АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2024 года Дело N А84-7260/2023

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи

Смолко С.И.

судей

Ключниковой Н.В.

Леоновой Л.В.

при участии в судебном заседании:

от истца: Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Партизанская, 4а, ОГРН 1209200005816, ИНН 9200000188) - Буркова Е.А. (дов. от 28.12.2023 N 8245/01-36-0213/02/23, диплом);

от ответчика: главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тулуповой Татьяны Петровны (299038, г. Севастополь, ИНН 920158347089) - Нефёдова Ю.А. (дов. от 03.04.2024 92 АА1333053, диплом);

от третьих лиц: правительства Севастополя (299011, г.Севастополь, ул.Ленина, 2, ОГРН 1149204002166) - не явились;

Главного контрольного управления города Севастополя (299001, г.Севастополь, ул.Будищева, 9, ОГРН 1169204059386) - не явились;

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством веб-конференции, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тулуповой Татьяны Петровны на решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.11.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А84-7260/2023,

УСТАНОВИЛ:

Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тулуповой Татьяне Петровне (далее - Тулупова Т.П.) о взыскании 1 500 000 руб. средств гранта, 250 000 руб. единовременной помощи на бытовое обустройство.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, правительство Севастополя и Главное контрольное управление города Севастополя.

Решением суда от 29.11.2023 иск удовлетворен.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Тулупова Т.П. просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.

В отзыве на жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Тулуповой Т.П. поддержала доводы кассационной жалобы, представитель департамента возражала против доводов жалобы.

Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.

Проверив в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на них судебные акты на предмет правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствия выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, постановлением правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП была утверждена государственная программа города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя", состоящая из 5 подпрограмм. Подпрограмма 3 - "Развитие малых форм хозяйствования".

В целях реализации подпрограммы 3 "Развитие малых форм хозяйствования" 10.11.2017 между департаментом и Тулуповой Т.П. было заключено соглашение N 30 о предоставлении и использовании гранта и (или) единовременной помощи (далее - соглашение) на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) и на бытовое обустройство начинающего фермера сроком на 5 лет. Размер гранта - 1 500 000 руб. - на создание и развитие КФХ, единовременная помощь - 250 000 руб. - на бытовое обустройство (т. 1 л.д. 82).

Платежными поручениями N 270427 и N 269303 от 05.12.2017 Тулуповой Т.П. перечислены 1 500 000 руб. и 250 000 руб. соответственно.

В силу пункта 2.1 соглашения предоставление гранта осуществляется на следующих условиях: имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит отчуждению в течение 5 лет со дня получения гранта; активы, приобретенные за счет гранта, должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться его хозяйством на территории города Севастополя; расходы по плану расходов должны осуществляться по каждому наименованию (статье) расхода средств в размерах не более 90 процентов за счет средств федерального и городского бюджета и не менее 10 процентов за счет собственных средств фермера.

Приложением к соглашению является план расходов, согласно которому на средства гранта необходимо было приобрести 5 500 шт. саженцев винограда (594 000 руб.), мотовездеход РМ-650/2 (415 980 руб.), концевые и промежуточные столбы, проволоку шпалерную, шнек, арматуру (490 020 руб.), за счет единовременной помощи - мебель (т.1 л.д.92-93).

Пунктом 3.3.1 соглашения предусмотрена обязанность начинающего фермера в течение 5 лет со дня поступления гранта и единовременной помощи на его лицевой и расчетный счет осуществлять деятельность КФХ на территории города Севастополя и развивать его согласно представленному бизнес-плану.

Утвержденный 01.10.2017 Тулуповой Т.П. бизнес-план предусматривал создание и развитие агрофермы "Тихое место", которая будет специализироваться на выращивании винограда с целью последующей выработки виноматериала (т.1 л.д.113).

В соответствии с бизнес-планом ведение деятельности КФХ должно осуществляться на земельном участке сельскохозяйственного назначения, площадью 1 га, расположенном по адресу: г. Севастополь, за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, под N 935, в соответствии со схемой раздела земель КСП "Красный Октябрь", кадастровый номер 91:01:033001:139. Земельный участок предоставлен в пользование Тулупову Ю.Ю., работнику КФХ (муж Тулуповой Т.П.). Из бизнес-плана следует, что весной 2017 г. на этом участке уже высажено 2650 саженцев винограда, установлены столбы и шпалеры, участок огорожен. Осенью 2017 г. будет посажено еще 5500 саженцев.

Согласно бизнес-плану урожайность винограда в 2020 г. должна составлять 1, 08 кг/кв. м, в 2021 г. - 3,2 кг/кв.м; реализация продукции по прогнозу продаж в 2020 г. должна составлять 8333 л., ожидаемая выручка от реализации - 666,64 тыс.руб., в 2021 г. реализация продукции должна составлять 25000 л, ожидаемая выручка от реализации 2000 тыс.руб. (т. 1, л.д. 113-122).

Согласно пункту 3.3.15 соглашения начинающий фермер обязан представлять в департамент ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом: отчеты о целевом расходовании гранта, единовременной помощи по формам, утверждаемым департаментом; заверенные выписки из лицевого счета, открытого в Управлении Федерального казначейства по г. Севастополю, о движении по счету средств гранта и расчетного счета, открытого в российской кредитной организации, о движении единовременной помощи и собственных средств в течение срока использования гранта и (или) единовременной помощи; копии документов, подтверждающих совершение сделки (ее этапов) по созданию имущества, выполнению работ (оказанию услуг); копии платежных документов, подтверждающих перечисление средств гранта и (или) единовременной помощи; материалы фотофиксации приобретенного имущества, выполненных работ (оказанных услуг), в соответствии с пунктом 6.3.2 Порядка; ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным, начиная с года, следующего за годом получения гранта и (или) единовременной помощи - отчет о реализации настоящего соглашения; в течение 5 рабочих дней со дня получения запросов департамента предоставлять запрашиваемую информацию и документы в рамках реализации соглашения.

Из отчета за 2020 г., представленного в адрес департамента 26.01.2021, следует, что урожайность винограда составила 0 ц/га, выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составила 0 руб. Согласно отчету за 2021 г., представленному в 2022 г., доходы КФХ Тулуповой Т.П. от реализации сельскохозяйственной продукции, продуктов ее первичной и промышленной переработки отсутствуют. Согласно сведениям о площадях, производстве и реализации продукции многолетних плодовых и ягодных насаждений информация по виноградникам отсутствует (т. 1, л.д. 15, 17,18).

Из протокола выездной проверки комиссии по мониторингу за деятельностью участников государственной программы города Севастополя в сфере АПК от 22.09.2022 N 28/м-22 следует, что в ходе выездной проверки установлен факт отсутствия деятельности по выращиванию винограда на земельном участке с кадастровым номером 91:01:033001:169, расположенном по адресу: г. Севастополь, за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, под N 935. Земельный участок зарос сорной растительностью (т. 1 л.д. 62-63).

По результатам рассмотрения документов на заседании комиссии по мониторингу (протокол от 18.10.2022 N 44/м-22) департамент направил в адрес Тулуповой Т.П. акт от 25.10.2022 N 6597/01-36-02-14/02/22 о нарушении условий предоставления гранта, которым предписал устранить замечания в течение 5 рабочих дней с момента получения акта (т.1 л.д.60).

16 ноября 2022 г. департаментом получен ответ Тулуповой Т.П. на акт от 25.10.2022, в котором указано, что ею произведены агротехнические мероприятия, а именно: междурядные обработки дисковыми и роторными орудиями, расчистка участка от кустарника.

Придя к выводу, что деятельность по выращиванию винограда в соответствии с бизнес-планом Тулуповой Т.П. не осуществляется, что является нарушением пункта 3.3.1 соглашения, на заседании комиссии по мониторингу 18.11.2022 было принято решение рекомендовать главному распорядителю бюджетных средств направить Тулуповой Т.П. требование о возврате гранта и единовременной помощи в полном объеме (пункт 10 протокола заседания комиссии от 18.11.2022 N 51/м-22) - т.1 л.д.48.

14 декабря 2022 г. департамент направил в адрес Тулуповой Т.П. требование N 27 о возврате сумм гранта и единовременной помощи (т.1 л.д.76).

Неисполнение требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим иском.

