ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 апреля 2023 года Дело N А82-17265/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2023 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Караваева И.В.,

судей Хорошевой Е.Н., Щелокаевой Т.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Барминой Д.Д.,

при участии в судебном заседании:

представителя ПАО "ТНС Энерго Ярославль" - Сулейманов И.И. (доверенность от 07.12.2022)

представителя конкурсного управляющего Паспортниковой И.В. - Соловьева У.А. (доверенность от 01.09.2022),

представителя администрации Рыбинского муниципального района - Печникова Ж.Е. (доверенность от 07.06.20220),

представителя администрации Рыбинского муниципального района - Семенова Е.Н. (доверенность от 10.10.2022),

представителя УФНС по Ярославской области - Митина Н.И. (доверенность от 09.08.2022)

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" Паспортниковой Ирины Валерьевны, публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль"

на определение Арбитражного суда Ярославской области от 10.11.2022 по делу N А82-17265/2016

по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" Паспортниковой Ирины Валерьевны об обязании администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения,

о взыскании компенсации

по делу о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" (ИНН 7610074824, ОГРН 1077610003943),

установил:

в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" (далее - МУП РМР ЯО "Коммунальные системы", должник) в Арбитражный суд Ярославской области обратился конкурсный управляющий Паспортникова Ирина Валерьевна (далее - конкурсный управляющий) с заявлением об обязании собственника имущества должника - администрации Рыбинского муниципального района Ярославской (далее - Администрация) области принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в хозяйственном ведении должника. Заявитель также просил взыскать с ответчика и в конкурсную массу должника затраты на содержание данного имущества в размере 48 097 885, 54 руб. и 122 555 604,23 руб. компенсации.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2021 суд удовлетворил заявление частично: исключил из конкурсной массы МУП "Коммунальные системы" объекты водоснабжения и водоотведения согласно перечню; обязал Администрацию в двухмесячный срок с даты вступления определения суда в законную силу принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения согласно перечню; взыскал за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации в конкурсную массу МУП "Коммунальные системы" 48 097 885, 54 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы; в удовлетворении остальной части требований конкурсного управляющего отказал.

Арбитражный суд апелляционной инстанции постановлением от 02.11.2021 оставил определение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2021 без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.02.2022 по делу N А82-17265/2016 отменено определение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А82-17265/2016, обособленный спор по заявлению конкурсного управляющего МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" Паспортниковой И.В. об обязании администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения, о взыскании компенсации передан в Арбитражный суд Ярославской области на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении спора конкурсный управляющий уточнил заявление, просил взыскать с собственника имущества - Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области компенсацию за снижение конкурсной массы в результате принятия в муниципальную собственность не обременённого правом хозяйственного ведения затрат на содержание имущества в размере 43 605 351, 48 руб. и компенсацию в размере остаточной балансовой стоимости объектов в размере 122 555 604,23 руб.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 10.11.2022 из конкурсной массы муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" исключены объекты водоснабжения и водоотведения, согласно прилагаемому перечню объектов водоснабжения и водоотведения МУП "Коммунальные системы"; на Администрацию Рыбинского муниципального района Ярославской области возложена обязанность принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения в двухмесячный срок с даты вступления определения суда в законную силу; за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" взыскано 4 829 308, 79 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы; в остальной части в удовлетворении требований конкурсного управляющего отказано.

Конкурсный управляющий, конкурсный кредитор публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (далее - ПАО "ТНС энерго Ярославль") с принятым определением не согласны, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами.

Конкурсный управляющий в жалобе с учетом заявления об исправлении опечатки от 27.12.2022 просит определение суда первой инстанции изменить в части взыскания за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" 4 829 308, 79 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы. Принять новый судебный акт в указанной части, взыскать за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" 48 097 885, 54 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы.

