СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 марта 2023 года Дело N 33-1018/2023

Санкт-Петербург 15 марта 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Герман М.В.

судей Алексеевой Е.Д., Свирской О.Д.

при секретаре Ельцовой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по апелляционной жалобе Сафоновой-Жулидовой ФИО7 на решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2022 года по делу N 2-206/2022, которым Сафоновой-Жулидовой ФИО8 отказано в удовлетворении исковых требований к Федеральному дорожному агентству (Росавтодор) об обязании внести изменения в границы придорожной полосы.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., объяснения Сафоновой-Жулидовой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Сафонова-Жулидова О.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к Федеральному дорожному агентству (Росавтодор) об обязании внести изменения в границы придорожной полосы федеральной автомобильной дороги Р-21 "Кола" Санкт-Петербург- Петрозаводск- Мурманск- Печенега- Граница с Королевством Норвегия в Лодейнопольском районе Ленинградской области путем исключения из данных границ земельного участка с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>

В обоснование исковых требований Сафонова-Жулидова О.В. указала, что ей принадлежит 1/2 доля жилого дома по адресу: <адрес> Истица обратилась в администрацию с заявлением для оформления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N на котором расположен вышеуказанный дом, но ей было отказано в оформлении данного участка, поскольку участок расположен в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги Р-21 "Кола" Санкт-Петербург- Петрозаводск- Мурманск- Печенега- Граница с Королевством Норвегия в Лодейнопольском районе Ленинградской области. В порядке досудебного урегулирования спора Сафонова-Жулидова О.В. обратилась к ответчику с просьбой снять обременение с вышеуказанного земельного участка, но ответчиком было отказано со ссылкой на письмо Минтранса от 26 февраля 2018 года. По мнению истицы, земельный участок с кадастровым номером N не может входить в полосу отвода автодороги Р-21 "Кола", поскольку расположен на значительном удалении от данной дороги, в связи с чем наложенные обременения в виде придорожной полосы автодороги "Кола", при отсутствии рядом с земельным участком с кадастровым номером N самой автодороги "Кола", говорит о допущенной ошибке при выполнении работ при установке границ придорожной полосы, что, в свою очередь, незаконного ограничивает права истицы как собственника жилого дома.

Представитель ответчика- Федерального дорожного агентства (Росавтодор), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал. В письменных возражениях указал, что требования истца являются ненадлежащим способом защиты права, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Представители третьих лиц- администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовали.

Администрация МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области в письменном отзыве на исковое заявление указала, что при рассмотрении заявлений собственников жилого дома Сафоновой-Жулидовой О.В. и ФИО6, поступивших 23 октября 2020 года о предоставлении им в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N было установлено, что земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером N "Придорожная полоса федеральной автомобильной дороги Р-21 "Кола" Санкт-Петербург- Петрозаводск- Мурманск- Печенега- Граница с Королевством Норвегия в Лодейнопольском районе Ленинградской области, установленной распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ от 9 июня 2014 года N 1123-р, в связи с чем на основании абзаца 2 ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ администрация отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату.

Судом постановлено решение, которым Сафоновой-Жулидовой О.В. отказано в удовлетворении исковых требований к Федеральному дорожному агентству (Росавтодор) об обязании внести изменения в границы придорожной полосы.

В апелляционной жалобе Сафонова-Жулидова О.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указала, что вывод суда о том, что ею не доказано право на владение спорным земельным участков является ошибочным. Судом не предоставлено право на назначение судебной землеустроительной экспертизы.

В ходе рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N в отношении которого заявлен спор, находится в общей долевой собственности Сафоновой-Жулидовой О.В. и ФИО6, который к участию в деле привлечен не был. Принятие по настоящему делу решения затрагивает права и обязанности ФИО6, который в силу принципа единства земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, имеет право на земельный участок под жилым домом.

При наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения (ч. 5 ст. 330 ГПК РФ).

В силу положений п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.

8 февраля 2023 года судебной коллегией по гражданским делам Ленинградского областного суда вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.

Участники судебного разбирательства надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о чем имеются подтверждения о направлении извещений участникам- юридическим лицам по электронной почте, извещение ФИО6 направлено заказным почтовым отправлением, которое возвращено в суд по истечении срока хранения. третье лицо извещено по адресу электронной почты. Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неполучения заказной корреспонденции и неявки в суд апелляционной инстанции, не представлено.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Судебной коллегией установлено и из материалов дела следует, что Сафоновой-Жулидовой О.В. на основании договора купли-продажи от 8 февраля 2018 года принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>

ФИО6 на основании договора дарения от 4 мая 2014 года принадлежит другая 1/2 доля в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом.

Предыдущим собственникам жилой дом принадлежал с 70-х годов и переходил в порядке наследования.

Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером N площадью 660 м2 по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, в ЕГРН отсутствуют.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет, его границы установлены в соответствии с требованиями законодательства, согласованы со смежными землепользователями. Земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером N от 4 декабря 2014 года придорожной полосы федеральной автомобильной дороги Р-21 "Кола" Санкт-Петербург- Петрозаводск- Мурманск- Печенега-Граница с Королевством Норвегия в Лодейнопольском районе Ленинградской области, о чем внесены сведения в ЕГРН 9 июня 2014 года на основании распоряжения от 9 июня 2014 года N 1123-р об установлении придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-21 "Кола" Санкт-Петербург-Петрозаводск-Мурманск-Печенега-Граница с Королевством Норвегия в Лодейнопольском районе Ленинградской области.

23 октября 2020 года сособственники жилого дома по адресу: <адрес> Сафонова-Жулидова О.В. и ФИО6 обратились в администрацию МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N без проведения торгов. В связи с тем, что земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями, указанными в заявлении о предоставлении участка, администрация на основании п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

В силу ст. 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 3 "Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации", придорожная полоса федеральной автомобильной дороги Р-21 "Кола" Санкт-Петербург-Петрозаводск-Мурманск-Печенега-Граница с Королевством Норвегия в Лодейнопольском районе Ленинградской области составляет 100 метров с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги, следовательно земельный участок с кадастровым N и жилой дом, принадлежащий истице и третьему лицу, полностью располагаются в полосе отвода.

Данные обстоятельства следуют из карты зон с особыми условиями использования территории Лодейнопольского городского поселения, а также из карты функциональных зон Лодейнопольского городского поселения.

Статьей 56 Земельного кодекса РФ установлено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Пункт 3.1 ст. 90 Земельного кодекса РФ предусматривает, что для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ придорожных полос автомобильных дорог и их использование осуществляются в соответствии с названным кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии с п. 1 ст. 3 указанного Федерального закона автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Содержание понятия "придорожные полосы автомобильной дороги" раскрывается в п. 16 указанной статьи- это территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Придорожные полосы автомобильных дорог относятся к видам зон с особыми условиями территорий (п. 5 ст. 105 Земельного кодекса РФ).

Исходя из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 257-ФЗ и п. 23 ст.106 Земельного кодекса РФ придорожные полосы автомобильных дорог относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и устанавливаются для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков.

Статьей 26 Федерального закона N 257-ФЗ также установлено, что для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.

В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере: семидесяти пяти метров- для автомобильных дорог первой и второй категорий; пятидесяти метров- для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий; двадцати пяти метров- для автомобильных дорог пятой категории; ста метров- для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек; ста пятидесяти метров- для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

Установление особого режима использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог, соответствует целям ограничения права, предусмотренным ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Приказом Минтранса РФ от 13 января 2010 года N 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения", действующего на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильных дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития, который предусматривает, что в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением: объектов, предназначенных для обслуживания таких автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания; объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей; инженерных коммуникаций.

Сафонова-Жулидова О.В. и ФИО6 являются собственниками жилого дома, который расположен на земельном участке, полностью находящемся в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги Р-21 "Кола" Санкт-Петербург- Петрозаводск- Мурманск- Печенега-Граница с Королевством Норвегия в Лодейнопольском районе Ленинградской области.

Земельный участок, на котором расположен дом, на праве собственности или на иных основаниях (аренда земельного участка, право бессрочного пользования и т.п.) ни Сафоновой-Жулидовой О.В. и ФИО6, ни предыдущим собственникам дома не предоставлялся.

Поэтому оснований для применения к возникшим правоотношениям положений ст. 276 ГК РФ, согласно которой в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута, на которых основывала свои исковые требования Сафонова-Жулидова О.В., не имеется.

Кроме того, действия ответчика не нарушают права истицы и третьего лица на пользование домом, на что Сафонова-Жулидова О.В. ссылалась в суде первой инстанции, поскольку не ограничивают ее право в полном объеме пользоваться принадлежащим им домом, создавая только публично-правовые ограничения, связанные с использованием, а также охраной придорожной полосы федеральной автомобильной дороги.

С учетом установленных обстоятельств избранный Сафоновой-Жулидовой О.В. способ защиты права- внесение изменений в границы придорожной полосы федеральной автомобильной дороги, которые установлены в полном соответствии с действующим законодательством, не может быть признан надлежащим.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2022 года отменить.

Сафоновой-Жулидовой ФИО9 в удовлетворении исковых требований к Федеральному дорожному агентству (Росавтодор) об обязании внести изменения в границы придорожной полосы отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 20 марта 2023 года.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка