ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2024 года Дело N А12-17062/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Пузиной Е.В.,

судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения"

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 декабря 2023 года по делу N А12-17062/2023

по заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, Набережная 62-й Армии, д. 5, ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673) в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда"

к обществу с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 16А, ОГРН 1163443068722, ИНН 3444259579)

о понуждении к исполнению требований предписаний,

заинтересованное лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, Набережная 62-й Армии, д. 5, ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673),

без участия в судебном заседании представителей сторон,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось управление "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда (далее - управление "Жилищная инспекция Волгограда", управление, административный орган) с заявлением о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (далее - ООО "Концессии теплоснабжения", общество) к исполнению требований предписаний от 10.12.2021 N 3171-р, от 10.12.2021 N 3171-р/1, от 10.12.2021 N 3171-р/2, от 10.12.2021 N 3171-р/3, от 10.12.2021 N 3171-р/4.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 декабря 2023 года заявленные требования удовлетворены.

ООО "Концессии теплоснабжения" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не учтено письмо общества от 07.04.2021 N КТ/8965-21 с документами, подтверждающими исполнение ранее выданных предписаний от 01.03.2021. Общество считает, что применение данных технического паспорта при расчёте платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, может привести к несоответствию долей собственников в праве общей собственности на общее имущество в таком доме в нарушение статьи 39 ЖК РФ, а также может повлечь излишнее начисление платы и, соответственно, нарушение прав собственников и нанимателей помещений. По мнению общества, вывод управления о необходимости применения для расчёта размера платы за коммунальную услугу "отопление" сведений о площади жилых и нежилых помещений на основании данных технического паспорта МКД является несостоятельным, законных оснований к вынесению предписания изначально не имелось.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Волгоградской области проверена Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в управление "Жилищная инспекция Волгограда" поступило обращение председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, жилищной политике и строительству Волгоградской областной Думы в связи с сообщением из средств массовой информации по вопросу завышенной платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленной за январь 2021 года потребителям многоквартирных домов (далее - МКД) в Дзержинском районе г. Волгограда.

В целях рассмотрения обращения Управлением на основании распоряжения от 24.02.2021 N 519-р (т.1 л.д.18) проведена первичная внеплановая документарная проверка деятельности ООО "Концессии Теплоснабжения", предоставляющего коммунальную услугу по отоплению МКД N 31 по ул. им. Землячки, N 122 по ул. Качинцев, N 13 по ул. им. Карла Либнехта, МКД N 105, 111 по пр. им. Жукова (далее - МКД N 31, МКД N 122, МКД N 13, МКД N 105, 111).

В ходе проверки должностным лицом Управления выявлено, что общество без согласия потребителей указанных МКД дополнительно предоставило объём коммунальной услуги по отоплению за январь 2021 года, а также производило начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в январе 2021 года, исходя из неподтверждённой жилой, нежилой площади и площади общего имущества данных МКД.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1).

Результаты проверки отражены в акте от 26.02.2021 N 519-р (т.1 л.д.19-23).

26 февраля 2021 года по итогам проведённой проверки в отношении ООО "Концессии теплоснабжения" выданы предписания о прекращении нарушения обязательных требований:

1) предписание от 26.02.2021 N 519-р (т.1 л.д.24) с требованием:

- во исполнение пункта подпункта "а" пункта 31, подпункта "а" пункта 33 Правил N 354, части 3 статьи 16 Закона РФ N 2300-1 произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 111 за январь 2021 года за дополнительно предоставленные объёмы услуг с указанием основания перерасчёта в платёжном документе в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;

- в дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 111 в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N 354 в соответствии с технической документацией на МКД N 111;

2) предписание от 26.02.2021 N 519-р/1 (т.1 л.д.25) с требованием:

- во исполнение пункта подпункта "а" пункта 31, подпункта "а" пункта 33 Правил N 354, части 3 статьи 16 Закона РФN 2300-1 произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 122 за январь 2021 года за дополнительно предоставленные объёмы услуг с указанием основания перерасчёта в платёжном документе в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;

- во исполнение пункта 42(1) Правил N 354 произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 122 за январь 2021 года в полном объёме с указанием основания перерасчёта в платёжном документе, в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;

- в дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 122 в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N 354 в соответствии с технической документацией на МКД N 122;

3) предписание от 26.02.2021 N 519-р/2 (т.1 л.д.26) с требованием:

- во исполнение пункта подпункта "а" пункта 31, подпункта "а" пункта 33 Правил N 354, части 3 статьи 16 Закона РФ N 2300-1 произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 13 за январь 2021 года за дополнительно предоставленные объёмы услуг с указанием основания перерасчёта в платёжном документе, в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;

- в дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 13 в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N 354 в соответствии с технической документацией на МКД N 13;

4) предписание от 26.02.2021 N 519-р/З (т.1 л.д.27) с требованием:

- во исполнение пункта подпункта "а" пункта 31, подпункта "а" пункта 33 Правил N 354, части 3 статьи 16 Закона РФ N 2300-1 произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 31 за январь 2021 года за дополнительно предоставленные объёмы услуг с указанием основания перерасчёта в платёжном документе, в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;

- во исполнение пункта 42(1) Правил N 354 произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 31 за январь 2021 года в полном объёме, с указанием основания перерасчёта в платёжном документе, в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;

-в дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 31 в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N 354 в соответствии с технической документацией на МКД N 31;

5) предписание от 26.02.2021 N 519-р/4 (т.1 л.д.28) с требованием:

- во исполнение пункта подпункта "а" пункта 31, подпункта "а" пункта 33 Правил N 354, части 3 статьи 16 Закона РФ N 2300-1 произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 105 за январь 2021 года за дополнительно предоставленные объёмы услуг с указанием основания перерасчёта в платёжном документе в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;

- во исполнение пункта 42(1) Правил N 354, произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 105 за январь 2021 года в полном объёме с указанием основания перерасчёта в платёжном документе в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;

- в дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 105 в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N 354 в соответствии с технической документацией на МКД N 105.

Срок исполнения указанных предписаний установлен управлением до 15.04.2021.

01 марта 2021 года данные предписания направлены в адрес общества (т.1 л.д.29).

Письмом от 04.05.2021 общество сообщило управлению, что во исполнение предписаний им скорректирован расчёт начисления платы за коммунальную услугу "отопление" гражданам, проживающим в спорных МКД за январь 2021 года. Результат перерасчёта отражён в платёжных документах за март 2021 года. Также ООО "Концессии водоснабжения" проинформировало, что при наличии в спорных домах ОДПУ ТЭ начисление за отопление осуществляется в соответствии с представленными отчётами о расходовании тепловой энергии (т.1 л.д.30-31).

На основании распоряжения Управления от 20.04.2021 N 1421-р (т.1 л.д.32-34) проведена проверка с целью надзора за исполнением требований ранее выданных предписаний от 26.02.2021 N 519-р, N 519-р/1, N 519-р/2, N 519-р/З, N 519-р/4.

По итогам проведенной проверки установлено, что предписания от 26.02.2021 N 519-р, N 519-р/1, N 519-р/2, N 519-р/З, N 519-р/4 не исполнены обществом, что отражено в акте проверки от 12.05.2021 N 1421-р (т.1 л.д.34-38).

12 мая 2021 года ООО "Концессии водоснабжения" выданы предписания 1421-р, N 1421-р/1, N 1421-р/2, N 1421-р/3, N 1421-р/4 о прекращении нарушений обязательных требований со сроком исполнения до 05.11.2021, содержащие аналогичные требования (т.1 л.д.39-48).

18 мая 2021 данные предписания вместе с актом проверки и уведомлением о вызове для составления протокола направлены в адрес общества (т.1 л.д.49).

Впоследствии на основании решения Управления от 11.11.2021 N 3171-р (т.1 л.д.51-52) вновь проведена проверка с целью надзора за исполнением требований ранее выданных предписаний от 12.05.2021 N 1421-р, N 1421-р/1, N 1421-р/2, N 1421-р/3, N 1421-р/4.

10 декабря 2021 года ООО "Концессии водоснабжения" направило в Управление уведомление об исполнении предписаний от 20.05.2021 с приложением платёжных документов за октябрь-ноябрь 2021 года и ведомостей корректировок, подтверждающих произведение перерасчёта платы (т.1 л.д.99).

По итогам проведённой проверки Управлением установлен факт неисполнения обществом выданных предписаний от 12.05.2021 N 1421-р, N 1421-р/1, N 1421-р/2, N 1421-р/3, N 1421-р/4, что отражено в акте проверки от 10.12.2021 N 3171-р (т.1 л.д.53-56).

10 декабря 2021 года ООО "Концессии водоснабжения" вновь выданы предписания N 3171-р, N 3171-р/1, N 3171-р/2, N 3171-р/3, N 3171-р/4 о прекращении нарушений обязательных требований со сроком исполнения до 25.03.2022, содержащие аналогичные требования (т.1 л.д.57-61).

13 декабря 2021 года данные предписания направлены в адрес общества (т.1 л.д.62).

На основании решения Управления от 04.04.2022 N 1-п срок исполнения предписаний продлён до 22 июня 2022 года (т.1 л.д.71-72).

09 сентября 2022 года обществу объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с отсутствием сведений о надлежащем исполнении выданных предписаний от 10.12.2021 N 3171-р, N 3171-р/1, N 3171-р/2, N 3171-р/3, N 3171-р/4 в срок до 22.06.2022 (т.1 л.д.64-68).

Поскольку предписания от 10.12.2021 N 3171-р, N 3171-р/1, N 3171-р/2, N 3171-р/3, N 3171-р/4 в добровольном порядке обществом не исполнены, Управление "Жилищная инспекция Волгограда" обратилось в арбитражный суд с заявлением о понуждении ООО "Концессии водоснабжения" к исполнению данных предписаний.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из законности выданных обществу предписаний, подтверждения факта нарушения обществом требований действующего законодательства материалами проверок, а также отсутствия в материалах дела доказательств исполнения предписаний.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения суда, при этом апелляционная коллегия исходит из следующего.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 5 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Частью 8 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

Согласно пункту 6 части 12 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, о понуждении к исполнению предписания.

Законом Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности но управлению многоквартирными домами" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Волгоградской области по проведению в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД проверок выполняемых лицензиатом работ, оказываемых услуг на предмет исполнения обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении "Жилищная инспекция Волгограда", утвержденного распоряжением Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда от 01.08.2022 N 125-р (далее - Положение об Управлении), Управление является функциональным структурным подразделением департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции но государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Контрольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к исполнению предписания (подпункт 6 пункта 1.9 Положения об Управлении).

На основании части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (статьи 154 ЖК РФ).