодательства, поскольку участвуя во вводе лифтов в эксплуатацию, организация должна обеспечить соответствие квалификации персонала требованиям, установленным ГрК РФ, ТР ТС 011/2011, Правил № 743, ГОСТ Р 53782-2010.

В письме Ростехнадзора от 21.02.2018 № 09-04-06/1526 "О разъяснении положений постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743" указано, что квалификация персонала, выполняющего работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифта, должна соответствовать положениям профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ.

Статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Пунктом 1.12 Федерального тарифного соглашения в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2022 - 2024 годы, зарегистрированного в Роструде № 17/22- 24 от 08.11.2021 (далее - Соглашение), заключенного на федеральном уровне (письмо Минтруда России от 07.02.2022 № 14-4/10/В-1497), установлено, что работодатели в целях повышения квалификации и защиты прав работников Отрасли обязуются осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта в порядке, установленном Федеральным законом № 238-ФЗ.

В силу статьи 48 ТК РФ, пункта 4 приложения 1 к Соглашению его действие распространяется на организации, выполняющие работы по проведению оценки соответствия, обследования и освидетельствования лифтов, платформ подъемных для маломобильных групп граждан и эскалаторов (за исключением эскалаторов метрополитена), пассажирских конвейеров в соответствии с Правилами № 743 (в соответствии с видами экономической деятельности ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст)), "Производство лифтов, скриповых подъемников, эскалаторов и движущихся пешеходных дорожек" код 28.22.6, "Производство прочих строительно-монтажных работ" код 43.29, "Сертификация продукции, услуг и организаций" код 71.20.8, "Деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу прочая", код 71.20.9)).