ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2024 года Дело N А66-7090/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2024 года.

В полном объеме постановление изготовлено 10 июля 2024 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,

при участии от Министерства лесного комплекса Тверской области представителя Емельяновой М.В. по доверенности от 20.06.2024 № 26/02/02-20, от открытого акционерного общества "Селижаровский карьер" представителя Гулиппа А.А. по доверенности от 23.06.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24 апреля 2024 года по делу № А66-7090/2022,

установил:

Министерство лесного комплекса Тверской области (ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540; адрес: 170042, Тверская обл., г. Тверь, ул. Горького, д. 97, каб. 201; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Селижаровский карьер" (ОГРН 1026901808097, ИНН 6939000359; адрес: 172200, Тверская обл., п. г. т. Селижарово, ул. К. Маркса, д. 71-А; далее - ОАО "Селижаровский карьер") о возложении на ответчика со дня вступления в законную силу решения суда:

- не более чем за 60 календарных дней и не менее чем за 30 календарных дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению на согласованном участке представить в Министерство проект лесовосстановления или лесоразведения;

- после проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению в течение 10 рабочих дней направить в Министерство отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении для проведения приемки работ по лесовосстановлению или лесоразведению;

- сдать работы по акту приемки работ по лесовосстановлению или лесоразведению в соответствии с проектом лесоразведения или лесовосстановления в Министерство.

Определением суда от 05 июля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЛесСервис" (далее - ООО "ЛесСервис"), общество с ограниченной ответственностью "Леспромтрейд" (далее - ООО "Леспромтрейд").

Решением Арбитражного суда Тверской области от 21 ноября 2022 года заявленные Министерством требования удовлетворены в полном объеме; с ОАО "Селижаровский карьер" в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2023 года решение Арбитражного суда Тверской области от 21 ноября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО "Селижаровский карьер" - без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2023 года Арбитражного суда Тверской области от 21 ноября 2022 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2023 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 24 апреля 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы истец привел следующие доводы. Суд не отразил тот факт, что в проекте освоения лесов ООО "ЛесСервис" на 2019 год указано, что рубка на участке запланирована в связи с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработке полезных ископаемых ОАО "Селижаровский карьер" в соответствии с договором аренды лесного участка от 07 декабря 2018 года № 68. Лесной участок предоставлен в аренду ОАО "Селижаровский карьер" в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых. Вопреки выводам суда проект освоения лесов не содержит сведений об обязательствах по компенсационному восстановлению на участке, представленном в аренду ответчику. В соответствии с пунктом 5.7 проекта освоения лесов ОАО "Селижаровский карьер" площадь земель, нуждающихся в восстановлении, отсутствует в связи с отсутствием фонда лесовосстановления на арендованном участке. Данный раздел проекта не снимает с ответчика обязанности по лесовосстановлению, а указывает на отсутствие фонда лесовосстановления именно на арендованном участке. Указанные работы проводятся именно лицами, использующими леса, и не на том участке, где осуществлялась разведка и добыча полезных ископаемых, а на ином участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Ответчик самостоятельно несет обязанность по компенсационному лесовосстановлению, возникшую из договора аренды и общих норм лесного законодательства.

Представитель Министерства в заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал.

Представитель ОАО "Селижаровский карьер" в судебном заседании апелляционной инстанции возразил против доводов и требований, изложенных в апелляционной жалобе, просит оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, отзывы не представили, в связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителей названных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Министерство (арендодатель) и ОАО "Селижаровский карьер" (арендатор) 07 декабря 2018 года заключили договор аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых № 68, согласно пункту 1.2 которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, площадью 7, 2 га, местоположение: Тверская обл., Селижаровский р-н, на землях лесного фонда Осташковского лесничества Тверской области, Селижаровский отдел лесного хозяйства, Ольховское участковое лесничество квартал (леса, ранее находившиеся во владении совхоза "Ольховский") № 41, часть выдела 11, 18, 19, 23, 24, 25, 26, 28 (кадастровый номер 69:29:0000020:569). Категория защитности: защитные леса; вид разрешенного использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

Земельный участок передан арендатору с целью разработки месторождения полезных ископаемых - добычи валунно-гравийно-песчаного материала месторождения "Борисовское" для переработки его на щебень, гравий и песок для автодорожного и жилищного строительства.

Договор заключен ввиду наличия у ОАО "Селижаровский карьер" обязательств недропользователя, указанных в выданной ему лицензии от 01.01.2013 № ТВЕ 56612 ТЭ на добычу валунно-гравийно-песчаного материала месторождения "Борисовское" для переработки его на щебень, гравий и песок для автодорожного и жилищного строительства.

В соответствии с приложениями 2, 5 к договору лесной участок, предоставленный ОАО "Селижаровский карьер" на праве аренды, обременен правами третьих лиц - находится на территории, арендованной ООО "ЛесСервис" в соответствии с договором аренды лесного участка от 18 августа 2011 года № 94 для заготовки древесины (квартал 41, части выделов 11, 18, 19, 23, 24, 25, 26, 28).

Государственная регистрация ограничения (обременения) права в виде аренды произведена 29.12.2018 за номером 69:29:0000020:569-69/180/2018-2.

ОАО "Селижаровский карьер" на основании пункта 3.3 договора № 68 разработало и представило в Министерство проект освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ответчику для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на территории Осташковского лесничества Тверской области, получивший положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы (приказ Министерства от 16.07.2019 № 184-у).

На основании договора субаренды лесного участка от 10 октября 2013 года, заключенного ООО "ЛесСервис" и ООО "Леспромтрейд", последнее является субарендатором лесного участка, предоставленного в аренду ООО "ЛесСервис" для заготовки древесины.

По просьбе ОАО "Селижаровский карьер" на основании лесной декларации от 05.04.2019 № 1-С ООО "Леспромтрейд" произвело работы по заготовке древесины на арендованном ответчиком земельном участке, о чем уведомило ответчика извещением от 29.11.2019.

В связи с окончанием порубочных работ государственное казенное учреждение "Осташковское лесничество Тверской области" направило в адрес ОАО "Селижаровский карьер" письмо от 25.01.2021 № 55 с просьбой о проведении компенсационного лесовосстановления на арендованном земельном участке.

В связи с отсутствием соответствующего заявления ОАО "Селижаровский карьер" и непроведением требуемых работ Министерство направило в его адрес требование от 24.08.2021 № 1, где указало на необходимость в срок до 01.09.2021 направить в Министерство заявление установленного образца о намерении произвести работы по лесовосстановлению; в срок до 15.09.2021 направить в Министерство проект искусственного лесовосстановления; в срок до 10.10.2021 провести работы по компенсационному лесовосстановлению на площади 7, 2 га.

Ссылаясь на то, что требование Министерства Обществом в указанные сроки не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 21 ноября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2023 года, заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2023 года данные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судом кассационной инстанции указано на необходимость исследования проекта освоения лесов, переданных ООО "ЛесСервис" для заготовки древесины на землях лесного фонда, с целью определения объема обязательств указанного лица и ОАО "Селижаровский карьер" по компенсационному лесовосстановлению.

В силу части 2.1 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

При новом рассмотрении дела суд первой инстанции, выполнив указания суда кассационной инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что в данном случае обязанность по лесовосстановлению возложена не на ответчика, которому лесной участок предоставлен в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, а на арендатора, которому лесной участок предоставлен для заготовки древесины.

Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.

В силу части 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В части 1 статьи 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, в том числе для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (пункт 11).

Частью 2 статьи 43 ЛК РФ установлено, что для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя в числе прочего лесовосстановление (пункт 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ).

В соответствии со статьей 62 ЛК РФ (в редакции до 01.01.2019) лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

Таким образом, до 01.01.2019 ЛК РФ обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды вид деятельности по заготовке древесины. Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 183 (подпункт "а" пункта 4), и в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 № 375 (подпункт "а" пункта 4).

Федеральным законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон № 212-ФЗ) в часть 2 статьи 62 ЛК РФ внесены изменения, согласно которым лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.

Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.

Также Законом № 212-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1, положения которой вступили в силу с 01.01.2019.

Согласно пункту 1 статьи 63.1 ЛК РФ лица, использующие леса в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 ЛК РФ в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

Следовательно, статьей 63.1 ЛК РФ установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса в указанных в данной норме целях, в том числе - в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43).

Для данной категории лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений. Нормы аналогичного содержания были предусмотрены в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 № 188.

Федеральным законом от 02.07.2021 № 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 303-ФЗ) в новой редакции изложены статьи 62-63.1, 89.2 ЛК РФ.

При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 ЛК РФ в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 ЛК РФ в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с ЛК РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 ЛК РФ.

В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 ЛК РФ.

Частью 4 статьи 4 Закона № 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3-5, 7 и 8 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона № 303-ФЗ.

Во исполнение статьи 63.1 ЛК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 утверждены Правила, устанавливающие порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, в том числе лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 № 897 утверждены новые Правила осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 ЛК РФ, а также признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566.

Согласно пункту 2 действующих Правил № 897 лица, указанные в частях 1 и 2 статьи 63.1 ЛК РФ осуществляют лесовосстановление или лесоразведение в соответствии с Лесным кодексом, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 ЛК РФ, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 ЛК РФ, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 ЛК РФ, соответственно. Из содержания указанных норм следует, что для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ, установлена обязанность по лесовосстановлению или лесоразведению в установленный срок после рубки лесных насаждений.