АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2024 года Дело N А14-21216/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2024 года.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего Белякович Е.В.,

судей Егоровой С.Г., Захарова К.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Сервис" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.09.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 по делу N А14-21216/2022,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (далее - фонд) об обязании провести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: г. Воронеж ул. 25 Октября, д. 33 в составе следующих работ: ремонт системы электроснабжения; ремонт подвальных помещений; ремонт системы теплоснабжения; ремонт системы ХВС; ремонт системы водоотведения; ремонт фундамента, предусмотренных региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области N 183 от 06.03.2014 (в редакции от 30.09.2021) в период с 2020-2022 года.

К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.09.2023, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование своей позиции кассатор указывает, что судами не выяснены обстоятельства дела в полном объеме, а также не учтено, что в рассматриваемом случае решение о переносе срока проведения капитального ремонта либо о сокращении объема ремонтных работ собственниками заявленного многоквартирного дома (МКД) не принималось.

В представленном отзыве фонд возражал против доводов кассационной жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, а также ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

До начала судебного заседания от кассатора поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в управлении общества находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Воронеж ул. 25 Октября, д. 33.

Посчитав, что ответчиком не исполняются положения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области N 183 от 06.03.2014 (в редакции от 30.09.2021) (далее - региональная программа) в период с 2020-2022 года в отношении многоквартирного дома N 33 по ул. 25 Октября, г. Воронеж истец обратился в суд с рассматриваемым иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о надлежащем исполнении фондом положений действующего законодательства

Суд кассационной инстанции находит выводы судов законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.

Ответчик является региональным оператором по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области. Деятельность фонда регламентирована положениями Законом Воронежской области от 08.07.2013 N 108-ОЗ "О специализированной некоммерческой организации Воронежской области, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".

Региональный оператор является специализированной некоммерческой организацией, которая создается субъектом Российской Федерации и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (части 1 - 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Частью 1 статьи 182 ЖК РФ определено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В силу пункта 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

В соответствии с частями 1, 2 и 7 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 названной статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Как установлено судебными инстанциями, фактически спор между сторонами состоит в разном объеме работ, отраженном в региональной программе и краткосрочном плане капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воронеж ул. 25 Октября, д. 33.

По результатам обследования технического состояния данного МКД подготовлен технический отчет о техническом состоянии отдельных элементов дома.

Указанный МКД включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области в 2020-2022 годах, утвержденный приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области N 12 от 15.01.2020 (далее - краткосрочный план).

Согласно приложению к приказу (порядковый номер 2979) краткосрочным планом предусмотрен ремонт кровли, фасада, ремонт электроснабжения, ремонт теплоснабжения, ремонт внутридомовой системы вентиляции и дымоудаления. Иных видов работ краткосрочная программа не содержит.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, суды двух инстанций установили, что указанные работы выполнены, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о том, что ответчиком надлежащим образом исполнены возложенные на него положениями жилищного законодательства обязанности, в рамках предусмотренного краткосрочного плана по отношению к спорному МКД.

При этом судами принято во внимание, что во исполнение части 7 статьи 168 ЖК РФ установлен порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах постановлением Правительства Воронежской области от 20.06.2014 N 557. Формирование краткосрочных планов осуществляется в соответствии с данным порядком.

Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Воронежской области на 2014-2044 годы утверждается и актуализируется приказами Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона Воронежской области от 08.07.2013 N 106-03 "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области" очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут определяться уполномоченным органом ранее истечения срока продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома при наличии объективных сведений, подтверждающих их сверхнормативный износ вследствие техногенных аварий, по результатам мониторинга технического состояния конструктивных элементов многоквартирного дома при актуализации программы в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства энергетики Воронежской области от 09.08.2017 N 170 "Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Воронежской области" предусмотрен порядок и основания переноса сроков проведении капитального ремонта.

Присуждение к исполнению обязанности по оказанию услуг, выполнению работ как способ защиты гражданских прав заключается в понуждении должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу связывающего стороны гражданско-правового обязательства (статьи 307, 328 ГК РФ).

Судами верно отмечено, что ответчик не является лицом, уполномоченным на утверждение краткосрочных планов капитального ремонта и определение подлежащих ремонту элементов общего имущества многоквартирных домов, а заявленный истцом способ исковой защиты права в виде принудительного исполнения гражданско-правовой обязанности не соответствует возникшему между сторонами предмету спора об объеме установленных региональной программой и краткосрочным планом работ (при наличии предусмотренного законодательством порядка внесения изменений в краткосрочные планы реализации региональной программы).

При таких обстоятельствах применительно к предмету и основаниям иска заявленные обществом требования по праву оставлены судами первой и апелляционной инстанций без удовлетворения.

Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, рассмотренные и оцененные судами нижестоящих инстанций. Обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.09.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 по делу N А14-21216/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.В. Белякович

Судьи С.Г. Егорова

К.Т. Захаров


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка