ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2023 года Дело N А40-789/2023

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.

при ведении протокола помощником судьи Скворцовым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Научно - технологическая фармацевтическая фирма "Полисан"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2023 по делу N А40-789/23

по заявлению ООО "Научно - технологическая фармацевтическая фирма "Полисан"

к Министерству здравоохранения Российской Федерации

третье лицо: ООО "Гротекс"

о признании незаконным бездействия;

при участии:

от заявителя - Демчук В.В. по доверенности от 02.02.2023, Кастальский В.Н. по доверенности от 29.12.202;

от заинтересованного лица - Матвеева И.А. по доверенности от 09.01.2023;

от третьего лица - Войницкая Е.В. по доверенности от 01.02.2023, Хрусталева А.В. по доверенности от 07.02.2023;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2023 в удовлетворении заявленных ООО "Научно - технологическая фармацевтическая фирма "Полисан" требований (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ (том 3 л.д. 4 - 5) о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Российской Федерации, выразившегося в отсутствии действий по отмене регистрации лекарственного препарата "Флатоцин солофарм" (регистрационный номер N ЛП-008602 от 06.10.2022) и о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Российской Федерации отменить регистрацию лекарственного препарата "Флатоцин солофарм" (регистрационный номер N ЛП-008602 от 06.10.2022), исключить указанный препарат из государственного реестра лекарственных средств; о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Российской Федерации, выраженного в отсутствии действий по отказу в регистрации предельной отпускной цены на лекарственный препарат "Флатоцин солофарм" (регистрационный номер ЛП-008602 от 06.10.2022) и об обязании Министерства здравоохранения Российской Федерации исключить из государственного реестра сведения о предельной отпускной цене производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сведения о государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат Флатоцин солофарм (регистрационный номер N ЛП-008602 от 06.10.2022), зарегистрированного Министерством здравоохранения Российской Федерации (номер решения 105/20-23 от 07.02.2023), отказано.

ООО "Научно - технологическая фармацевтическая фирма "Полисан" не согласилось с выводами суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.

В качестве третьего лица в деле участвует ООО "Гротекс".

Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований, общество ссылается на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2022 по делу N А56-55/2022, которым нивелирована легитимность оборота лекарственного препарата Флатоцин производства ООО "Гротекс" на территории Российской Федерации, следовательно, установленные вступившим в законную силу судебным актом обстоятельства влекут за собой последовательные действия Министерства здравоохранения Российской Федерации по аннулированию регистрационного удостоверения, выданного ООО "Гротекс"; отмене регистрации лекарственного препарата "Флатоцин солофарм" (регистрационный номер N ЛП-008602 от 06.10.2022); исключение указанного препарата из государственного реестра лекарственных средств; исключение из государственного реестра сведений о предельной отпускной цене производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сведения о государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат Флатоцин солофарм (регистрационный номер N ЛП-008602 от 06.10.2022), зарегистрированного Министерством здравоохранения Российской Федерации (номер решения 105/20-23 от 07.02.2023).

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. ч. 2 и 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что направленные обществом в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации обращения рассмотрены в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" путем направления писем от 08.12.2022 N 25-7/12144, от 28.12.2022 N 25-7/12833, от 25.01.2023 N 25-5/657, нарушений порядка и сроков их рассмотрения, установленных названным Законом Министерством здравоохранения Российской Федерации не допущено.

Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции приходит к выводам о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, исходя из следующего.

Согласно ст. 1345 Гражданского кодекса Российской Федерации интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.

В соответствии со ст. 1346 Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации признаются исключительные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, удостоверенные патентами, выданными федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, или патентами, имеющими силу на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Патентообладателю принадлежит исключительное право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствии со ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец), в том числе способами, предусмотренными п. п. 2, 3 ст. 1358 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ООО "Научно - технологическая фармацевтическая фирма "Полисан" является обладателем патента Российской Федерации N 2651047 на изобретение "Лекарственная композиция цитопротекторного действия и способ ее получения".

В обоснование своей позиции заявителем указано на то, что Министерством здравоохранения Российской Федерации неправомерно выдано ООО "Гротекс" регистрационное удостоверение лекарственного препарата Флатоцин солофарм, МНН: "Инозин + Никотиномид + Рибофлафин + Янтарная кислота", раствор для внутривенного введения N ЛП008602.

Торговые наименования Флатоцин и Флатоцин солофарм являются синонимами и относятся к одному и тому же лекарственному препарату.

Не согласившись с фактом легитимного оборота лекарственного препарата на территории Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о пресечении действий, создающих угрозу нарушения исключительного права, удостоверенного патентом Российской Федерации N 2651047 (дело N А56-55/2022).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2022 по делу N А56-55/2022 ООО "Гротекс" запрещено вводить в гражданский оборот лекарственный препарат Флатоцин, МНН: "Инозин + Никотиномид + Рибофлафин + Янтарная кислота", раствор для внутривенного введения, регистрировать предельную отпускную цену на указанный лекарственный препарат.

Таким образом, факт нарушения прав правообладателя объекта интеллектуальной собственности при обращении лекарственных средств установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2022 по делу N А56-55/2022 (ст. ст. 69, 16 АПК РФ).

Из пояснения ООО "Научно - технологическая фармацевтическая фирма "Полисан" следует, что общество неоднократно обращалось в Министерство здравоохранения Российской Федерации с информацией о вступившем в законную силу судебном акте и требованиями об отмене государственной регистрации лекарственного препарата Флатоцин солофарм, МНН: "Инозин + Никотиномид + Рибофлафин - Янтарная кислота", раствор для внутривенного введения и исключении его из государственного реестра лекарственных средств (заявления от 07.11.2022, от 29.11.2022, от 23.12.2022, от 29.11.2022, от 28.12.2022).

Министерством здравоохранения Российской Федерации ответов на заявления общества не даны, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

На основании п. п. 1, 5.5.16, 5.5.29 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, выдает задания на проведение экспертизы лекарственных средств для медицинского применения и осуществляет государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 11 ст. 4 Федерального закона N 61-ФЗ, референтный лекарственный препарат определен как лекарственный препарат, который впервые зарегистрирован в Российской Федерации, качество, эффективность и безопасность которого доказаны на основании результатов доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов, проведенных в соответствии с требованиями ч. ч. 6 и 7 ст. 18 данного Федерального закона в отношении лекарственных средств для медицинского применения.

Пунктом 26 ст. 4 Закона N 61-ФЗ определено, что регистрационное удостоверение лекарственного препарата - это документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата.

Статьей 32 Закона об обращении лекарственных средств предусмотрена возможность отмены государственной регистрации лекарственного препарата.

Решение об отмене государственной регистрации лекарственного препарата и исключении лекарственного препарата из государственного реестра лекарственных средств принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при наличии случаев, прямо перечисленных в данном Федеральном законе.

В соответствии с п. 7 ст. 32 Закона об обращении лекарственных средств решение об отмене государственной регистрации лекарственного препарата и исключении лекарственного препарата из государственного реестра лекарственных средств принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае вынесения судом решения о нарушении прав правообладателя объектов интеллектуальной собственности при обращении лекарственных средств.

Основанием для принятия Министерством здравоохранения Российской Федерации решения об отмене государственной регистрации лекарственного препарата и исключении лекарственного препарата из государственного реестра является решение суда по спору, направленного на защиту прав правообладателя объекта интеллектуальной собственности.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2022 по делу N А56-55/2022 ООО "Гротекс" запрещено вводить в гражданский оборот лекарственный препарат Флатоцин, МНН: "Инозин + Никотиномид + Рибофлафин + Янтарная кислота", раствор для внутривенного введения, любым способом до даты истечения срока действия патента на изобретение N 2651047, в том числе путем регистрации в Российской Федерации лекарственного препарата, регистрации предельных отпускных цен на лекарственный препарат, с торговым наименованием Флатоцин, МНН: "Инозин + Никотиномид + Рибофлавин + Янтарная кислота", раствор для внутривенного введения", производства, изготовления, хранения, вывоза с территории Российской Федерации, рекламы, передачи с целью реализации, предложения к продаже, в том числе с использованием сети Интернет.

Решением суда по делу N А56-55/2022 установлено, что в лекарственном препарате "Флатоцин" используется изобретение ООО "Научно - технологическая фармацевтическая фирма "Полисан" по патенту Российской Федерации N 2651047 без согласия заявителя (правообладателя), в связи с чем введение спорного препарата в гражданский оборот, в том числе путем регистрации в Российской Федерации лекарственного препарата, регистрации предельных отпускных цен на лекарственный препарат, с торговым наименованием Флатоцин, МНН: "Инозин + Никотиномид + Рибофлавин + Янтарная кислота", раствор для внутривенного введения" является нарушением патентных прав ООО "Научно - технологическая фармацевтическая фирма "Полисан".

Из пояснений заявителя следует, что до вступления в законную силу решения суда первой инстанции по делу N А56-55/2022 ООО "Гротекс" (ОГРН 1107847033535) осуществлены действия по регистрации лекарственного препарата с торговым наименованием Флатоцин - солофарм, который зарегистрирован Министерством здравоохранения Российской Федерации, о чем внесены сведения в государственный реестр лекарственных средств 06.10.2022 N ЛП008602 и совершены действия, направленные на регистрацию предельных отпускных цен производителей на лекарственный препарат, с торговым наименованием Флатоцин солофарм, МНН: "Инозин + Никотиномид + Рибофлавин + Янтарная кислота, раствор для внутривенного введения", включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, (регистрационный номер N ЛП-008602 от 06.10.2022), зарегистрированной Министерством здравоохранения Российской Федерации (номер решения 105/20-23 от 07.02.2023).

В соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств, решение об отмене государственной регистрации лекарственного препарата и исключении лекарственного препарата из государственного реестра лекарственных средств принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае вынесения судом решения о нарушении прав правообладателя объектов интеллектуальной собственности при обращении лекарственных средств.

Указаний на соблюдение заявительного порядка принятия решения об отмене государственной регистрации лекарственного препарата и исключении лекарственного препарата из государственного реестра лекарственных средств уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, действующее законодательство не содержит.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что заявителем не соблюден порядок обращения с заявлением об отмене государственной регистрации (п. п. 20, 135 Административного регламента), необоснованные.

Из буквального толкования п. 7 ст. 32 Закона об обращении лекарственных средств, единственным и достаточным основанием для принятия решения об отмене государственной регистрации лекарственного препарата и исключении лекарственного препарата из государственного реестра лекарственных средств уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является судебный акт о нарушении прав правообладателя объектов интеллектуальной собственности при обращении лекарственных средств.

Отклоняя доводы Министерства относительно не соблюдения заявителем порядка обращения, суд исходит из того, что Положения п. п. 20, 135 Административного регламента регламентируют порядок подачи заявления об отмене государственной регистрации лекарственного препарата держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата или уполномоченным им юридическим лицом.

Из материалов дела следует, что 13.01.2022 в рамках дела N А56-55/2022 судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления рассмотрения Министерством здравоохранения Российской Федерации заявления ООО "Гротекс" от 18.12.2020 N 4159671 о регистрации воспроизведенного лекарственного препарата Флатоцин, МНН: "Инозин + Никотиномид + Рибофлафин + Янтарная кислота", раствор для внутривенного введения и в виде приостановления действия принятых решений Министерством здравоохранения Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления от 18.12.2020 N 4159671 о регистрации воспроизведенного лекарственного препарата ФЛАТОЦИН, МНН: "Инозин + Никотиномид + Рибофлафин + Янтарная кислота", раствор для внутривенного введения".

Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.02.2022 N 25-5/760 во исполнение определения суда о принятии обеспечительных мер Министерством здравоохранения Российской Федерации приостановлены регистрационные действия в отношении лекарственного препарата Флатоцин, МНН: "Инозин + Никотиномид + Рибофлафин + Янтарная кислота", раствор для внутривенного введения по заявлению ООО "Гротекс" от 18.12.2020 N 4159671.

Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.04.20223 N 25-5/3723 на основании заявления ООО "Гротекс" о регистрации лекарственного препарата N 138850 и регистрационного досье (вх. N 4159671 от 18.12.2020) принято решение о государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения Флатоцин солофарм МНН: "Инозин + Никотиномид + Рибофлафин + Янтарная кислота", раствор для внутривенного введения и включении его в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения с выдачей РУ ЛП-008602 от 06.10.2022.

Из письма от 08.12.2022 N 27-7/12144 за подписью директора Департамента регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Астапенко Е.М. со ссылкой на п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" следует, что отмена государственной регистрации лекарственного препарата Флатоцин солофарм состоится после вступления в законную силу решения Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2022 по делу N А56-55/2022.

Доводы представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации о том, что лекарственный препарат Флатоцин и Флатоцин солофарм являются различными лекарственными препаратами, отклоняются судом апелляционной инстанции с учетом вступившего в законную силу судебного акта по делу N А56-55/2022 и представленным заявителем надлежащих доказательств материалы настоящего дела.

Следует принять во внимание, что в данном случае объектом, охраняемым в качестве изобретения по патенту Российской Федерации N 2651047 на изобретение "Лекарственная композиция цитопротекторного действия и способ ее получения", является процесс осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств (п. 1 ст. 1350 ГК РФ).

Изготовление легитимным способом, то есть при наличии регистрации лекарственного препарата "Флатоцин солофарм" (регистрационный номер N ЛП-008602 от 06.10.2022), сведений в государственном реестре лекарственных средств, регистрации предельной отпускной цены на лекарственный препарат "Флатоцин солофарм" (регистрационный номер N ЛП-008602 от 06.10.2022) производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, зарегистрированных Министерством здравоохранения Российской Федерации, то есть материального носителя, в котором используется способ, являющийся объектом патентных прав ООО "Научно - технологическая фармацевтическая фирма "Полисан", без надлежащего оформления передачи этих прав не может считаться законным введением в оборот данного продукта (материального носителя).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2022 по делу N А56-55/2022 нивелирована легитимность оборота лекарственного препарата Флатоцин производства ООО "Гротекс" на территории Российской Федерации.

Следует отметить, что сосуществование на рынке лекарственных препаратов с графическим и фонетическим сходством (сходных до степени смешения) не допускается в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 429н от 29.06.2016 "Об утверждении правил рационального выбора наименований лекарственных препаратов для медицинского применения".

В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" не допускается государственная регистрация одного лекарственного препарата, представленного на государственную регистрацию в отношении одного и того же держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата в виде 2-х и более лекарственных препаратов под различными торговыми наименованиями.