АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2024 года Дело N А27-10396/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2024 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Щанкиной А.В.,

судей Донцовой А.Ю.,

Рахматуллина И.И.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу на решение от 18.10.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 17.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу № А27-10396/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инженерный центр жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1094230000435, ИНН 4230026459) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу (ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178) о признании незаконным приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Большанина Татьяна Алексеевна, Администрация города Юрги, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сталкер".

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью "Инженерный центр жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "Инженерный центр жилищно-коммунального хозяйства", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Управление Росреестра, Управление) о признании недействительными уведомлений: о приостановлении государственного кадастрового учета от 26.04.20223 № КУВД-001/2023-15550085/1, № КУВД-001/2023-15550086/1, № КУВД-001/2023-15550087/1, о приостановлении государственной регистрации прав от 28.04.2023 № КУВД-001/2023-15548318/1, № КУВД-001/2023-15548319/1, № КУВД-001/2023-15548320/1, об отказе государственного кадастрового учета от 27.07.2023 № КУВД001/2023-15550085/3, № КУВД-001/2023-15550086/3, № КУВД-001/2023-15550087/3, об отказе государственной регистрации прав от 28.07.2023 № КУВД001/2023-15548318/31, № КУВД-001/2023-15548319/3, № КУВД-001/2023-15548320/3.

Решением от 18.10.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 17.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование жалобы приведены следующие доводы: удовлетворяя требования, суды обеих инстанций пришли к выводу, что обращение заявителя в суд направлено на прекращение его права собственности и приведение сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в соответствии с действующим жилищным законодательством, в связи с чем признали оспариваемые решения не соответствующими требованиям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); в технической документации (техническом плане) в отношении спорных помещений изначально не было указано, что они являются общим имуществом МКД; для устранения причин, препятствующих осуществлению учетно-регистрационных действий, заявителю предложено решить вопрос об исправлении реестровой ошибки и прекращении права собственности в судебном порядке; судом не учтено, что в соответствии с представленными документами заявитель обращается с заявлениями об изменении характеристики объектов недвижимости - назначении помещений с "нежилое помещение" на "нежилое помещение в составе общего имущества многоквартирного жилого дома".

В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы в связи с необоснованностью доводов.

Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в Управление 17.04.2023 (№ MFC-0561/2023-122718-1, 2, 3) поступили заявления ООО "Инженерный Центр жилищно-Коммунального хозяйства" о государственном кадастровом учете изменений в отношении объектов недвижимости: помещения с кадастровым номером 42:36:0102001:28000, площадью 92, 7 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, пркт Победы, 40, помещение 74; помещения с кадастровым номером 42:36:0102001:28010, площадью 222,7 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, пр-кт Победы, 40, помещение 75; помещения с кадастровым номером 42:36:0102001:28003, площадью 84,6 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, пр-кт Победы, 40, помещение 76. К данным заявлениям, в качестве основания для осуществления учетных действий приложено постановление Администрации г. Юрги от 21.03.2023 № 277 "Об изменении назначения объектов недвижимости".

В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, государственным регистратором прав установлено, что заявления от 17.04.2023 (№ MFC-0561/2023-122718-1, 2, 3), представленные в рамках учета изменений основных характеристик объекта недвижимости, составлены по форме, утвержденной приказом Росреестра от 19.08.2020 № П/0310 (Приложение № 1), и не соответствуют форме заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН, о внесении сведений в ЕГРН по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в ЕГРН в уведомительном порядке, о внесении изменений в сведения ЕГРН, утвержденной приказом Росреестра от 19.08.2020 № П/0310 (Приложение № 2).

По сведениям ЕГРН, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 42:36:0102001:28000, 42:36:0102001:28003, 42:36:0102001:28010, принадлежащих на праве собственности заявителю, в дополнительной характеристике объектов указано назначение: "нежилое". Внесение сведений о назначении "нежилое помещение в составе общего имущества многоквартирного жилого дома" не предусмотрено действующим законодательством и не представляется возможным, так как в программном комплексе "Федеральная государственная информационная система ведения ЕГРН" предусмотрено внесение дополнительной характеристики в отношении объекта недвижимого имущества - назначение: жилое, нежилое.

Таким образом, государственный регистратор прав пришел к выводу, что представленные документы не соответствуют требованиям законодательства.

Учитывая наличие указанных обстоятельств, в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) (не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации), 26.04.2023 (№ КУВД-001/2023-15550085, 15550086, 15550087) государственным регистратором прав приняты решения о приостановлении действий по государственному кадастровому учету в отношении спорных объектов недвижимости на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия данных решений, но не более чем до 26.07.2023.

Также в Управление 17.04.2023 (№ MFC-0561/2023-122701-1, 2, 3) поступили заявления ООО "Инженерный Центр Жилищно-Коммунального хозяйства" о прекращении права собственности в отношении объектов недвижимости - помещений с кадастровыми номерами 42:36:0102001:28000, 42:36:0102001:28010, 42:36:0102001:28003, расположенных по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, пр-кт Победы, 40, помещения 74, 75, 76. К данным заявлениям, в качестве основания для осуществления регистрационных действий, приложен, в том числе протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, пр-кт Победы, 40, от 22.12.2022 № 1.