В обоснование жалобы конкурсный управляющий указывает, что отсутствуют основания для снижения компенсации с учетом того, что бюджет администрации носит дотационный характер. Отсутствие в местном бюджете достаточных средств само по себе не является основанием для уменьшения суммы компенсации, а также уменьшения конкурсной массы должника. Процессуальным законодательством не предусмотрен механизм, при котором вынесение судебного акта и размер взыскиваемых денежных средств ставится в зависимость от финансового благополучия стороны по делу. При определении компенсации, подлежащей взысканию в конкурсную массу должника, в размере 4 829 308, 79 руб., что является 11 % от остаточной стоимости передаваемого имущества (43 605 351,48 рублей), невозможно утверждать о соблюдении баланса публичных интересов и интересов кредиторов должника, при том, что сумма требований, включенных в реестр требований кредиторов должника составляет 199 513 935,80 рублей, текущая задолженность должника составляет 89 438195, 49 рублей. Конкурсный управляющий полагает, что при вынесении судебного акта возможно и необходимо было учитывать не только размер бюджетных средств за 2022 год, но и за предстоящие плановые периоды. Внесение изменений в бюджет муниципального образования не может быть приравнен к запросу дополнительной финансовой помощи. Законодательством об исполнительном производстве недостаточность денежных средств в бюджете как основание для прекращения исполнительного производства не предусмотрено.

ПАО "ТНС энерго Ярославль" в жалобе просит определение суда первой инстанции отменить в части взыскания компенсации за счет казны Рыбинского муниципального Ярославской области в липе Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу Должника в размере 4 829 308, 79 руб.; взыскать за счет казны Рыбинского муниципального Ярославской области в лице Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу Должника 48 097 885,54 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы.

В обоснование жалобы ПАО "ТНС энерго Ярославль" указывает, что при определении размера взыскиваемой компенсации, судом не принимались во внимание технические характеристики передаваемых объектов водоснабжения (водоотведения), не учитывалась длительность их эксплуатации, а также их износ, а принимались во внимание только возможности бюджета по конкретной статье расходов. Процессуальным законодательством не предусмотрено механизма, при котором вынесение судебного акта и размер взыскиваемых денежных средств ставится в зависимость от финансового благополучия стороны по делу. Администрацией Рыбинского муниципального района не представлено доказательств того, что исполнение судебного акта по выплате компенсации в размере, равном остаточной стоимости объектов водоснабжения (водоотведения) является невозможным. В соответствии с выпиской из решения Муниципального Совета Рыбинского Муниципального района от 16.12.2021 N 156 "О бюджете Рыбинского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" на 2023 и 2024 гг. планируется включение расходов на исполнение судебных решений за счет средств казны района на общую сумму 13 785 220 руб. При этом следует учитывать, что исполнение обжалуемого решения будет производиться с высокой степенью вероятности в 2023 году, соответственно, в любом случае применение данных бюджета по строке Выплаты по судебным актам за 2022 год является необоснованным. По мнению ПАО "ТНС энерго Ярославль", Администрацией Рыбинского муниципального района не представлено достаточных доказательств в обоснование отсутствие денежных средств (дефицита бюджета) на исполнение судебного акта. Размер денежной компенсации, определенный исходя из остаточной балансовой стоимости в размере 48 097 885, 54 руб.. пропорционально к доходной (1 619 707 490,97 руб.) и расходной (1 643 797 217,33 руб.) части бюджета Рыбинского муниципального района составляет 2.97 % и 2.93% соответственно. Поскольку положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия муниципальным образованием мер по перераспределению бюджетных средств - отсутствие бюджетных средств в плане финансирования для исполнения судебного решения не может служить основанием для произвольного уменьшения размера компенсации. По мнению ПАО "ТНС энерго Ярославль", размер взыскиваемой компенсации подлежит исчислению исходя из документально подтвержденной остаточной балансовой стоимости объектов водоснабжения в размере 48 097 885,54 руб.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.12.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.12.2022.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения. Указывает, что объекты водоснабжения и водоотведения, принадлежащие должнику на праве хозяйственного ведения и составляющие конкурсную массу, были введены в эксплуатацию в период с 1965-1989 гг., то есть эксплуатируются длительный срок и в значительной степени подвержены износу, что влечет за собой большие финансовые затраты на ремонт (в большей части капитальный ремонт, реконструкцию или модернизацию) и содержание. В 2014 году администрацией Рыбинского муниципального района осуществлялись капитальные вложения в объекты муниципальной собственности, а именно, в модернизацию комплекса водозабора и очистных сооружений водоснабжения в д. Дюдьково Рыбинского района в сумме 58 904 000, 00 рублей, в том числе за счет региональных и федеральных средств, который передан на праве хозяйственного ведения МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" (приказ от 09.06.2014 N 20-211/062). Остаточная стоимость этого имущества в составе конкурсной массы составляет 41 846 059, 87 руб. (расчет остаточной стоимости по объектам водоснабжения). Полномочия по организации водоснабжения населения отнесены на уровень государственной власти Ярославской области, т.е. имущество (объекты водоснабжения и технологически связанные объекты водоотведения) подлежит для его дальнейшей эксплуатации передаче на уровень региона. При этом остаточная стоимость имущества, находящегося в конкурсной массе и подлежащего передаче составляет 46 273 000 рублей (объекты водоснабжения). Администрация отмечает, что бюджет Рыбинского муниципального района является дотационным. Основную часть доходов бюджета составляет финансовая помощь из других бюджетов бюджетной системы РФ. Применить механизм перераспределения бюджетных ассигнований, установленный п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, на который ссылаются апеллянты в своих жалобах, невозможно без негативных последствий, возникших от перераспределения бюджетных ресурсов, для местного сообщества и его членов.

Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области (далее - уполномоченный орган) в отзыве на апелляционные жалобы просит определение суда первой инстанции отменить в части взыскания за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области к конкурсную массу МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" 4 829 308, 79 руб. компенсации за уменьшении конкурсной массы; принять новый судебный акт в указанной части, взыскать за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" 48 097 885,54 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы.

Уполномоченный орган полагает, что сумма 48 097 885, 54 руб. является справедливым и соразмерным возмещением утраты объектов. Компенсация, определенная в размере 48 097 885,54 руб., не позволит погасить даже имеющую текущую задолженность, тем самым лишает уполномоченный орган законного права на удовлетворение своих требований. Уполномоченный орган отмечает, что при отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом. Положения пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 БК РФ направлены на гарантирование возможности перераспределения при возникновении такой необходимости, бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможности неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете. Дефицит бюджета на исполнение судебного акта не является обстоятельством, препятствующим исполнению Администрации Рыбинского муниципального района судебного акта в установленный срок, поскольку нормами БК РФ (статья 217 и пункты 5 и 6 статьи 242.2) предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах. Законодатель не ставит исполнение исполнительного документа в зависимость от наличия в бюджете соответствующего года необходимых для этого средств. Администрация Рыбинского муниципального района, заблаговременно зная об основаниях взыскания компенсации, осознанно не предприняла никаких мер, направленных на получение единовременных дотаций, финансовой помощи, а также на резервирование в муниципальном бюджете денежных средств на исполнение судебного акта. Уполномоченный орган считает, что размер компенсации за уменьшение конкурсной массы должника должен быть определен в размере 48 097 885,54 руб. исходя из балансовой (остаточной) стоимости объектов.

ПАО "ТНС энерго Ярославль" в дополнениях указывает, что "представленная в материалы дела выписка из решения муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 09.03.2023 N 245 "О внесении изменений в решение Муниципального совета Рыбинского муниципального района от 20.12.2022 N 236 "О бюджете рыбинского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" не может являться доказательством, свидетельствующем о недостаточности денежных средств бюджета на исполнение судебного акта в размере балансовой (остаточной) стоимости имущества, а также не может быть положена в основу выносимого судебного акта. Внесение изменений Администрацией Рыбинского муниципального района в бюджетную роспись в части расходов на исполнение судебных актов, является явным злоупотреблением со стороны ответчика, указывает на недобросовестность его действий, целью которых является создание мнимого дефицита бюджета на указанные расходы, что в свою очередь направлено на минимизацию судебных расходов искусственным путем. Внесенные в настоящий момент изменений в части сформированного на 2023 год бюджета и планируемых расходов в 2024 и 2025 гг. на исполнение судебных актов указывает на искусственное создание фактической картины отсутствия иных бюджетных средств. Подобное "перераспределение" денежных средств, постоянное внесение изменений в бюджетную роспись в момент рассмотрения спора об определении размера компенсации, а также изменений сведений о планируемых расходах на будущие периоды, объективно указывает на недобросовестность действий ответчика, а также на необходимость исчисления размера компенсации исходя из общего размера сформированного бюджета. ПАО "ТНС энерго Ярославль" обращает внимание суда на то, что взыскиваемая компенсация не покрывает даже текущую задолженность предприятия перед своими кредиторами.

