ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2024 года Дело N А84-452/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2024 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 11 апреля 2024 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горбуновой Н.Ю., судей Баукиной Е.А., Рыбиной С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Енокян В.А. рассмотрев апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 04 октября 2023 года по делу N А84-452/2023

по иску государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя

о взыскании убытков,

при участии в судебном заседании:

от Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" - Велигина Вероника Олеговна, представитель по доверенности от 14.12.2023 N 214,

установил:

государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севтеплоэнерго" (далее - ГУПС "Севтеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее - Департамент) с иском о взыскании убытков в сумме 3 586 188, 08 руб.

Определением от 12.08.2022 Арбитражный суд города Севастополя выделил в отдельное производство требование ГУПС "Севтеплоэнерго" о взыскании с Департамента убытков в сумме 263 847, 76 руб. (дело N А84-6501/2022).

В судебном заседании 14.12.2022 стороны представили в материалы дела соглашение о признании обстоятельств, принимаемых судом в качестве фактов, не требующих доказывания, в части возмещения ГУПС "Севтеплоэнерго" расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан за период 2018-2019 год в сумме 2 620 937, 23 руб., в связи с чем, истец уменьшил исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 3 304 517,17 руб.

Определением от 16.01.2023 суд первой инстанции выделил в отдельное производство требование ГУПС "Севтеплоэнерго" о взыскании с Департамента убытков в сумме 683 579, 94 руб. (настоящее дело N А84-452/2023), определил о рассмотрении требований в сумме 2 620 937,23 руб. в рамках дела N А84-4485/2021.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 04.10.2023 исковые требования по настоящему делу удовлетворены. С Департамента в пользу ГУПС "Севтеплоэнерго" взысканы денежные средства в размере 683 579, 94 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7 833,00 руб.

Не согласившись с указанным решением суда, Департамент обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции необоснованно не учтено, что в представленных истцом документах (электронных файлах), содержащих указания на основания для перерасчета, отсутствует информация о дате возникновения обстоятельств по перерасчету, в связи с чем, по мнению апеллянта, невозможно сделать вывод о правильности и своевременности произведенного расчета.

Кроме того, судом не дано надлежащей оценки доводам ответчика в части пропуска истцом срока исковой давности.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда, назначено судебное заседание.

В судебном заседании представитель истца возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 156, 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.

Постановлением Правительства Севастополя от 15.07.2014 N 142 создано ГУПС "Севтеплоэнерго". Согласно уставу ГУПС "Севтеплоэнерго", утвержденному постановлением Правительства Севастополя от 28.01.2015 N 53-ПП, предприятие создано с целью обеспечения эффективного управления собственностью города Севастополя, осуществления, производства, транспортировки и поставки тепловой энергии всем категориям потребителей, повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

ГУПС "Севтеплоэнерго" и Департаментом 10.02.2016 заключен Договор N 23 о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан (далее - Договор N 23).

Предметом Договора N 23 является взаимодействие между ГУПС "Севтеплоэнерго" и Департаментом по возмещению расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг отдельным категориями граждан, имеющих право на меры социальной поддержки жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан (далее - меры социальной поддержки), в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на территории города Севастополя.

Указанный договор заключен на основании Постановления Правительства Севастополя от 22.01.2015 N 28-ПП "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя, и Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные плуги и услуги связи".

Согласно пункту 2.2.1 Договора N 23 ежемесячно, до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, Департамент обязался передавать на электронных носителях ГУПС "Севтеплоэнерго" реестры граждан, имеющих право на меры социальной поддержки.

Департамент в письменной форме должен сообщать ГУПС "Севтеплоэнерго" об изменениях, произошедших в реестре граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, за предыдущий месяц (пункт 2.2.4 Договора N 23).

В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 Договора N 23 ГУПС "Севтеплоэнерго" обязано производить расчеты на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки; формировать и подавать расчеты на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде электронного файла, утвержденного Департаментом, и на бумажных носителях по формам, утвержденным Департаментов, в срок до 8-го числа месяца, следующего за отчетным.

Департамент обязан производить проверку предоставленных ГУПС "Севтеплоэнерго" расчетов путем поручения структурному подразделению Департамента по месту жительства ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, осуществлять сверку предоставленных ГУПС "Севтеплоэнерго" реестров граждан, которым представлены меры социальной поддержки. Акт сверки (в 2-х экземплярах) на бумажном носителе, подтверждающий объем предоставленных мер социальной поддержки, подлежащих возмещению в соответствии с установленными тарифами на эти услуги, передается до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Департамент с подписью должностного лица структурного подразделения Департамента по месту жительства.

В соответствии с пунктом 18 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.01.2018 N 28-ПП (в редакции, действовавшей до 16.02.2023) (далее - Порядок), организации несут ответственность за достоверность информации об объеме и правильности расчетов предоставленных мер социальной поддержки и соответствие сумм, предъявленных к оплате, фактическим расходам на предоставление названных скидок.

Приказом Департамента N 118 от 23.03.2018 утверждены методические рекомендации по порядку приема отчетов о возмещении затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи.

Согласно пункту 5 раздела 1 данных методических рекомендаций отделы льгот районных управлений при содействии отдела начислений производят загрузку данных от организаций ЖКУ в АИС СПИ. С помощью расчетного модуля в АИС СПН делают проверку правильности начисления льгот и формируют отчетные формы "форма N 1-регион (ЖКУ, КР)", "форма N 2-федерал (ЖКУ, КР)", утвержденные приказом Департамента от 29.08.2016 N 397 (далее - отчетные формы). При наличии ошибок при загрузке файлов формируется протокол ошибок. Информация гражданам, не внесенная в АИС СПН, включается организациями ЖКУ в протокол разногласий.

Кроме того, в соответствии с приложением N 1 приказа Департамента N 397 и пунктом 2.1.1 Договора в срок до 8-го числа месяца, следующего за отчетным, в электронном файле обмена ГУПС "Севтеплоэнерго" указывает следующие сведения: сумму, подлежащую возмещению, объем предоставленной услуги, код норматива, код тарифа и тариф ЖКУ.

После проведения проверки расчетов Департаментом ГУПС "Севтеплоэнерго" обязано подписать акт сверки (пункт 2.1.4 Договора N 23).

Согласно пункту 19 Порядка в случае выявления фактов искажения организациями данных, перечисление денежных средств организациям приостанавливается до определения истинных объемов потребности в средствах, подлежащих возмещению, то есть до урегулирования разногласий между Департаментом и ГУПС "Севтеплоэнерго".

В соответствии с пунктом 29 части 9.10 раздела II Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 202-ПП, Департамент осуществляет возмещение расходов предприятиям - поставщикам услуг за жилищно-коммунальные услуги.

Согласно пункту 12 Порядка перечисление средств организациям за предоставленные гражданам меры социальной поддержки производится Департаментом на основании актов о возмещении расходов в пределах объема утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели. Перечисление осуществляется Департаментом в течение 30 дней со дня подписания актов о возмещении расходов.

Департамент обязан не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, произвести расчеты с ГУПС "Севтеплоэнерго" за счет средств, поступающих из федерального бюджета, и за счет средств бюджета города Севастополя (пункт 2.2.3 Договора N 23).

По расчету истца общая сумма убытков составила 683 579, 94 руб., которая состоит из суммы перерасчетов и/или доначислений по льготам социальной поддержки граждан, право на которые возникло у получателей льготы (граждан) в 2017 году, и включенных в протоколы ошибок, не рассмотренных Департаментом в процедуре урегулирования разногласий, предусмотренной пунктом 19 Порядка.

ГУПС "Севтеплоэнерго" направило в адрес Департамента претензию от 28.05.2021 N 2793 с указанием на недополученную сумму возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг льготным категориям граждан.

Обстоятельства возникновения у ответчика обязанности возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг льготным категориям граждан и оставления им без удовлетворения претензии истца, послужили основанием ГУПС "Севтеплоэнерго" для обращения в арбитражный суд с иском.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.

Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходами бюджета признаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета; к расходным обязательствам относятся обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средств из соответствующего бюджета.

Указанной статьей БК РФ также определено понятие "главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета)" - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом.

Согласно условиям Договора главным распорядителем средств является Департамент, через который осуществляется возмещение денежных средств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Таким образом, возмещение расходов на оплату коммунальных услуг льготникам, признается расходным обязательством города Севастополя как субъекта Российской Федерации. Обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство субъекта Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Российской Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.

ГУПС "Севтеплоэнерго" является исполнителем коммунальных услуг, и при предоставлении коммунальных услуг гражданам, которым законодательством предоставлены льготы, он вправе требовать соответствующего возмещения стоимости коммунальных услуг.

Расходы, понесенные ГУПС "Севтеплоэнерго" в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, являются его убытками в силу части 2 статьи 15 ГК РФ и подлежат возмещению в соответствии с указанными выше нормами действующего законодательства и условиями Договора.

В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 7), по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками; должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).

Однако, апеллянт указывает на то, что судом первой инстанции не учтено, что в представленных истцом документах (электронных файлах), содержащих указания на основания для перерасчета, отсутствует информация о дате возникновения обстоятельств по перерасчету, в связи с чем, по мнению апеллянта, невозможно сделать вывод о правильности и своевременности произведенного расчета.

Как указано выше, согласно пункту 2.2.1 Договора N 23 Департамент обязался передавать на электронных носителях ГУПС "Севтеплоэнерго" реестры граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, ежемесячно, до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, согласно пункту 2.2.4 Договора N 23 - в письменной форме сообщать об изменениях, произошедших в реестре граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, за предыдущий месяц, а в случае выявления фактов искажения организациями данных, перечисление денежных средств организациям приостанавливается до определения истинных объемов потребности в средствах, подлежащих возмещению, то есть до урегулирования разногласий между Департаментом и ГУПС "Севтеплоэнерго" (пункт 19 Порядка).

Вместе с тем, Департаментом в материалы дела не представлены доказательства исполнения, как пунктов 2.2.1, 2.2.4 Договора N 23, так и процедуры, предусмотренной пунктом 19 Порядка.

Также, судом первой инстанции установлено, и не оспаривается сторонами, что заявленная к возмещению сумма льгот состоит из суммы перерасчетов и/или доначислений по льготам социальной поддержки граждан, право на которые возникло у получателей льготы (граждан) в 2017 году.

В соответствии с пунктом 5 Порядка возмещение расходов организациям производится Департаментом за фактически предоставленные льготным категориям граждан субсидии на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи с учетом перерасчетов, проведенных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Севастополя за предыдущий календарный год в текущем финансовом году. То есть, срок проведения перерасчетов нормативно-правовыми актами не определен, однако срок выплаты ограничен финансовым годом, следующим за годом, когда возникло право у получателя льготы.

Ответчиком не оспаривается, что ГУПС "Севтеплоэнерго" фактически предоставило в 2017 году льготы гражданам, имеющим право на их получение, в размере заявленных исковых требований.

Право требования возмещения понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного либо недостаточного бюджетного финансирования. Обязанность государственных органов по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.