В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов, государственным регистратором прав установлено следующее.

По сведениям ЕГРН, объекты недвижимости с кадастровыми номерами 42:36:0102001:28000, 42:36:0102001:28010, 42:36:0102001:28003 принадлежат заявителю на праве собственности на основании: разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 25.07.2013 № RU 42315000-320; акта приема-передачи помещений № 2-4-5, расположенных по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, пркт Победы, 40, от 26.07.2013; договора долевого участия в строительстве жилого дома от 28.02.2013 № 1/2-4-5 и были приобретены как нежилые помещения.

В соответствии с представленным протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, пр-кт Победы, 40, от 22.12.2022 № 1 собственниками помещений установлено, что спорные нежилые помещения являются по факту имуществом многоквартирного дома.

Поскольку государственным регистратором прав было установлено, что ранее, а именно 17.04.2023 (№ MFC-0561/2023-122718-1, 2, 3) заявителем поданы заявления и документы об изменении характеристики спорных объектов недвижимости - назначении помещений, учетные действия по решению государственного регистратора прав приостановлены до 26.07.2023. Данные документы препятствуют проведению государственной регистрации прав по заявлениям, поступившим в Управление 17.04.2023 (№ MFC-0561/2023-122701-1, 2, 3), так как решение об осуществлении учетных действий либо об отказе в осуществлении таких действий по ранее поданному пакету документов не принято.

Учитывая наличие указанных обстоятельств, в соответствии с пунктами 3, 5, 11 части 1 статьи 26 Закона о регистрации (имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ранее представлены документы на государственную регистрацию права иного лица на этот же объект недвижимости или сделки с ним, ограничения права либо обременения объекта недвижимости и по данным документам решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято), 28.04.2023 (№ КУВД-001/2023-15548318, 15548319, 15548320) государственным регистратором прав приняты решения о приостановлении действий по государственной регистрации прав.

Не согласившись с вынесенными уведомлениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В ходе рассмотрения настоящего дела на основании ранее вынесенных решений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заинтересованным лицо в связи с истечением срока приостановления и непредставлением документов вынесены уведомления об отказе государственного кадастрового учета от 27.07.2023 № КУВД-001/2023-15550085/3, № КУВД-001/2023-15550086/3, № КУВД-001/2023-15550087/3, об отказе государственной регистрации прав от 28.07.2023 № КУВД-001/2023-15548318/31, № КУВД-001/2023-15548319/3, № КУВД-001/2023-15548320/3.

Полагая вышеуказанные уведомления также незаконными, заявитель дополнил в порядке статьи 49 АПК РФ свои требования.

Руководствуясь статьями 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 36 ЖК РФ, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, статьями 3, 14-16, 26, 29 Закона о регистрации, подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" (далее - Постановление № 64), пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", установив, что в силу закона спорные нежилые помещения не могли быть переданы обществу в собственность, поскольку входят в состав общего имущества многоквартирного дома, при этом общество на помещения не претендует и обращением к заинтересованному лицу имело намерение привести сведения, имеющиеся в ЕГРН, в соответствие с действующим законодательством, решение о приостановлении процедуры внесения изменений в сведения реестра было вынесено на основании не представления документов, перечень которых не поименован и не расшифрован, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции указав, что спорные помещения не могут принадлежать заявителю в силу закона, а являются общим имуществом собственников помещений в МКД, что право общей долевой собственности на общее имущество МКД возникает в силу закона вне зависимости от его регистрации в ЕГРН, обращение заявителя в суд направлено на прекращение его права собственности и приведение сведений в ЕГРН в соответствие с действующим жилищным законодательством, установив, что уведомления о приостановлении регистрации не содержали указания, какие именно документы должен был представить заявитель, общество объективно не могло устранить основания приостановления государственной регистрации, так как из уведомления о приостановлении четко не следовало, какие конкретно нарушения допущены заявителем, признал требования общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу положений главы 24 АПК РФ требование о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных, лиц подлежит удовлетворению при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Согласно статье 3 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

Согласно статьям 14 - 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статья 26 Закона о регистрации предусматривает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, к которым относится не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства.

Статьей 27 Закона о регистрации предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ, части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД, а именно принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 1 Постановления № 64 при рассмотрении споров, связанных с определением правового режима общего имущества здания, помещения в котором принадлежат на праве собственности нескольким лицам, судам необходимо исходить из следующего. Регулирование отношений собственников помещений в многоквартирном доме, возникающих по поводу общего имущества, предусмотрено статьями 289, 290 ГК РФ, статьей 36 ЖК РФ. Кроме того, отношения собственников помещений в любых объектах недвижимости, которые созданы в порядке долевого строительства, прямо урегулированы статьями 1 и 16 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". При рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 2 Постановления № 64). В пункте 3 Постановления № 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" указано, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании и возникает в силу закона вне зависимости от его регистрации в реестре.

Согласно части 1 статьи 61 Закона о регистрации в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемых решений, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Закона о регистрации, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.