Уполномоченный орган в дополнениях указывает, что действия Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области по внесению изменений в бюджет свидетельствуют о нежелании возмещать компенсацию определенную судом. На основании ответа Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области от 31.03.2023 конкурсный управляющий полагает, что планирование расходов производится на основании вступивших в законную силу судебных актов, а не на основании запланированных ранее денежных средств. Также Уполномоченный орган поддерживает ранее изложенные доводы.

Определением от 29.12.2022 дата судебного заседания по рассмотрению апелляционных жалоб изменена на 14.02.2023.

В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось до 21.03.2023.

Определением от 17.03.2023 дата судебного заседания по рассмотрению апелляционных жалоб изменена на 04.04.2023.

В соответствии со статьей 18 АПК РФ определением от 31.03.2023 в составе суда произведена замена судьи Дьяконовой Т.М. в связи с нахождением в отпуске на судью Щелокаеву Т.А. Рассмотрение дела начато заново.

В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, представители конкурсного управляющего, ПАО "ТНС энерго Ярославль", Администрации, Уполномоченного органа поддержали ранее заявленные доводы.

Иные участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей не явившихся лиц.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения апелляционных жалоб, а также полного установления обстоятельств, имеющих значение для дела, документы, учитывая положения части 2 статьи 268 АПК РФ, представленные участвующими в деле лицами в суд апелляционной инстанции, приобщены к материалам дела. Возражений относительно приобщения документов не поступало.

Законность определения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2017 на основании заявления Федеральной налоговой службы в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 15.05.2017 в отношении МУП "Коммунальные системы" введена процедура наблюдения.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.09.2017 МУП "Коммунальные системы" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

В период процедуры конкурсного производства МУП РМР "Коммунальные системы" проведена инвентаризация имущества должника. В конкурсную массу МУП РМР "Коммунальные системы" включены объекты водоснабжения и водоотведения Рыбинского муниципального района.

Конкурсный управляющий Паспортникова И.В. обратилась в Администрацию Рыбинского муниципального района Ярославской области с запросом от 16.01.2020 о рассмотрении вопроса о принятии объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения с компенсацией их стоимости.

Собственник имущества письмом от 10.02.2020 N их.17.01 - 0326/20 сообщил, что действующим законодательством порядок выплаты компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения, а также механизм её расчета не регламентированы. Дополнительно сообщил, что в бюджете Рыбинского муниципального района средств на выплату компенсаций за снижение конкурсной массы в результате принятия в муниципальную собственность не обременённого правом хозяйственного ведения имущества от МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" не предусмотрено. Объекты водоснабжения и водоотведения будут приняты в муниципальную собственность в установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" порядке.

В связи с возникшим между конкурсным управляющим МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" Паспортниковой И.В. и Администрацией Рыбинского муниципального района Ярославской области спором, конкурсный управляющий обратилась в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, исключил из конкурсной массы МУП "Коммунальные системы" объекты водоснабжения и водоотведения согласно прилагаемому перечню объектов теплоснабжения МУП "Коммунальные системы"; обязал Администрацию в двухмесячный срок с даты вступления настоящего определения суда в законную силу принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения, согласно прилагаемому перечню объектов теплоснабжения МУП "Коммунальные системы"; взыскал за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации в конкурсную массу должника 4 829 308, 79 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы.

Конкурсный управляющий, ПАО "ТНС энерго Ярославль" не согласны с определением суда первой инстанции в части суммы взысканной компенсации за уменьшение конкурсной массы, просят взыскать компенсацию в сумме 48 097 885, 54 руб.