ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 6 августа 1999 года N 43
Вопросы применения Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)"
в судебной практике
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обсудил некоторые вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике и в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.Яковлев
Приложение
к письму Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
от 6 августа 1999 года N 43
Вопросы применения
Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)"* в судебной практике
---------------
* Далее - Закон о банкротстве.
1. Подлежит ли рассмотрению в арбитражном суде заявление о признании банкротом индивидуального (семейного) частного предприятия?
Согласно пункту 5 статьи 186 Закона о банкротстве не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном этим Законом, унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенных предприятиях в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Индивидуальное (семейное) частное предприятие не может быть признано банкротом, так как к нему применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об унитарных казенных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (пункт 5 статьи 6 названного Федерального закона, статьи 113, 115 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При поступлении в арбитражный суд заявления о признании индивидуального (семейного) частного предприятия банкротом арбитражный суд выносит определение об отказе в принятии указанного заявления.
2. Какие документы должны представляться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника?
Лица, обладающие правом на подачу заявления о признании отсутствующего должника банкротом, обязаны приложить к названному заявлению документы, подтверждающие наличие обстоятельств, позволяющих отнести должника к отсутствующему, в частности документ органа связи о невозможности вручить должнику корреспонденцию, справку налоговой инспекции о непредставлении отчетной документации налоговым органам, доказательства фактического прекращения должником своей деятельности (статья 177 Закона о банкротстве).
В случае непредставления таких документов арбитражный суд возвращает указанное заявление на основании пункта 1 статьи 37, статей 39, 40, пункта 1 статьи 43 Закона о банкротстве.
3. Возможно ли возвращение арбитражным судом заявления кредитора о признании должника банкротом, если кредитор до направления заявления в арбитражный суд не принимал мер к получению задолженности вне процедур банкротства согласно имеющимся исполнительным документам?
В соответствии со статьей 43 Закона о банкротстве арбитражным судом возвращается заявление кредитора о признании должника банкротом, не соответствующее требованиям, предусмотренным статьями 32-40 этого Закона.
При наличии исполнительных документов для правильного рассмотрения дела о банкротстве необходимы сведения о том, не были ли произведены взыскания по этим документам в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона о банкротстве такие сведения кредитор обязан изложить в заявлении вместе с указанием подтверждающих их доказательств. Несоблюдение кредитором этой обязанности может быть признано основанием для возврата его заявления арбитражным судом.
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона о банкротстве кредитор обязан приложить к заявлению документы, подтверждающие размер задолженности по обязательствам. Такими документами при наличии исполнительных документов являются, в частности постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, о возвращении исполнительного документа взыскателю, об окончании исполнительного производства (статьи 9, 26, 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Непредставление кредитором указанных документов может являться основанием для возвращения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (при отсутствии доказательств, подтверждающих признание должником требований кредитора).
4. Кому по делу о банкротстве банка принадлежит право требования к банку уплаты сумм налоговых платежей, списанных им со счета клиента, но не перечисленных в бюджет в связи с банкротством этого банка?
Согласно пункту 2 статьи 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1999 года, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Поэтому право требования к банку уплаты сумм налоговых платежей, списанных им со счета клиента, но не перечисленных в бюджет в связи с банкротством этого банка, принадлежит налоговым органам.
5. Вводится ли процедура наблюдения по делам о банкротстве индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств?
Анализ статей 23, 152, 157, 169 Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что по делам о банкротстве индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств, процедура наблюдения не вводится.
6. Может ли быть восстановлен срок, установленный для предъявления кредиторами своих требований в целях участия в первом собрании кредиторов?
Согласно пункту 1 статьи 63 Закона о банкротстве в целях участия в первом собрании кредиторов кредиторы предъявляют свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Данный срок не может быть восстановлен арбитражным судом. Кредиторы, не предъявившие свои требования в указанный срок, вправе в дальнейшем предъявить их к должнику в ходе внешнего управления и конкурсного производства.
7. Включаются ли неустойки (штрафы, пени), финансовые (экономические) санкции, в том числе установленные решениями судов, в сумму требований при определении числа голосов конкурсных кредиторов, а также налоговых или иных уполномоченных органов?
В соответствии со статьями 2, 4 Закона о банкротстве в сумму требований при определении числа голосов конкурсных кредиторов, а также налоговых или иных уполномоченных органов не включаются неустойки (штрафы, пени), финансовые (экономические) санкции, в том числе установленные решениями судов.
8. Может ли быть представителем работников должника лицо, уволенное из организации в связи с ее банкротством?
Интересы работников должника в арбитражном процессе представляет лицо, ими уполномоченное. Представителем работников должника может быть лицо, являющееся работником этого должника, а также лицо, уволенное в связи с банкротством должника (статьи 2, 31, 34 Закона о банкротстве).
9. Какими правами обладает представитель работников должника в деле о банкротстве?
В соответствии со статьей 12 Закона о банкротстве представитель работников должника вправе участвовать во всех собраниях кредиторов, но не имеет права голоса. Поэтому арбитражные управляющие в случае созыва собрания кредиторов уведомляют представителя работников должника о месте и времени проведения собрания.
Закон о банкротстве не предусматривает возможности подачи представителем работников должника жалобы в арбитражный суд на решения, принимаемые собранием кредиторов, действия арбитражного управляющего, а также на решения, определения, постановления арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15, со статьей 55 Закона о банкротстве разногласия между арбитражным управляющим и представителем работников должника о составе и размере требований по оплате труда и выплате выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), рассматриваются арбитражным судом в деле о банкротстве.
10. Может ли арбитражный суд отклонить кандидатуру внешнего или конкурсного управляющего, предложенную собранием кредиторов?
Арбитражный суд вправе отклонить кандидатуру внешнего или конкурсного управляющего, предложенную собранием кредиторов, если она не соответствует требованиям статьи 19 Закона о банкротстве. В частности, основанием для отклонения может служить отсутствие у данного лица необходимых специальных знаний (пункт 1 статьи 19 Закона о банкротстве). В этом случае, если собранием кредиторов не предложено иной кандидатуры внешнего или конкурсного управляющего, арбитражный суд на основании пункта 5 статьи 71, пункта 1 статьи 99 Закона о банкротстве назначает такого управляющего из числа кандидатур, предложенных лицами, участвующими в деле, или из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих, а если это невозможно - из числа кандидатур, предложенных государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда.
11. Вправе ли арбитражный управляющий назначить заместителя арбитражного управляющего?
Согласно пункту 3 статьи 59 Закона о банкротстве в случае временной неспособности временного управляющего исполнять возложенные на него обязанности арбитражный суд вправе назначить заместителя временного управляющего.
В соответствии со статьей 81 названного Закона комитет кредиторов вправе принять решение о представлении арбитражному суду кандидатуры заместителя внешнего управляющего.
При этом кандидатуры заместителя временного управляющего и заместителя внешнего управляющего должны соответствовать требованиям, указанным в статье 19 Закона о банкротстве.
Закон о банкротстве не предусматривает возможности назначения заместителя арбитражного управляющего самим арбитражным управляющим.
12. Оценивает ли арбитражный суд необходимость и обоснованность расходов по оплате работ, произведенных соответствующими специалистами, привлеченными временным управляющим для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе?
Если временный управляющий привлекал для обеспечения осуществления своих полномочий (деятельности) на договорной основе иных лиц (специалистов, специализированные организации) с оплатой их деятельности (вознаграждения) за счет имущества должника (статьи 20 и 22 Закона о банкротстве), то в случае неоплаты руководителем должника работ, принятых временным управляющим, вопрос об их оплате решается арбитражным судом.
При рассмотрении заявления об оплате произведенных соответствующими специалистами работ арбитражный суд оценивает необходимость и обоснованность произведенных расходов и их размер. По результатам рассмотрения данного заявления арбитражный суд выносит определение, в котором указывает размер подлежащих выплате сумм, и выдает исполнительный лист на их взыскание.
13. Выдается ли исполнительный лист при удовлетворении арбитражным судом жалобы кредиторов о нарушении их прав и интересов?
При удовлетворении жалобы кредиторов о нарушении их прав и интересов исполнительный лист не выдается.
14. Достаточно ли вступившего в законную силу решения суда для отнесения размера денежных обязательств по требованиям кредиторов к установленному или необходимо также наличие исполнительного листа?
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований, а также в иных случаях, предусмотренных этим Законом. Обязательного представления исполнительного листа Закон о банкротстве не предусматривает. Однако арбитражный управляющий вправе истребовать исполнительный лист у кредитора для проверки произведенных удержаний и своевременности предъявления его к исполнению.
15. Что необходимо понимать под заявленными требованиями кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов?
В соответствии со статьей 51 Закона о банкротстве одним из оснований для принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является удовлетворение заявленных в соответствующем деле о банкротстве должника требований кредиторов до принятия арбитражным судом решения по делу.
Под заявленными требованиями кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов понимаются требования, предъявленные к должнику в деле о банкротстве с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до принятия решения.
При рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций заявленными следует признавать также требования граждан-вкладчиков, по которым арбитражному управляющему представлены исполнительные листы, в том числе при отсутствии заявлений самих граждан.
Требования, подтвержденные вступившими в законную силу решениями судов либо признанные должником, включаются временным (внешним) управляющим в реестр требований кредиторов при проведении наблюдения или внешнего управления и не подлежат повторному предъявлению при проведении соответственно процедур внешнего управления или конкурсного производства.
Не подтвержденные судебными решениями требования, которые были предъявлены в период наблюдения и в силу отсутствия возражений должника были включены в реестр требований кредиторов, также не предъявляются повторно.
16. Распространяется ли мораторий на удовлетворение требований кредиторов в части внесения должником в бюджет сумм подоходного налога по заработной плате в случаях осуществления платежей в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 70 Закона о банкротстве?
В соответствии со статьей 24 части первой Налогового кодекса Российской Федерации при перечислении в бюджет сумм подоходного налога, удержанных с заработной платы работников, должник выступает в качестве налогового агента. Поэтому мораторий на удовлетворение требований кредиторов на случаи перечисления в бюджет сумм подоходного налога не распространяется.
17. Представляется ли план внешнего управления арбитражному суду на утверждение?
В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Закона о банкротстве план внешнего управления утверждается собранием кредиторов. Арбитражный суд план внешнего управления не утверждает.
18. Представляется ли план конкурсного производства на утверждение арбитражному суду?
Обязательное составление плана конкурсного производства и утверждение его арбитражным судом Законом о банкротстве не установлено.
19. Какие меры могут применяться конкурсным управляющим в целях поиска, выявления и возврата имущества должника?
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 101 Закона о банкротстве конкурсный управляющий принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, в том числе путем предъявления исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, а также совершения иных действий, предусмотренных законами и иными правовыми актами.
Конкурсный управляющий также вправе предъявить иски о признании указанных сделок недействительными, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 78 Закона о банкротстве.
Такие иски предъявляются арбитражными управляющими (внешними и конкурсными) в соответствии с подведомственностью и подсудностью, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
20. Возможно ли при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 180 Закона о банкротстве, проведение конкурсного производства по упрощенной процедуре банкротства, если решение арбитражного суда о признании должника банкротом, принятое до 01.03.98, не было реализовано из-за отсутствия кандидатуры конкурсного управляющего?
Если решение арбитражного суда о признании должника банкротом, принятое до 01.03.98, не было реализовано, в частности из-за отсутствия кандидатуры конкурсного управляющего, конкурсное производство при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 177, 180 Закона о банкротстве, может быть проведено по упрощенной процедуре банкротства (параграф 2 главы Х Закона о банкротстве). О переходе к упрощенной процедуре банкротства суд выносит определение.
21. Возможно ли отложение рассмотрения дела на срок более двух месяцев, установленных пунктом 2 статьи 47 Закона о банкротстве?
В исключительных случаях, когда проверку обстоятельств, связанных с платежеспособностью должника и возможностью ее восстановления, не удалось осуществить в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 47 Закона о банкротстве, арбитражный суд, руководствуясь статьями 2, 120 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях принятия обоснованного решения вправе отложить рассмотрение дела для дополнительного исследования доказательств.