ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2024 года Дело N А66-15/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 июля 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Завод детского игрового и спортивного оборудования "Димар" Петровой Т.Н. по доверенности от 25.01.2024 № 69АА3113057, от Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Скачковой Н.В. по доверенности от 13.10.2023 № 07-32/2, от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному федеральному округу Бушелашвили У.А. по доверенности от 18.12.2023 № 40-5-23/0500-ВП@,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод детского игрового и спортивного оборудования "Димар" на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 февраля 2024 года по делу № А66-15/2024,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Завод детского игрового и спортивного оборудования "Димар" (ОГРН 1156952022424, ИНН 6914018629170040; адрес: 170040, Тверская область, город Тверь, проспект Николая Корыткова, дом 43, офис 222; далее - завод, общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области (ОГРН 1046900100653, ИНН 6905006017; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Вагжанова, дом 23; далее - управление, налоговый орган) от 24.10.2023 № 2838.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному федеральному округу (ОГРН 1047705089508, ИНН 7705513484; адрес: 129110, Москва, улица Большая Переяславская, дом 66, строение 1; далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 09 февраля 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что расхождение между суммой доходов, поступившей в течение года на расчетный счет налогоплательщика, и доходами, отраженными в уточненной налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), может быть предметом исследования только в рамках выездной налоговой проверки, но не камеральной проверки. Указывает на то, что статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не предусмотрено право налоговых органов требовать первичные документы, а предусмотрено только право получать от налогоплательщика пояснения по выявленным ошибкам и (или) противоречиям в декларации. Считает, что управлением неправомерно не приняты в подтверждение расходов кассовые чеки на оплату дизельного топлива и автозапчастей, так как обществом представлен договор аренды транспортного средства.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Управление, инспекция в отзывах и их представители в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, управлением проведена камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации общества за 2021 год по УСН, по результатам которой составлен акт от 29.03.2023 № 2694 и принято решение от 24.10.2023 № 2838.
Названным решением завод привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 42 265 руб. 40 коп., обществу доначислен налог по УСН, в размере 1 690 616 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы налогового органа о занижении обществом суммы налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2021 год.
Решением инспекции от 12.12.2023 №40-7-14/06331@, принятым по итогам рассмотрения апелляционной жалобы общества, указанное решение управления оставлено без изменения.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку суд при его принятии правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с главой 26.2 НК РФ завод с 28.10.2015 является плательщиком налога по УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Основной вид деятельности: "16.23 Производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий".
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьей 349.19 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по УСН признается календарный год.
В силу пункта 2 статьи 346.18 названного Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Порядок определения доходов налогоплательщика предусмотрен статьей 346.15 НК РФ, согласно которой налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
Порядок определения расходов предусмотрен статьей 346.16 НК РФ, согласно пункту 1 которой датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Согласно пункту 2 статьи 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
Порядок исчисления и уплаты налога определен статьей 346.21 НК РФ, согласно которой налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.21 упомянутого Кодекса налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенные на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно представленной обществом налоговой декларации по УСН за 2021 год сумма полученных заводом доходов за налоговый период составила 33 679 226 руб., сумма произведенных им расходов - 31 248 738 руб.
В силу пункта 2 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Перечень расходов, принимаемых при исчислении налоговой базы по упрощенной системе налогообложения, установлен пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ и носит исчерпывающий характер, при этом такие расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В ходе анализа банковских выписок общества за 2021 год управлением установлены операции, которые не могут быть признаны в качестве расхода при исчислении налога.
Так, по результатам проведенной проверки представленной книги учета доходов и расходов (далее - Книга), анализа выписки банка за 2021 год, анализа представленных общество в подтверждение понесенных расходов кассовых и товарных чеков, налоговым органом частично расходы приняты, при этом установлено занижение налога по УСН в размере 1 690 616 руб.
Основанием для непринятия части чеков в качестве подтверждающих документов управление в оспариваемом решении сослалось на то, что по представленным заявителем в качестве подтверждения расходов чекам невозможно понять, кем именно понесены расходы.
Довод общества, заявленный в апелляционной жалобе, о том, что в представленных управлению кассовых чеках присутствовали все обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон № 54-ФЗ), отклоняется коллегией судей как несостоятельный.
Так, в соответствии со статьей 1.1 Закона № 54-ФЗ кассовый чек - это первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Следовательно, кассовый чек подтверждает осуществление денежного расчета покупателя с продавцом за товар.
Перечень обязательных реквизитов кассового чека и бланка строгой отчетности закреплен в статье 4.7 Закона № 54-ФЗ, к числу которых отнесены:
1. Наименование документа;
2. Порядковый номер за смену;
3. Дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
4. Наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
5. QR-код и другие реквизиты, установленные пунктом 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ.
Согласно пункту 6.1 статьи 4.7 названного Закона кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать следующие реквизиты:
1. Наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя).
2. Идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента).
3. Сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар).
4. Сумма акциза (если применимо).
5. Регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).
При этом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, обоснованность расходов, произведенных за счет денежных средств, выданных в подотчет, не может подтверждаться только наличием кассового чека.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно части 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Как указано ранее в настоящем постановлении, с учетом положений пункта 1 статьи 346.16 и пункта 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса), которыми признаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях обложения налогом на прибыль полученные налогоплательщиком доходы уменьшаются на произведенные расходы в том случае, если расходы экономически оправданны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Бремя документального обоснования понесенных расходов и их связи с осуществляемой финансово-хозяйственной деятельностью лежит на налогоплательщике.
Таким образом, при исчислении налога на прибыль условием признания понесенных организацией расходов является действительное (реальное) совершение тех хозяйственных операций, которые повлекли затраты налогоплательщика.
При этом в целях подтверждения расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, для учета таких расходов при определении налогооблагаемой базы, помимо кассового чека, необходимы первичные документы, отвечающие требованиям статьи 9 Закона № 402-ФЗ, свидетельствующие в силу пункта 1 статьи 252 НК РФ о связи понесенных расходов с деятельностью организации, направленной на получение дохода.
Первичными документами, подтверждающими произведенные расходы, могут являться товарные накладные, акты, товарные чеки и другие документы.
Вместе с тем, как верно установлено управлением, с чем обосновано согласился суд первой инстанции, в кассовых чеках, представленных налогоплательщиком, отсутствуют обязательные реквизиты, требования к которым предусмотрены статьей 9Закона № 402-ФЗ, следовательно к авансовым отчетам приложены документы, не содержащие обязательные реквизиты первичного документа, подтверждающего совершенную налогоплательщиком хозяйственную операцию.