ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2023 года Дело N А63-2330/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2023.

Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2023.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в режиме видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края, при участии представителя некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" - Калашан А.В. (доверенность от 09.01.2023 N 01), в отсутствие представителя Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, Суханова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2022 по делу N А63-2330/2022 (судья Жирнова С.Л.) по заявлению некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (г. Ставрополь, ОГРН 1132651033140, ИНН 2636808125) к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции (г. Ставрополь, ОГРН 1082635013670, ИНН: 2636055320) о признании недействительным предписания от 01.12.2021 N 1728, третье лицо: Суханов Виктор Александрович (г. Невинномысск),

УСТАНОВИЛ:

некоммерческая организация Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (далее - Фонд, региональный оператор) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным предписания Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции (далее - Управление) от 01.12.2021 N 1728.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Суханов В.А.

Решением суда от 10.10.2022 в удовлетворении требований Фонда отказано. Судебный акт мотивирован законность и обоснованностью вынесенного Управлением предписания.

Не согласившись с принятым решением, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление, ссылаясь на обоснованность принятого решения, просит отказать в удовлетворении жалобы Фонда, считает решение суда законным и обоснованным, доводы, изложенные в апелляционной жалобе несостоятельными. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании представитель Фонда поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Управления и Суханова В.А.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Фонда, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании обращения председателя Совета многоквартирного дома, являющегося собственником жилого помещения (квартиры) N 14, расположенного в многоквартирном доме N 48, по ул. Урицкого в г. Невинномысске (от 22.10.2021 N 7555/02-05-С), по вопросу формирования фонда капитального ремонта в указанном выше многоквартирном доме, должностным лицом Управления (на основании мотивированного представления от 01.11.2021 о принятии решения о проведении внеплановой документарной проверки) издано распоряжение от 01.11.2021 N 3431 о проведении в отношении Фонда внеплановой документарной проверки. Цель и задачи проверки: определение соответствия деятельности регионального оператора обязательным для исполнения требованиям жилищного законодательства Российской Федерации. В ходе проверки должностным лицом Управления запрошены следующие документы: информация о начисленных и оплаченных собственниками помещений взносах на капитальный ремонт общего имущества по многоквартирному дому N 48, расположенному по ул. Урицкого в г. Невинномысске за период с 01.01.2021 по настоящее время, т.е. на момент проведения проверки; информация, основание отказа перечисления денежных средств на специальный счет, открытый для формирования фонда капитального ремонта указанного выше многоквартирного дома; информация об обращениях собственников данного многоквартирного дома и ответы на них за период с 01.01.2021 по настоящее время, т.е. на момент проведения проверки; иная информация, касающаяся данной проверки. Установлено, что собственниками помещений в указанном выше многоквартирном доме N 48, расположенном по ул. Урицкого в г. Невинномысске, на общем собрании собственников помещений было принято решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании его на специальном счете, владельцем которого был выбран региональный оператор. Данное решение собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме было оформлено протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 09.04.2021 N 2. Во исполнение решения собственников помещений вышеуказанного дома, Фондом открыт специальный счет N 40604810360100000094 в публичном акционерном обществе "Сбербанк" (далее - ПАО "Сбербанк"), для дальнейшего формирования фонда капитального ремонта. В соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства Российской Федерации председателем Совета многоквартирного дома в адрес Фонда (вх. N 130-П от 16.04.2021), а также в адрес Управления (вх. N 2608/02-05-С от 16.04.2021) направлен комплект документов: уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме. Указанное решение вступило в законную силу 16.10.2021. С учетом принятого собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании решения, Фондом прекращено начисление взносов на счет регионального оператора собственникам помещений в многоквартирном доме N 48, расположенном по ул. Урицкого в г. Невинномысске. Однако, в нарушение требований действующего законодательства (на момент выдачи оспариваемого предписания) денежные средства, оплаченные собственниками помещений в качестве взносов на капитальный ремонт, не были перечислены на открытый организацией специальный счет.

По итогам проверки составлен акт проверки от 01.12.2021 N 3431-38/1, Фонду выдано предписание от 01.12.2021 N 1728, согласно которому в срок до 07.02.2022 необходимо устранить выявленные нарушения, а именно перечислить денежные средства, оплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме на счет регионального оператора в качестве взносов на капитальный ремонт, на специальный счет регионального оператора, так как данная организация, согласно протоколу общего собрания от 09.04.2021 N 2, выбрана владельцем указанного специального счета.

Несогласие с названным предписанием послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением.

В соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Исходя из содержания части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должно быть принято и реализовано собственниками помещений в этом доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен данный многоквартирный дом.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении данного дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы (часть 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также частью 7 статьи 7 Закона Ставропольского края от 28.06.2013 N 57-кз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края" (далее - Закон N 57-кз), решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

На основании статьи 3 Закона N 57-кз решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через шесть месяцев после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не ранее наступления условия, предусмотренного частью 2 статьи 173 Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 статьи 173 Кодекса.

В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

Для изменения способа формирования фонда капитального ремонта, необходимо общим собранием собственников помещений МКД в соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации принять решения по вопросам, установленным частью 4 статьи 170 Кодекса.

В рассматриваемом деле, решением общего собрания собственников помещений в МКД N 48, расположенном по ул. Урицкого в г. Невинномысске (протокол общего собрания от 09.04.2021 N 2), прекращено формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и выбран способ его формирования на специальном счете, владельцем которого выбран региональный оператор (НО СК "Фонд капитального ремонта").

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 48, расположенном по ул. Урицкого в г. Невинномысске (оформленного протоколом общего собрания от 09.04.2021 N 2) получено региональным оператором (вх. N 130-П от 16.04.2021). Таким образом, названное решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет вступило в законную силу 16.10.2021.

Порядок передачи документов установлен постановлением Правительства Ставропольского края от 18.12.2015 N 546-п "Об утверждении Порядка передачи региональным оператором и (или) владельцем специального счета документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, при изменении способа его формирования". Однако в нарушение требований действующего законодательства, до момента выдачи оспариваемого предписания, региональным оператором денежные средства, оплаченные собственниками помещений МКД N 48, расположенном по ул. Урицкого в г. Невинномысске, в качестве взносов на капитальный ремонт, не были перечислены на открытый региональным оператором специальный счет. Основанием для приостановления мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме N 48 по ул. Урицкого в г. Невинномысске послужило расхождение данных об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (6070, 7 кв. м) и в протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 09.04.2021 N 2 (6062,8 кв. м), в связи с чем должностному лицу управления не представилось возможным определить кворум. Функции регионального оператора не включают в себя полномочия по проверке протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. Также региональный оператор не является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственный региональный жилищный надзор, в том числе, в соответствии с требованиям Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".

Управлением в ходе проведенной проверки установлено, что на общем собрании собственников помещений в указанном выше доме, проведенном в форме очно-заочного голосования, по вопросам повестки дня, приняли участие собственники помещений, обладающие 4307, 53 кв. м, что составляет 71,05 % от общей площади 6062,8 кв. м или 70,96 % от площади 6070,7 кв. м. Следовательно, согласно данным протокола общего собрания от 09.04.2021 N 2, кворум для принятия решений имеется.

При таких обстоятельствах, с учетом решения общего собрания, оформленного протоколом от 09.04.2021 N 2, у Фонда отсутствовали основания не перечисления на открытый специальный счет денежных средств, оплаченных собственниками помещений МКД в качестве взносов на капитальный ремонт. Протокол от 09.04.2021 N 2 в судебном порядке не оспорен и недействительным не признан.

Подлежат отклонению доводы Фонда о неисполнимости оспариваемого предписания, так как в реестре начисленных и оплаченных взносов собственниками помещений оплачены и взносы и пени, а в оспариваемом предписании указано на перечисление только суммы взносов, что не соответствует положениям части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации. Фонд, обладая собственной правоспособностью вправе самостоятельно принимать решения, необходимые для осуществления своей деятельности, в том числе связанные с порядком устранения допущенных нарушений, в связи с чем указанные доводы сами по себе не являются основанием для

Управлением при проведении проверки был сделан правильный вывод о том, что Фондом нарушены положения части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также части 7 статьи 7 Закона N 57-кз, в связи с чем Фонду в соответствии с требованиями действующего законодательства выдано законное и обоснованное предписание от 01.12.2021 N 1728 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, поскольку в связи с изменением способа формирования фонда капитального ремонта, у заявителя (Фонд) возникло обязательство по возврату не принадлежащих ему и неосвоенных денежных средств в виде взносов собственников МКД на капитальный ремонт.

Предписание Управления от 01.12.2021 N 1728 является соответствующим требованиям действующего жилищного законодательства, вынесено в пределах его компетенции. Требования, изложенные в предписании, соответствуют обязанностям фонда и законодательно установленным принципам исполнимости, не создают препятствия для осуществления обществом предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагая на заявителя обязанности в неконкретном и неограниченном объеме, соответствуют действующему жилищному законодательству Российской Федерации.

Наличие обозначенной статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности обстоятельств, которые могли бы послужить признанию недействительным оспариваемого предписания, не установлено.

Имея возможность для соблюдения обязательных требований и норм жилищного законодательства, Фонд не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Аргументы апелляционной жалобе повторяют доводы заявления в суд первой инстанции. Всем доводам Фонда судом первой инстанции надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется..

Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2022 по делу N А63-2330/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Цигельников И.А.

Судьи Семенов М.У.

Сомов Е.Г.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка