ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2023 года Дело N А51-11087/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2023 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Н. Номоконовой,

судей Д.А. Самофала, И.С. Чижикова,

при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Плетнёвой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Уссурийского городского округа в лице администрации Уссурийского городского округа,

апелляционное производство N 05АП-370/2023

на решение от 15.12.2022

судьи В.В. Саломая

по иску общества с ограниченной ответственностью "Приморская жилищно-коммунальная служба" (ИНН 2511100746, ОГРН 1162511054310)

к Уссурийскому городскому округу в лице Администрации Уссурийского городского округа (ИНН 2511004094, ОГРН 1022500859600)

о взыскании 237 406 рублей 43 копеек задолженности;

при участии:

до 15.03.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 740), паспорт;

от ответчика: представитель Лиховид Ю.С. (в режиме веб-конференции), по доверенности от 21.12.2022, сроком действия 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 17673), паспорт;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Приморская жилищно-коммунальная служба" (далее - истец, общество, ООО "Примжкс") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Уссурийскому городскому округу в лице администрации Уссурийского городского округа (далее - ответчик, администрация, апеллянт) о взыскании 237 406 рублей 43 копеек задолженности за содержание, текущий ремонт мест общего пользования, оказанных по договору от 07.08.2020 N 5 в период с 25.05.2021 по 31.05.2022, 7 748 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины и 50 000 рублей по оплате услуг представителя, понесенных в связи с рассмотрением настоящего спора.

Решением суда от 15.12.2022 с ответчика в пользу истца взыскано 237 406 рублей 43 копейки основного долга, 30 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя и 7 748 рублей на оплату государственной пошлины.

Не согласившись с принятым решением, и настаивая на его отмене, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Доводы апеллянта сводятся к тому, что обязанность по оплате за содержание и текущий ремонт мест общего пользования и общедомовые нужды возникла у администрации с момента регистрации права ответчика на спорные жилые и нежилые помещения. Однако судом не учтено, что приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14.01.2021 N 38 подписан до регистрации права собственности за Уссурийским городским округом на спорные квартиры. В этой связи апеллянт считает, что из заявленного истцом искового периода подлежит исключению период до регистрации права собственности ответчика на спорные квартиры.

От истца в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против ее удовлетворения, истец указывает на верное установление судом всех обстоятельств дела и безосновательность доводов апеллянта.

До начала судебного заседания от ответчика поступили дополнения к апелляционной жалобе с приложением расчета и выписок из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости, а также акта осмотра жилого помещения от 19.05.2022 и требования от 26.11.2021.

Кроме того, от истца в материалы дела дополнительно поступили копия распоряжения от 25.05.2021 N 304-р и расчеты.

Апелляционный суд, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, определилотказать истцу в приобщении к материалам дела указанных документов как дублирующих уже имеющиеся в материалах дела документы. Документы возращены представителю общества в судебном заседании.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.

Как установлено судами и следует из материалов настоящего дела, ООО "Примжкс" является управляющей организацией многоквартирных домах N 2 по ул. Чайковского и N 2, 2а и 4 по ул. Пионерская в с. Воздвиженка г. Уссурийска Приморского края на основании, заключенного с Уссурийским городским округом (собственник жилых помещений за исключением служебных, приватизированных, квартир и маневренного: фонда) (организатор) договора от 07.08.2020.

Во исполнение обязанностей управляющей компанией в период с 25.05.2021 по 31.05.2022 оказаны услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества спорных многоквартирных домов.

На основании приказа от 14.01.2021 N 38 заместителя Министерства обороны Российской Федерации исключены из специализированного жилищного фонда жилые помещения в общежитии и жилых домах, указанных в пунктах 31-604 приложения N 1. Начальникам ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, в установленном порядке поручено обеспечить передачу недвижимого имущества, в том числе: квартиры N 2, 3, 6, 7, 9, 11, 15-18, 20, 23, 24, 29, 41-43, 47-50, 56-60, расположенные в доме N 2 по ул. Чайковского в с. Воздвиженка; квартиры N 4, 6, 7, 11, 13, 19, 20, 22, 23, 27, 29, 30, 33, 37, 46, 48, 49, 51, 52, 55, 56, 58, 64, 66-70, помещения N 1-10, 1-12, расположенные в доме N 2 по ул. Пионерская в с. Воздвиженка; квартиры N 1-3, 5, 11, 18, 21, 25, 27-29, 32, 33, 37, 38, 42, 46, 47, 49, 51, 53, 55, 58, расположенные в доме N 2а по ул. Пионерская в с. Воздвиженка; квартиры N 1-6, 7, 9-11, 13-15, 18-20, 21-23, 25, 27-29, 32, 33-35, 37-39, 41, 43, 44, 46, 47, 49, 50-52, 54-60, расположенные в доме N 4 по ул. Пионерская в с. Воздвиженка.

Распоряжением начальника управления имущественных отношений от 25.05.2021 N 304-р спорное имущество внесено в реестр муниципального имущества Уссурийского городского округа.

На основании актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 05.07.2021 N 00000331, N 00000332, N 00000333, от 20.07.2021 N 00000428 ответчику переданы спорные жилые помещения.

Согласно выпискам из ЕГРН право собственности за Уссурийским городским округом на квартиру N 1 в доме N 4 по ул. Пионерская зарегистрировано 13.07.2021, квартиры N 22, 23, 35, 37, 43 в доме N 4 по ул. Пионерская - 12.07.2021; на квартиру N 18 в доме N 2 по ул. Чайковского - 29.11.2021; на квартиры N 20, 24, 42, 59 в доме N 2 по ул. Чайковского зарегистрировано 01.07.2021, на квартиры N 2, 3 в доме N 2а по ул. Пионерская - 29.06.2021, на квартиры N 11, 33 в доме N 2а по ул. Пионерская - 25.06.2021, на квартиры N 28, 32, 58 в доме N 2а по ул. Пионерская - 28.06.2021.

ООО "Примжкс", полагая, что лицом, на котором лежит обязанность по оплате коммунального ресурса по жилым и нежилым помещениям N 2, 3, 6, 7, 9, 11, 15-18, 20, 23, 24, 29, 41-43, 47-50, 56-60, расположенным в доме N 2 по ул. Чайковского в с. Воздвиженка; N 4, 6, 7, 11, 13, 19, 20, 22, 23, 27, 29, 30, 33, 37, 46, 48, 49, 51, 52, 55, 56, 58, 64, 66-70, помещения N 1-10, 1-12, расположенным в доме N 2 по ул. Пионерская в с. Воздвиженка; N 1-3, 5, 11, 18, 21, 25, 27-29, 32, 33, 37, 38, 42, 46, 47, 49, 51, 53, 55, 58, расположенным в доме N 2а по ул. Пионерская в с. Воздвиженка; N 1-6, 7, 9-11, 13-15, 18-20, 21-23, 25, 27-29, 32, 33-35, 37-39, 41, 43, 44, 46, 47, 49, 50-52, 54-60, расположенным в доме N 4 по ул. Пионерская в с. Воздвиженка, является администрация, направило последней претензию от 21.06.2022 N 475 с требованием погасить образовавшуюся за период с период с 25.05.2021 по 31.05.2022 задолженность.

Поскольку оплата задолженности администрацией не погашена, общество обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд.

Повторно исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене (изменению), апелляционную жалобу - удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.

В силу части 1 статьи 3 названного Закона решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).

В соответствии с указанной нормой имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом определено Минобороны России.

Положениями пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ) предусмотрено, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и подведомственных им организаций.

Из части 8 указанной статьи следует, что предусмотренное пунктом 1 статьи 3 решение является основанием для возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество.

В силу пункта 10 статьи 3 Закона N 423-ФЗ в случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество, а также право федеральной собственности на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки считается возникшим с даты принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения.

Ранее установлено, что в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14.01.2021 N 38 из федеральной собственности в муниципальную собственность Уссурийского городского округа переданы, жилые помещения в общежитии и жилых домах, указанные в пунктах 260-279, 323-348, 270-299, 300-322, 550-575 приложения N 1 к приказу.

На основании указанного приказа подписаны передаточные акты объектов нефинансовых активов от 05.07.2021 N 00000331, N 00000332, N 00000333, от 20.07.2021 N 00000428.

При этом на дату издания приказа заместителя Министерства обороны Российской Федерации от 14.01.2021 N 38 сведения о спорных жилых и нежилых помещениях в ЕГРН отсутствовали. Доказательств обратного апеллянтом не представлено.

Таким образом, право собственности Уссурийского городского округа на спорные жилые и нежилые помещения возникло с 14.01.2021.

В этой связи, правовых оснований для применения положений пункта 11 статьи 3 Закона N 423-ФЗ при разрешении спора в рассматриваемом случае у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем доводы апеллянта об обратном отклоняются.

На основании статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ, пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ, частями 1, 2 статьи 39, частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества - помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В силу части 1 статьи 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно норме, изложенной в части 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

На основании части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Расчет стоимости услуг представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10).

Поскольку спорные жилые и нежилые помещения является муниципальной собственностью, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о наличии на стороне муниципального образования бремени несения спорных расходов в период с 25.05.2021 по 31.05.2022.

Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Из приведенных норм следует, что начисление ответчику платы за предоставленные услуги истец должен был произвести с учетом тарифа, установленного общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо с применением установленных органом местного самоуправления тарифов.

Из материалов дела следует, что истец производит расчет долга за период 25.05.2021 по 31.05.2022 по тарифам согласно приложениям N 2, 2.1 к договору управления от 07.08.2020.

Расчет долга произведен истцом, начиная с 25.05.2021, что является правом истца и не нарушает прав ответчика.