Установив, что Тулупова Т.П. деятельность по выращиванию винограда не осуществляет, земельный участок, предназначенный для выращивания винограда, зарос сорной растительностью, требования об устранении нарушений условий соглашения и бизнес-плана ею не выполнены, суд первой инстанции удовлетворил иск.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение денежных средств в распоряжение конкретных получателей с указанием их направления на финансирование конкретных целей.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Правительством Севастополя разработан Порядок предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, устанавливающий условия и правила предоставления начинающим фермерам из бюджета города Севастополя грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство, источниками предоставления которых являются средства федерального бюджета, направляемые бюджету города Севастополя, и собственные средства бюджета города Севастополя.

Данный Порядок утвержден постановлением правительства Севастополя от 16.02.2017 N 131-ПП.

Пунктом 6.3 Порядка была предусмотрена обязанность начинающего фермера представлять в департамент указанные в пунктах 6.3.1, 6.3.3 отчеты и документы, в том числе: ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчеты о целевом расходовании гранта, единовременной помощи по формам, утверждаемым Департаментом, материалы фотофиксации приобретенного имущества, выполненных работ (оказанных услуг); ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, начиная с года, следующего за годом получения гранта и (или) единовременной помощи, - отчет о реализации соглашения по форме, установленной департаментом.

При непредставлении получателем гранта и единовременной помощи документов, подтверждающих целевое использование гранта и единовременной помощи, в сроки, предусмотренные пунктом 6.3 указанного Порядка, при нарушении условий соглашения, выявленных в результате проведенных департаментом и органами государственного финансового контроля мероприятий по контролю, пунктом 6.5 Порядка предусмотрена обязанность получателя гранта и единовременной помощи вернуть средства в бюджет города Севастополя в полном объеме.

Судами установлено, что условия соглашения и бизнес-план Тулуповой Т.П. не выполнены, выращивание виноградника в итоге не осуществлено. Виноградник зарос сорной растительностью.

Довод кассационной жалобы, что суд не оценил представленное Тулуповой Т.П. заключение эксперта от 19.08.2023 N 119/23Д, в котором указано о наличии посадок виноградных кустов, на момент осмотра до 50 шт. кустов живые, не заслуживает внимания. В данном заключении также указано, что участок зарос густой травянистой растительностью, а также молодыми древесными растениями алычи и терна.

Довод кассационной жалобы, что актом от 25.10.2022 Тулуповой Т.П. было предписано устранить нарушения условий предоставления гранта и Тулупова Т.П. устранила эти нарушения тем, что провела обработку участка гербицидами от сорной растительности, также не свидетельствует об исполнении условий соглашения. Плантации виноградника на участке нет.

Факт неосуществления Тулуповой Т.П. должного ухода за посадками виноградных кустов был установлен еще в мае 2020 г. Из протокола выезда комиссии по мониторингу N 1/в от 27.05.2020 следует, что закладка саженцев винограда осуществлена, но участок зарос сорной растительностью вследствие невыполнения установленных требований, обязательных агротехнических и фитосанитарных мероприятий. Сорная растительность составляет конкуренцию виноградному растению в потреблении воды, влияет на физические и биологические свойства почвы и снижает почвенное плодородие, ухудшает тепловой и световой режимы виноградных агрофитоценозов, угнетает культурные растения винограда. Поэтому необходимо провести комплексную систему защиты насаждений винограда от сорной растительности, которая состоит из одно-двукратной направленной обработки гербицидами сорняков в рядах и использования агротехнических мероприятий - междурядных обработок дисковыми и роторными орудиями в течение вегетации (т.2 л.д. 16-24).

Комиссией по мониторингу на заседании от 31.07.2020 принято решение, оформленное протоколом N 3/м, рекомендовать департаменту составить акт о нарушении Тулуповой Т.П. условий предоставления гранта и единовременной помощи, установить срок для устранения замечаний в течение 10 дней с даты получения акта.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что деятельность по выращиванию винограда Тулуповой Т.П. не осуществлялась, бизнес-план не выполнен, а поэтому признал требование департамента обоснованным и удовлетворил иск.

Заявитель жалобы полагает, что факт высадки саженцев, приобретение материалов и трудоустройство двух лиц независимо от результатов свидетельствует о выполнении условий соглашения, а бизнес-план был необходим только для расчета суммы гранта.

Фактически доводы кассационной жалобы не оспаривают установленные судами обстоятельства, а выражают несогласие с выводами судов.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.11.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А84-7260/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тулуповой Татьяны Петровны - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья

С.И. Смолко

судьи

Н.В. Ключникова

Л.В. Леонова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка