АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2024 года Дело N А32-6789/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2024 года

Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2024 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Драбо Т.Н. и Мещерина А.И., в отсутствие от заявителя - садоводческого некоммерческого товарищества "За правду" (ИНН 2301107858, ОГРН 1222300062654), органов, осуществляющих публичные полномочия - администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057), управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301015068, ОГРН 1022300524773), извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "За правду" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2023 по делу N А32-6789/2023, установил следующее.

Садоводческое некоммерческое товарищество "За правду" (далее - товарищество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация), управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - управление архитектуры, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просило:

- признать незаконным отказ управления архитектуры от 30.12.2022 N 17-13-7516/22;

- обязать управление архитектуры предварительно согласовать предоставление товариществу земельного участка площадью 233 195 кв. м, место расположения: Краснодарский край, г. Анапа, в границах кадастрового квартала 23:37:0801000, 23:37:0801004, цель использования - ведение садоводства, испрашиваемое право - безвозмездное пользование, согласно схеме, приложенной к заявлению.

Заявление основано на положениях статей 39.10, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и мотивировано незаконностью решения управления архитектуры, отказавшего в предварительном согласовании товариществу предоставления испрашиваемого земельного участка. Оспариваемое решение нарушает права (интересы) заявителя, поскольку ограничивает его в уставной деятельности (статьи 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суды установили, что товарищество обратилось в администрацию с заявлением от 30.11.2022, в котором просило рассмотреть возможность предварительного согласования предоставления земельного участка площадью 233 195 кв. м, предполагаемое место размещения: Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, в пределах кадастровых кварталов 23:37:0801000, 23:3760801004. Цель использования - ведение садоводства, испрашиваемое право - безвозмездное пользование сроком на 5 лет, кадастровый номер участка отсутствует, решения об утверждении проекта межевания, об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд - отсутствуют. В приложении к заявлению товариществом представлены: протокол N 1 общего собрания учредителей товарищества, реестр членов товарищества, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, схема КПТ. Управление архитектуры письмом от 30.12.2022 N 17-13-7516/22 отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка, мотивировав решение следующим. Испрашиваемый к предоставлению земельный участок расположен в границе зоны охраны объектов культурного наследия. Хозяйственное освоение участка, расположенного в зоне охраны памятника археологии, возможно только при наличии заключения управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. Также в 1991 году утвержден генеральный план СОТ "Пищевик" и издан ряд постановлений о предоставлении данному товариществу дополнительных территорий. В связи с этим при формировании испрашиваемого участка могут быть нарушены права третьих лиц. Товарищество, ссылаясь на незаконность данного решения, нарушающего права (интересы) заявителя, оспорило его в судебном порядке. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 39.10, 39.14, 39.15, 39.16 Земельного кодекса. Суды исходили из того, что уполномоченный орган обязан принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, если площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 Земельного кодекса. Несоблюдение данного требования является прямым основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В свою очередь, наличие основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Как следует из заявления товарищества от 30.11.2022 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование и приложенных к данному заявлению документов, товариществом не было представлено обоснование размера испрашиваемого земельного участка. Предельный размер земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющегося предметом договора безвозмездного пользования, заключаемого с садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и площади земельных участков общего назначения. Однако такое обоснование (расчет) площади земельного участка, подлежащего предоставлению товариществу в безвозмездное пользование, не был представлен товариществом при обращении в администрацию, отсутствует в материалах дела, из которых не представляется возможным установить, каким образом товарищество установило площадь подлежащего формированию и предоставлению земельного участка. Приложенная к заявлению схема расположения участка на кадастровом плане территории обоснования площади также не содержит. При этом в целях определения предельного размера земельного участка площадь земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определяется как произведение количества членов такого товарищества и установленного предельного максимального размера указанных земельных участков. Площадь земельных участков общего назначения определяется в размере от 20 до 25% площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. Представленное товариществом заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка вместе с приложенными к заявлению документами указанные обстоятельства установить не позволяют. Кроме того, товариществом испрашивается предоставление земельного участка площадью 233 195 кв. м. Управлением архитектуры предоставлены сведения из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа (письмо от 24.07.2023 N 17-20-1875/23). По этим сведениям предельный размер участков для территориальной зоны СХ-2 "Зона садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ" с видом разрешенного использования - ведение садоводства составляет от 500 до 1500 кв. м. То есть испрашиваемый товариществом участок (площадью 233 195 кв. м) явно не соответствует предельным параметрам предоставления земельных участков для ведения садоводства в данной территориальной зоне. Суд при разрешении спора исходил из того, что площадь испрашиваемого для товарищества земельного участка не должна быть произвольной. Установление площади испрашиваемого участка для последующего его предоставления товариществу без торгов в безвозмездное пользование должно соответствовать обязательным предписаниям, содержащимся в пунктах 6 и 7 статьи 39.10 Земельного кодекса. Без соблюдения указанных требований принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании земельного участка товариществу в безвозмездное пользование не представляется возможным. При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели законных оснований для удовлетворения заявленных требований.

Товарищество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. Жалоба обоснована ссылками на статью 39.15 Земельного кодекса, статью 200 Кодекса, положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утвержденного постановлением администрации от 20.06.2016 N 2436, и мотивирована следующим. Основания, послужившие к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, незаконны. При этом иных оснований решение управления архитектуры не содержало. Суд в решении сослался на несоответствие параметров испрашиваемого к предоставлению земельного участка в части его площади предельным параметрам (исходя из количества членов товарищества) с учетом территории общего пользования. Данное обстоятельство не указано в оспариваемом решении управления архитектуры, оно не являлось предметом исследования в судебном заседании. Уполномоченный орган неправомерно возложил на заявителя осуществление действий и согласований, предусмотренных действующим законодательством, поэтому необоснованно отказал в предоставлении муниципальной услуги. В настоящее время администрация осуществляет постановку на кадастровый учет земельных участков в кадастровом квартале 23:37:0801004, то есть на испрашиваемой товариществом территории. Таким образом, препятствия к предоставлению земельного участка имелись только у товарищества. Основания отказа управления архитектуры в предоставлении заявителю муниципальной услуги судом необоснованно не проверялись, который подменил собой орган местного самоуправления. Товарищество обращало внимание апелляционного суда на то, что при подготовке схемы расположения земельного участка допускается отклонение от проектной площади не более чем на 10%. (пункт 9 приказа Росреестра от 19.04.2022 N П/0148). Однако суд апелляционной инстанции не проверил данный довод заявителя, как и не дал оценки его доводам о незаконности приведенных управлением архитектуры в решении от 30.12.2022 N 17-13-7516/22 оснований для отказа в предварительном согласовании товариществу испрашиваемого земельного участка.

От администрации и управления архитектуры отзывы на жалобу не поступили.

Лица, участвующие в деле, явку представителей в окружной суд не обеспечили.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как видно из материалов дела и установлено судами, товарищество обратилось в администрацию с заявлением от 30.11.2022, в котором просило рассмотреть возможность предварительного согласования предоставления земельного участка площадью 233 195 кв. м, предполагаемое место размещения: Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, в пределах кадастровых кварталов 23:37:0801000, 23:3760801004. Цель использования - ведение садоводства, испрашиваемое право - безвозмездное пользование сроком на 5 лет, кадастровый номер участка отсутствует, решения об утверждении проекта межевания, об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд - отсутствуют.

В приложении к заявлению товариществом представлены: протокол N 1 общего собрания учредителей товарищества, реестр членов товарищества, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, схема КПТ.

Управление архитектуры письмом от 30.12.2022 N 17-13-7516/22 отказало товариществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, мотивировав решение следующим. Испрашиваемый к предоставлению земельный участок расположен в границе зоны охраны объектов культурного наследия. Хозяйственное освоение участка, расположенного в зоне охраны памятника археологии, возможно только при наличии заключения управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. Также в 1991 году утвержден генеральный план СОТ "Пищевик" и издан ряд постановлений о предоставлении данному товариществу дополнительных территорий. В связи с этим при формировании испрашиваемого участка могут быть нарушены права третьих лиц.

Товарищество, ссылаясь на незаконность решения управления архитектуры, оформленного письмом от 30.12.2022 N 17-13-7516/22, нарушающего права (интересы) заявителя в имущественной сфере, оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.

На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).

Предоставление земельных участков для ведения садоводства регулируется нормами Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) и положениями Земельного кодекса.

Предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом (часть 1 статьи 22 Закона N 217-ФЗ).

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет (подпункт 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса).

Предельный размер земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющегося предметом договора безвозмездного пользования, заключаемого с садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и площади земельных участков общего назначения (пункт 6 статьи 39.10 Земельного кодекса).

В целях определения предельного размера земельного участка, указанного в пункте 6 настоящей статьи, площадь земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определяется как произведение количества членов такого товарищества и установленного предельного максимального размера указанных земельных участков. Площадь земельных участков общего назначения определяется в размере от двадцати до двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом (пункт 7 статьи 39.10 Земельного кодекса).

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.20 Земельного кодекса.

В силу положений статьи 39.14 Земельного кодекса предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. После подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участков предусматривает: подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 того же Кодекса, в случае, если участок предстоит образовать или границы участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается, в частности, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка заинтересованным лицом прилагаются документы, указанные в пункте 2 статьи 39.15 Земельного кодекса. Одним из таких документов является подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса).

Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 Земельного кодекса).

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса).

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, приведенных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса).

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса (пункт 16 статьи 39.16 Земельного кодекса).

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных товариществом требований. Суды при разрешении спора исходили из того, что установление соответствия площади испрашиваемого товариществом земельного участка предельному размеру, предусмотренному законом, имеет существенное значение для решения вопроса о наличии у заявителя права на его предоставление в безвозмездное пользование. Площадь испрашиваемого товариществом земельного участка не может быть произвольной, установление площади такого участка для последующего его предоставления товариществу без торгов в безвозмездное пользование должно соответствовать обязательным предписаниям, содержащимся в пунктах 6 и 7 статьи 39.10 Земельного кодекса. Без соблюдения данных требований принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании земельного участка товариществу в безвозмездное пользование не представляется возможным. Однако приложенные к заявлению товарищества документы не позволяют установить, каким образом последнее определило площадь подлежащего формированию и предоставлению ему земельного участка. Кроме того, испрашиваемый товариществом к предоставлению участок площадью 233 195 кв. м не соответствует предельным параметрам предоставления земельных участков для ведения садоводства в территориальной зоне СХ-2 "Зона садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ", в которой предполагалось его образовать.

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).

Доводы кассационной жалобы товарищества судом округа не принимаются. Заявитель, ссылаясь на то, что суды отказали в удовлетворении заявленных им требований по основаниям, никак не связанным с незаконными основаниями, изложенными в оспариваемом решении управления архитектуры, не учитывает разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". В нем указано, что рассмотрение дел по правилам главы 24 Кодекса осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении. Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований, то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет имеющие значение для дела обстоятельства (пункт 15). В этой связи суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что не связаны правовой квалификацией спорных отношений и могут признать оспоренное товариществом решение управления архитектуры, оформленное письмом от 30.12.2022 N 17-13-7516/22, законным (либо незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении уполномоченного органа. Несогласие товарищества с судебными выводами, которое не приводит в кассационной жалобе мотивов, по которым суды не должны были применять к спорным отношениям положения пунктов 6 и 7 статьи 39.10, а также пункт 16 статьи 39.16 Земельного кодекса, само по себе не может служить основанием для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. Таким образом, предусмотренные Кодексом условия для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Государственная пошлина уплачена товариществом в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (чек по операции от 15.12.2023).

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2023 по делу N А32-6789/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.Е. Епифанов

Судьи Т.Н. Драбо

А.И. Мещерин


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка