ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2024 года Дело N А73-18303/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2024 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Швец Е.А.

судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Ивановой Н.А.

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью "СМС Амур": Суковатый К.А., по доверенности от 09.01.2024;

от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Троицкий Ю.С., по доверенности от 09.01.2024 N 40;

от третьего лица: Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: явка не обеспечена;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края

на решение от 05.02.2024

по делу N А73-18303/2023

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМС Амур"

к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края

о признании недействительным распоряжение

третье лицо: Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "СМС Амур" (далее - ООО "СМС Амур", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Главное управление, лицензирующий орган) о признании недействительным распоряжение от 09.08.2023 N 2252-р.

В порядке восстановления нарушенного права ООО "СМС Амур" просит возложить на Главное управление обязанность оказать государственную услугу по продлению срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания N 027РПО0001313 от 31.07.2019.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области).

Решением от 05.02.2024 суд удовлетворил заявленные ООО "СМС Амур" требования.

Не согласившись с решением суда, Главное управление заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель Главного управления поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ООО "СМС Амур" в представленном отзыве и в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное.

МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило. Жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствие с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО "СМС Амур" имеет лицензию N 027РПО0001313 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, выданную 31.07.2019 Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края. Срок действия лицензии продлен по 31.07.2023. В приложении к лицензии указан адрес места осуществления лицензиатом деятельности: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шеронова, д.7, пом.I (7, 12, 20), координаты: широта 48.471037, долгота 135.080011, бар.

ООО "СМС Амур" обратилось в Главное управление с заявлением о продлении срока действия лицензии (вх.N 18509-05.1-9 от 23.06.2023), уточняющим заявлением (вх.N 18939-05.1-21 от 27.06.2023), указав в качестве типа обособленного подразделения бар, в качестве места нахождения обособленного подразделения 680020, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шеронова, 7, пом.1 (1-21), кадастровый номер помещения 27:23:0050201:917, в качестве залов обслуживания посетителей указаны помещения N 7(77, 6 кв.м.), N 12 (127кв.м.), N 20 (96,3 кв.м.).

Распоряжением Главного управления от 27.06.2-23 N 1669-р в отношении общества назначена оценка соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции без выезда.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на основании договора аренды федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации от 20.07.2015 N 0854, ООО "СМС Амур" имеет во владении и пользовании сроком с 01.07.2015 по 30.06.2040 функциональное помещение (защитное сооружение) I (1-21), площадью 746, 2 кв.м., кадастровый номер 27:23:0050201:917. Договор зарегистрирован 25.07.2019.

Из технического плана от 08.07.2018, подготовленного кадастровым инженером саморегулируемой организации Ассоциация "Объединение кадастровых инженеров", следует, что для обслуживания посетителей и хранения алкогольной продукции предназначены помещения залов N 7 (77, 6 кв.м.), N 12 (127кв.м.), 20 (96,3 кв.м.).

Согласно плану функционального помещения выписки из ЕГРН арендуемый ООО "CMC Амур" объект не содержит помещений N 7, 12, 20 с заявленной обществом площадью 77, 6 кв.м, 127,0 кв.м и 96,3 кв.м.

Так, согласно заявлению общества помещение N 7 составляет 77, 6 кв.м., согласно плану функционального помещения выписки из ЕГРН - 326,0 кв.м; согласно заявлению общества помещение N 12 составляет 127,0 кв.м., согласно плану функционального помещения выписки из ЕГРН -56,8 кв.м; согласно заявлению общества помещение N 20 составляет 96,3 кв.м., согласно плану функционального помещения выписки из ЕГРН - 5 кв.м.

По результатам проведения оценки соответствия без выезда лицензирующим органом оформлен акт оценки от 30.06.2023, в котором зафиксированы выявленные нарушения абзаца 8 пункта 10 статьи 16 закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в части невозможности определенно установить соответствие лицензируемых помещений стационарного объекта общественного питания, находящихся в аренде у общества, срок которой определен договором и составляет один год и более по месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

На указанный акт обществом были поданы возражения.

Распоряжением Главного управления от 17.07.2023 N 1929-р в отношении общества назначена выездная оценка соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции.

По итогам проведения оценки соответствия без выезда и выездной оценки соответствия (акт оценки от 25.07.2023) Главным управлением установлено, что наличие произведенной перепланировки не позволяет определить соответствие помещения I (7, 12, 20) лицензионным требованиям.

На основании подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ Главным управлением принято решение от 09.08.2023 N 2252-р, оформленное распоряжением, об отказе ООО "СМС Амур" в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания N 27РПО0001313 сроком действия по 31.07.2023.

Не согласившись с распоряжением от 09.08.2023 N 2252-р, считая его незаконным, ООО "СМС Амур" обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования ООО "CMC Амур" суд первой инстанции, ссылаясь на технический план от 08.07.2018, пришел к выводу, что поскольку несоответствие обследованных в рамках выездной проверки помещений N 7, N 12, N 20 указанному техническому плану лицензирующим органом не выявлено, помещение, расположенное по адресу 680020, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шеронова, 7, пом. 1 (1-21), кадастровый номер помещения 27:23:0050201:917, соответствует критериям, установленным статьей 16 Закона N 171-ФЗ к помещениям для розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ)

В соответствии с пунктом 3.1.91 Положения о Главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 N 371-пр, Главное управление уполномочено на осуществление лицензирования розничной продажи алкогольной продукции (за исключением лицензирования производства, хранения, поставки и розничной продажи произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции).

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом N 171-ФЗ.

Из положений статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ следует, что лицензии выдаются, в числе прочего, на осуществление деятельности по розничной продажи алкогольной продукции.

Порядок выдачи лицензий определен статьей 19 Федерального закона N 171-ФЗ.

В силу положений пункта 3.2-2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания заявитель представляет в лицензирующий орган:

1) документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи (в заявлении о выдаче лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на железнодорожном, водном транспорте общего пользования междугороднего и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования, вместо места нахождения обособленного подразделения указываются регистрационные данные вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, присвоенные им в установленном порядке для соответствующих транспортных средств);

2) документы, подтверждающие наличие у заявителя (за исключением бюджетных учреждений) стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 6, абзацем девятым пункта 10 статьи 16 настоящего Федерального закона). В случае, если указанные в настоящем подпункте документы, относящиеся к объектам недвижимости (за исключением документа, подтверждающего наличие объекта общественного питания в безвозмездном пользовании), права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия по запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3) документ, подтверждающий наличие у заявителя (за исключением бюджетных учреждений) в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания (при выдаче лицензии в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 6 статьи 16 настоящего Федерального закона). Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие у заявителя в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания (при выдаче лицензии в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 6 статьи 16 настоящего Федерального закона);

4) документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания (при выдаче лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на железнодорожном и водном транспорте общего пользования междугороднего и международного сообщения, а также на железнодорожном и водном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования, вместо места нахождения обособленного подразделения указываются регистрационные данные вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, присвоенные им в установленном порядке для соответствующих транспортных средств);

5) копия уведомления о начале предоставления услуг общественного питания. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, указанный документ представляется по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является, в числе прочего, несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ (пункт 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ).

В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа (пункт 17 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ).

Материалами дела подтверждается, что Главное управление, отказывая распоряжением от 09.08.2023 N 2252-р в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания N 27РПО0001313 сроком действия по 31.07.2023, исходило из несоответствия заявителя лицензионному требованию, установленному в абзаце 8 пункта 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом лицензирующего органа.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 541 утверждены Правила проведения оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям в рамках предоставления исполнительным органом субъекта Российской Федерации государственной услуги, предусмотренной статьей 19 (в части лицензирования) Закона N 171-ФЗ.

Приказом Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 23.08.2022 N 24-П утвержден Административный регламент предоставления главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции) на территории Хабаровского края (далее - Регламент N 24-П).

Исполнитель в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о рассмотрении заявления и прилагаемых к нему документов обеспечивает подготовку и направление межведомственных запросов, в том числе, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) в целях получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости (пункт 25.1 Регламента N 24-П).

На основании результатов оценки и документов (сведений), в том числе поступивших на основании межведомственного запроса, принимается решение о выдаче, продлении срока действия или переоформлении лицензии или решение об отказе в выдаче, продлении срока действия или переоформлении лицензии. Критерием для принятия решения об отказе в выдаче, продлении срока действия или переоформлении лицензии является наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 11 настоящего Регламента (пункт 27.4 Регламента N 24-П).

Несоответствие заявителя требованиям статей 2, 8, 11, 16, 19, 20, 25, 26 Закона N 171-ФЗ является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги (пункт 11.2 Регламента N 24-П).

В настоящем случае, как подтверждается материалами дела, обществом в Главное управление было подано заявление о продлении срока действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, при этом сведения о заявленных обществом объектах недвижимости в ЕГРН отсутствуют.

В своем заявлении общество данные факты не оспаривает, указывая, что при решении вопроса о продлении лицензии главное управление должно принять во внимание сведения из технического плана от 08.07.2018, а также то, что в помещении произведена перепланировка.

Между тем, суд апелляционной инстанции находит данные доводы ООО "СМС Амур" несостоятельными в связи со следующим.

Так, согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.