АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2024 года Дело N А21-4149/2023

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Савицкой И.Г.,

рассмотрев 09.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феррата" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу

N А21-4149/2023,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Феррата", адрес: 236039, Калининград, ул. Б. Хмельницкого, д. 86, каб. 306, ОГРН 1123926044220,

ИНН 3906269736 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 20.02.2023 N 1895-ВЛ отказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1053900177737, ИНН 3905069389 (далее - Министерство), в исключении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 39:16:010501:97 из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства от 28.12.2022 N 248 (далее - Перечень), об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем исключения из Перечня объекта недвижимости с кадастровым номером 39:16:010501:97, признания недействующим с даты утверждения Перечня его пункта 15060.

Решением суда первой инстанции от 02.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.12.2023, в удовлетворении требований Общества отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 02.10.2023 и постановление от 27.12.2023, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.

Как указывает податель кассационной жалобы, включение в Перечень принадлежащего Обществу объекта недвижимости с кадастровым номером 39:16:010501:97 противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); то обстоятельство, что в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) указанный объект поименован как "административное здание", не подтверждает, что он является административно-деловым центром в соответствии с положениями пункта 3 статьи 378.2 НК РФ; спорный объект фактически не используется, находится в аварийном состоянии.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Общество и Министерство, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество является собственником нежилого здания N 15 площадью 397, 2 кв. м с кадастровым номером 39:16:010501:97, расположенного на Набережной ул. в г. Советске Калининградской обл. (далее - Здание), земельного участка с кадастровым номером 39:16:010501:6 под Зданием, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации прав от 19.12.2022.

В соответствии с выписками из ЕГРН Здание является административным, земельный участок под ним относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации нежилого административного здания".

Согласно техническому паспорту на Здание от 19.09.2012, оформленному Советским отделением Калининградского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ", в Здании два этажа и подвал, два коридора, два санузла, семь кабинетов, фойе, лекционный зал, класс, раздевалка, библиотека; подвал имеет складское назначение.

На основании пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Закона Калининградской области от 27.11.2003 N 336 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 336), постановления Правительства Калининградской области от 18.05.2016 N 254 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 N 330 (далее - Порядок N 330), Министерство включило Здание в Перечень (пункт 15060).

Общество обратилось к Министерству с заявлением от 31.01.2023

N 16/01-23 об исключении Здания из Перечня ввиду отсутствия правовых оснований для включения в него, в ответ на которое Министерство письмом от 20.02.2023 N 1895-ВЛ отказало Обществу в исключении Здания из перечня, признании недействительным его пункта 15060.

Посчитав отказ Министерства незаконным, основания для включения Здания в Перечень отсутствующими, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований Общества.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается указанным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 НК РФ.

В силу пункта 2 статьи 375 НК РФ, если иное не установлено указанным пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 названного Кодекса.

Как указано в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

- нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Аналогичные положения приведены в подпунктах 1, 2 пункта 2 статьи 1.1 Закона N 336.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях этой статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В пункте 4 Порядка приведены положения, аналогичные положениям пункта 3 статьи 278.2 НК РФ.

Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации (пункт 10 Порядка).

Из выписок из ЕГРН видно и судами установлено, что Здание является нежилым административным, расположено на земельном участке, предназначенном для эксплуатации нежилого административного здания.

При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Здание соответствует требованиям, указанным в подпункте 1 пункта 1, пункте 3 статьи 378.2 НК РФ.

Суды двух инстанций правомерно отметили, что фактическое неиспользование Здания не свидетельствует о его несоответствии указанным выше требованиям, поскольку оно предназначено для использования в качестве административного.

Здание включено в Перечень не как фактически используемое в целях, поименованных в абзаце третьем подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, а как предназначенное для использования в качестве административного согласно сведениям в ЕГРН.

Исходя из пункта 11 Порядка Министерство запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда дополнительные документы лишь в случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 Порядка.

Как обоснованно установили суды, в рассматриваемом случае у Министерства имелись достаточные сведения для включения Здания в Перечень.

В соответствии с пунктом 13 Порядка уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 Порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах.

Суды установили, что в рассматриваемом случае у Министерства отсутствовали как основания для запроса у Общества дополнительных документов согласно пункту 11 Порядка, так и для проведения обследования Здания в соответствии с пунктом 13 Порядка.

При установленных по делу обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о законности отказа Министерства.

Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

При подаче кассационной жалобы Общество по платежному поручению от 15.02.2024 N 130 уплатило 3000 руб. государственной пошлины. С учетом положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ излишне уплаченные

1500 руб. государственной пошлины подлежат возврату Обществу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А21-4149/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феррата" - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Феррата", адрес: 236039, Калининград, ул. Б. Хмельницкого, д. 86, каб. 306,

ОГРН 1123926044220, ИНН 3906269736, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченных при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 15.02.2024 N 130.

Председательствующий

С.В. Соколова

Судьи

С.В. Лущаев

И.Г. Савицкая


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка