ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2022 года N 41
В связи с изменением законодательства, а также имеющимися в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации",
постановляет
внести в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" следующие изменения:
1) в пункте 2:
а) в абзаце четвертом слова "по месту жительства или пребывания" заменить словами "по месту жительства, пребывания или фактического нахождения";
б) дополнить абзацем пятым следующего содержания:
"При этом местом фактического нахождения является избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия - города) либо территория городского или сельского поселения (пункт 4 статьи 1 Закона об административном надзоре).";
в) абзац пятый считать абзацем шестым;
в данном абзаце слова "жительства или пребывания" заменить словами "жительства, пребывания или фактического нахождения";
дополнить предложением следующего содержания: "В случае обращения в суд исправительного учреждения, в котором указанное лицо отбывает наказание, с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении этого лица в принятии такого заявления надлежит отказывать в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 128 КАС РФ.";
г) последний абзац исключить;
2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений, указанных в части 1 статьи 3 Закона при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона (далее - лицо, в отношении которого может быть установлен административный надзор).";
3) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Освобождаемым из мест лишения свободы лицам, в отношении которых может быть установлен административный надзор, такой надзор назначается в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в период отбывания наказания в местах лишения свободы (пункт 1 части 3 статьи 3 Закона).";
4) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. За освобожденными из мест лишения свободы лицами, в отношении которых может быть установлен административный надзор, такой надзор устанавливается в случае совершения ими после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона (далее - соответствующее административное правонарушение).";
5) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Следует иметь в виду, что независимо от оснований, предусмотренных в части 3 статьи 3 Закона, административный надзор в обязательном порядке устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2_1 статьи 3 Закона (далее - лицо, в отношении которого административный надзор устанавливается в обязательном порядке).";
6) дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Лица, совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте, подлежат административному надзору при достижении ими восемнадцати лет к моменту обращения уполномоченного органа в суд с соответствующим административным исковым заявлением (статья 3 Закона).";
7) дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.";
8) в пункте 4:
а) считать пунктом 9;
б) в абзаце первом слова "При таких обстоятельствах" заменить словами "В таких случаях";
9) дополнить пунктом 10 следующего содержания:
"10. Административный надзор может быть установлен с учетом требований статьи 3 Закона в отношении лица, которому ранее назначенное наказание заменено лишением свободы (часть 3 статьи 49, часть 4 статьи 50, часть 5 статьи 53, часть 6 статьи 53_1 УК РФ).";
10) пункт 5 считать пунктом 11, изложив его в следующей редакции:
"11. За освободившимся из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона об административном надзоре и имеющим неснятую или непогашенную судимость на день вступления в силу Закона лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, такой надзор назначается по заявлению органа внутренних дел при условии совершения этим лицом в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений (части 1 и 3 статьи 3, часть 2 статьи 13 Закона об административном надзоре).
За освобожденным из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона и имеющим неснятую или непогашенную судимость на день вступления в силу Закона лицом, в отношении которого административный надзор устанавливается в обязательном порядке, такой надзор применяется по заявлению органа внутренних дел (части 2 и 2_1 статьи 3, части 3 и 4 статьи 13 Закона об административном надзоре).";
11) пункт 6 считать пунктом 12, изложив его в следующей редакции:
"12. С заявлением об установлении административного надзора вправе обратиться исправительное учреждение или орган внутренних дел; о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений - орган внутренних дел; о досрочном прекращении или частичной отмене административных ограничений - орган внутренних дел, поднадзорное лицо или его представитель (статья 6 Закона, части 1-3, 7, 8 статьи 270 КАС РФ).
Следственный изолятор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора за осужденным, в отношении которого он исполняет функции исправительного учреждения (часть 1 статьи 74, статья 77_1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), часть 7 статьи 270 КАС РФ).";
12) дополнить пунктом 13 следующего содержания:
"13. Прокурор в порядке части 1 статьи 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений в защиту прав и свобод поднадзорного лица при условии, что такое лицо по состоянию здоровья, возраста либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.";
13) пункт 7 считать пунктом 14;
14) пункт 8 считать пунктом 15, изложив его в следующей редакции:
"15. Вопрос о принятии к производству суда административного искового заявления, связанного с административным надзором, разрешается судьей незамедлительно (часть 1 статьи 272 КАС РФ).
Требование об устранении недостатков административного искового заявления об административном надзоре может быть изложено в определении о принятии его к производству суда.
В случае неустранения недостатков, препятствующих рассмотрению административного дела, административное исковое заявление может быть оставлено судом без рассмотрения (пункт 5 части 1 статьи 196 КАС РФ).";
15) пункт 9 считать пунктом 16;
16) в пункте 10:
а) считать пунктом 17;
б) в абзаце первом слово "десяти" заменить словом "двадцати";
в) первое предложение абзаца первого дополнить словами "(часть 7 статьи 272 КАС РФ)";
г) в абзаце втором слова ", поскольку срок их рассмотрения менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке главы 33 КАС РФ" заменить словами "(часть 2 статьи 291 КАС РФ)";
17) в пункте 11:
а) считать пунктом 18;
б) в абзаце первом слова "о дате и времени" заменить словами "о времени и месте";
в) в абзаце четвертом слова "фактического пребывания" заменить словами "фактического нахождения";
18) в пункте 12:
а) считать пунктом 19;
б) абзац первый изложить в следующей редакции:
"19. За признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.";
19) в пункте 13:
а) считать пунктом 20;
б) в абзаце первом слова "лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона" заменить словами "лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор", слова "административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 этой же статьи," заменить словами "соответствующих административных правонарушений";
в) в абзаце втором слова "статье 4.6 КоАП РФ" заменить словами "статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)";
20) пункт 14 считать пунктом 21;
21) в пункте 15:
а) считать пунктом 22;
б) в абзаце первом слова "постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона" заменить словами "постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение соответствующих административных правонарушений";
22) в пункте 16:
а) считать пунктом 23;
б) абзац третий изложить в следующей редакции:
"Судом не может быть принят отказ от административного иска о назначении административного надзора за лицом, в отношении которого административный надзор устанавливается в обязательном порядке, если на момент рассмотрения дела не истекли сроки, установленные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре.";
23) пункт 17 считать пунктом 24, изложив его в следующей редакции:
"24. Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 Закона установление административного надзора за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, является обязательным.
Отсутствие в приговоре прямого указания на вид рецидива не влияет на возможность установления административного надзора за таким лицом, поскольку закон связывает назначение такого надзора с фактом наличия у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. В этом случае суд устанавливает административный надзор, исходя из вида рецидива, с учетом содержания приговора (включая сведения о сроке, о виде наказания, о виде исправительного учреждения) и (или) иных судебных решений по уголовному делу (в том числе судебных актов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций).";
24) пункты 18-20 считать соответственно пунктами 25-27;
25) в пункте 21:
а) считать пунктом 28;
б) абзац первый после слов "основанием для прекращения административного надзора" дополнить словами ", за исключением лиц, указанных в части 2_1 статьи 3 Закона";
26) пункт 22 считать пунктом 29, изложив его в следующей редакции:
"29. Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.