СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2024 года Дело N А71-2407/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Герасименко Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии в судебном заседании в режиме веб-конференции посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от заинтересованного лица: Чиркова Н.А., паспорт, доверенность от 29.05.2023, диплом;
в судебное заседание явились:
от заявителя: Бирюкова Ю.А., удостоверение адвоката, доверенность 34АА 3803676 от 03.06.2022;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Моем чистим стираем - 365"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 09 января 2024 года
по делу N А71-2407/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Моем чистим стираем - 365" (ИНН 1831138994, ОГРН 1101831000347)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (ИНН 1831101183, ОГРН 1041800281214) (правопреемник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Удмуртской Республике)
о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Удмуртской Республике от 28.10.2022 N 2685 и N 2688,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Моем чистим стираем - 365" (далее - ООО "МЧС-365", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Удмуртской Республике г. Ижевск (далее - налоговый орган, инспекция) от 28.10.2022 N 2685 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Удмуртской Республике от 06.12.2022 N 05-03/310.
Также ООО "МЧС-365" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Удмуртской Республике г. Ижевск (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по УР, налоговая инспекция) от 28.10.2022 N 2688 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Удмуртской Республике от 06.12.2022 N 05-03/309.
Определением суда дела от 04.04.2023, занесенным в протокол судебного заседания, дела N А71-2407/2023 и N А71-2408/2023 объединены в одно производство с присвоением делу номера N А71-2407/2023.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.05.2023 производство по делу N А71-2407/2023 в части признания недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Удмуртской Республике от 06.12.2022 N 05-03/309 и N 05-03/310 было прекращено в связи с отказом общества от заявленных требований в указанной части.
Определением суда от 24.07.2023 была произведена процессуальная замена ответчика с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Удмуртской Республике на Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее - УФНС России по УР, ответчик, налоговый орган) в связи с реорганизацией налоговых органов.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 января 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что вывод суда об умышленном создании обществом условий, вынуждающих лиц регистрироваться в качестве плательщиков НПД не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Общество только предлагало физическим лицам возможность оказания услуг в качестве самозанятых, решение оказывать услуги на данных условиях или нет в каждом случае физическое лицо принимает самостоятельно, принудить к данному выбору невозможно. Из порядка заключения договоров на оказание услуг с лицами, применяющими НПД, формы и содержании данных договоров не следует наличие трудовых взаимоотношений с самозанятыми. По мнению заявителя, показания свидетелей, отраженные в протоколах допросов, Кадрова А.В., Низамбиева Р.А., Низамбиева A.M., Нахатакян О.В., Девятовой А.А., Елисеева В.А., Кочуровой А.В., Кудриной Г.Ш., Мальцева А.С., Мерзлякова М.А., Назмутдиновой С.Т., Поповой Т.А., Сентемовой Г.П., Пушкаревой В.Н., Урсеговой М.М., Усова А.В., Усова И.В., Чащина А.А., Шайхутдиновой Р.А., не могут быть приняты в качестве доказательств, поскольку все допросы проведены формально, ответы записаны не конкретизировано, что не позволяет объективно установить обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля. Допросы не устанавливают факты формализованной регистрации допрошенных лиц в качестве самозанятых и подмены фактически сложившихся трудовых отношений с последними.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу заявителя, доводы которой заинтересованное лицо находит несостоятельными, - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы жалобы и отзыва на нее, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведены камеральные налоговые проверки представленных обществом расчетов по страховым взносам за 12 месяцев 2021г. и по НДФЛ за 2021г.
По результатам проверки налоговым органом составлены акты проверки от 28.04.2022 N 1080, от 18.04.2022 N 1107.
По результатам рассмотрения актов налоговой проверки инспекцией вынесены решения от 28.10.2022 N 2685 о привлечении ООО "МЧС-365" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 76 975 руб., заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 3 079 020, 62 руб. и пени в общей сумме 516 966,91 руб. (т.1 л.д. 31-180), N 2688 о привлечении ООО "МЧС-365" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 3 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 43 714 руб., заявителю предложено уплатить недоимку по НДФЛ в общей сумме 43 714 руб. (т. 15 л.д. 31-114).
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 23.01.2023 N 06-07/00890@, 06-07/00889@ решение налогового органа от 28.10.2022 N 2685 оставлено без изменения, решение от 28.10.2022 N 2688 отменено в части штрафа, предусмотренного п. 3 ст. 122 НК РФ, в сумме 43 714 руб., в остальной части решение налоговой инспекции оставлено без изменения.
Основанием для вынесения указанных решений послужили выводы налогового органа о том, что ООО "МЧС-365" допущено неправомерное уменьшение базы и суммы подлежащих уплате страховых взносов и НДФЛ вследствие искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности путем подмены трудовых отношений физических лиц с обществом регистрацией данных физических лиц в качестве плательщиков налога на профессиональный доход (далее - НПД) с последующим привлечением их для выполнения клининговых работ и неправомерного исключения из базы для исчисления страховых взносов и НДФЛ выплат в пользу данных физических лиц.
Несогласие заявителя с решениями налоговой инспекции послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.
Заявитель по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
С 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в том числе в рамках трудовых отношений.
Расчет страховых взносов, порядок их исчисления и уплаты осуществляется на основании статьями 421, 423, 424, 431 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы денежных средств, выданных работнику для приобретения товарно-материальных ценностей для общества.
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. На основании части 2 статьи 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Согласно пункту 3 статьи 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов (п.4 ст.54.1 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ начато проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 15 Закона N 422-ФЗ, выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в случае наличия у таких плательщиков чека, сформированного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона N 422-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 422-ФЗ применять специальный налоговый режим вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности (часть 6 статьи 2 Закона N 422-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 2 Закона N 422-ФЗ, профессиональный доход - это доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
В силу пункта 8 части 2 статьи 6 Закона N 422-ФЗ не признаются объектом налогообложения доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.
Из приведенных положений законодательства в их взаимосвязи следует, что лицо, осуществляющий работу с привлечением плательщиков НПД, не производит в отношении них исчисление и уплату страховых взносов и НДФЛ (налоговый агент). При этом физические лица, оказывающие услуги (выполняющие работы), вправе применять специальный налоговый режим в виде уплаты НПД, если отношения с заказчиком не имеют признаков трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Согласно статье 15 ТК РФ трудовые отношения представляют собой отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (статья 16 ТК РФ).
В силу положений статьи 56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Договор возмездного оказания услуг заключается для выполнения исполнителем определенного задания заказчика, согласованного сторонами при заключении договора. Целью договора возмездного оказания услуг является не выполнение работы как таковой, а осуществление исполнителем действий или деятельности на основании индивидуально-конкретного задания к оговоренному сроку за обусловленную в договоре плату.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям", к характерным признакам трудовых отношений в соответствии со статьями 15 и 56 ТК РФ относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату.