ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2024 года Дело N А04-8344/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2024 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сапрыкиной Е.И.

судей Вертопраховой Е.В., Мангер Т.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пинегиной В. А.

при участии в заседании:

от ИП Дидаш Марины Петровны: представителя Красюк И.А.(он-лайн);

от Администрации города Благовещенска: не явились;

от Акционерного общества "ДГК": представителя Моргунова А.Г.(он-лайн);

рассмотрев в судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска

на решение от 10.11.2023 по делу N А04-8344/2023

Арбитражного суда Амурской области

заявление Индивидуального предпринимателя Дидаш Марины Петровны

к Администрации города Благовещенска

о признании незаконными решений

третье лицо: АО "ДГК"

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Дидаш Марина Петровна (далее - ИП Дидаш М.П., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными решений Администрации города Благовещенска (далее - администрация) от 06.09.2023 N 2829/16 и N 2830/16; обязании администрации повторно рассмотреть заявления ИП Дидаш М.П.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Акционерное общество "дальневосточная генерирующая компания" в лице СП "Амурские тепловые сети" (далее - АО "ДГК").

Решением суда от 10.11.2023 требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с судебным актом, администрация заявила апелляционную жалобу, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств по делу, неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В судебном заседании от 20.02.2024 представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить.

ИП Дидаш М.П. в отзыве и ее представитель в судебном заседании второй инстанции просили решение оставить без изменения.

В порядке статей 158 и 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв и судебное разбирательство откладывалось с обязанием представления письменной позиции по спору третьего лица.

В заседании суда от 28.03.2024 представитель апеллянта участия не принимал.

Представитель заявителя по делу на доводах и требованиях, ранее озвученных, настаивал.

ОАО "ДГК" в отзыве на апелляционную жалобу и заседании суда второй инстанции поддержало позицию апеллянта, просил решение суда отменить.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзывов, заслушав пояснения участников процесса, апелляционный суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что 01.08.2012 между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (Арендодатель) и Ли Лихуа (Арендатор) заключен договор от 01.08.2012 N 131 аренды земельного участка, согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок г. Благовещенск, в северном планировочном районе, кадастровый номер: 2801.020020:299 (местоположение по кадастровому паспорту земельного участка от 27.04.2012 N 28/12-27895 - земельный участок: Амурская область, г. Благовещенск, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по ул. Кольцевая - ул. Пионерская - Текстильная - старое Новотроицкое шоссе (СПУ-2)), категория: земли населенных пунктов, площадь 739 кв.м., назначение: для конторы и склада, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью.

Согласно пункту 1.4 договора участок сдается в аренду на 25 лет (с 11.07.2012 по 10.07.2037).

Указанные в договоре аренды объекты капитального строительства в 2012 году были реконструированы под объект общественного питания на основании архитектурно-планировочного задания от 16.02.2006 на разработку проекта реконструкции существующего склада и конторы под кафе.

По договору о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 15.01.2021 Ли Лихуа безвозмездно передала все права и обязанности ИП Дидаш М.П. по вышеуказанному договору аренды земельного участка N 131.

Став правообладателем земельного участка и реконструированных объектов в здание кафе предприниматель обратилась с иском о признании права собственности на нежилое здание в порядке статьи 12 ГК РФ.

При рассмотрения указанного спора в рамках дела N А04-69/2022 проведена экспертиза, из заключения которого следует, что спорное здание выступает за границы отведенного земельного участка с кадастровым номером 28:01:020020:299, в связи с чем предприниматель обратилась в Администрацию г. Благовещенска с заявлениями от 23.08.2023 NN 6107з, 6109з об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории под существующими частями здания.

Согласно выписке из ЕГРН от 24.07.2023 разрешенным видом использования земельного участка с кадастровым номером 28:01:020020:299 является общественное питание.

Решениями от 06.09.2023 N 2829/16 и N 2830/16 администрация отказала, поскольку разработка схем расположения земельных участков проведена с нарушением требований к образуемым земельным участкам, рассматриваемый участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории, установленные ограничения земельных участков в которой не допускают использование земельного участка в соответствии с целями использования, указанными в заявлении, на рассматриваемом участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства.

Полагая, что указанные решения уполномоченного органа не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы предпринимателя, он обратилась в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о наличии совокупности таких условий.

Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.

В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

По правилам пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно обращению ИП Дидаш М.П. утверждение схем запрашиваемых земельных участков необходимо для последующего проведения аукциона.

Подпунктом 5.1 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона.

Согласно статье 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: защита жизни и здоровья граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия; охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 106 ЗК РФ требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории не допускается, за исключением случаев размещения зданий, сооружений в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования.

Пунктом 1 статьи 107 ЗК РФ предусмотрено, что со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Как следует из материалов дела, земельные участки, запрашиваемые ИП Дидаш М.П., полностью расположены в границах зоны с особыми условиями использования территорий - охранной зоне объекта землеустройства "Тепломагистраль N 2 Северного района", сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости и отображены на публичной кадастровой карте с реестровым номером 23.01-6.58.

Данные обстоятельства также подтверждает АО "ДГК" и следует из акта выездного обследования.

Согласно пункту 8 Правил установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1033, в охранных зонах запрещается осуществлять действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также нанесение вреда окружающей среде и возникновение пожаров и чрезвычайных ситуаций, а также проводить работы, размещать объекты и предметы, возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам, без создания необходимых для такого доступа проходов подъездов.

В соответствии с СП 124.13330.2012 "Тепловые сети" расстояние от строительных конструкций надземной тепломагистрали диаметром Ду 700 мм до жилых и общественных зданий должно составлять не менее 25 м. Расстояние до рассматриваемого участка 3 м. Настоящий свод правил следует соблюдать при проектировании новых и реконструкции, модернизации и техническом перевооружении и капитальном ремонте существующих тепловых сетей (включая сооружения на тепловых сетях).

Из письменных и устных пояснений АО "ДГК", данных апелляционному суду, следует, что в случае необходимости проведения вышеперечисленных мероприятий, СП "Амурские тепловые сети" не сможет разработать проектно-сметную документацию и проводить ни какие виды работ на магистрали, без проведения ее выноса на допустимое расстояние; перенос трассы тепловой магистрали не возможен. Из свидетельства о регистрации объекта N А71-02171, выданного Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, видно, что тепломагистраль N 2 Северного района является опасным производственным объектом с температурой теплоносителя 130С, давлением до 1, 6 Мпа. Таким образом ставиться под угрозу теплоснабжение города от Новотроицкого шоссе до района КПП и ЦЭС, а в случае аварийной ситуации создается угроза жизни и здоровью неограниченного круга лиц.

В соответствии с СП 124.13330.2012 "Тепловые сети" расстояние от строительных конструкций надземной тепломагистрали диаметром Ду 700 мм до жилых и общественных зданий должно составлять не менее 25 м.

Из материалов настоящего дела следует, что расстояние до рассматриваемого участка 3 м, и схема расположения земельного участка не согласована СП "Благовещенская ТЭЦ" филиала "Амурская генерация" АО "ДГК".

При этом довод предпринимателя о том, что объект недвижимости, расположенный на арендованном спорном земельном участке, был возведен ранее установления охранной зоны, в связи с чем ограничения охранной зоны в отношении объекта предпринимателя не должны применяться, отклоняется судебной коллегией, поскольку право собственности на реконструированный объект отсутствует, что подтверждается рассматриваемым в настоящее время делом N А04-69/2022 о признании за ИП Дидаш М.П. права собственности на объект общественного питания - ресторан, общей площадью 1 853, 1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 28:01:020020:299, по адресу: г. Благовещенск, ул. Текстильная, д. 53.

При таких обстоятельствах, доводы апеллянта о том, что имеются объективные причины, являющиеся препятствием для согласования представленных предпринимателем в администрацию схем расположения земельных участков, признаются обоснованными.

Кроме того, заслуживает внимания и апелляционный довод о том, что несоответствии представленных схем пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ определено, что разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, служит основанием для отказа в утверждении схемы.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденными постановлением Администрации города Благовещенска от 14.01.2022 N 149, рассматриваемый участок (по заявлению входящий номер 6107з) расположен в территориальной зоне предприятий V класса опасности (П-3).

Градостроительный регламент зоны (П-3) установлен статьей 20.3 Правил, для которой установлены минимальные отступы от границ земельного участка до стен зданий, строений, сооружений - не менее 3 метров.

Конфигурация земельного участка, состоящего из двух контуров, не позволит разместить объект с соблюдением отступов, предельных параметров, установленных Правилами, требований и норм градостроительного законодательства.

Из материалов дела следует, что на расстоянии 1 м от рассматриваемого участка расположена водопроводная сеть, тогда как в соответствии с пунктом 12.35 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" расстояние по горизонтали (в свету) от водопровода до зданий и сооружений следует принимать не менее